![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регресс при перевоплощении
В своей талантливой рецензии на книгу м-ра Оксли «Философия Духа» м-р Субба Роу, критикуя авторскую концепцию иерософической доктрины, замечает: «Второе из вышеприведенных положений (перерождений в материальной человеческой форме быть не может, поскольку ни на каком этапе не бывает движения вспять) противоречит всем древним традициям восточных народов и учениям всех восточных адептов». Курсив мой. Данное положение, конечно же, не может соответствовать «всем древним традициям восточных народов»; но действительно ли противоречит «учениям всех восточных адептов» та его часть, которую я выделил курсивом: «ни на каком этапе не бывает движения вспять» (хотя она, конечно же, противоречит древним традициям индусов)? Если я не ошибаюсь, вы сами все время настойчиво повторяли, как одну из истин оккультной философии, что перерождение на нижестоящей стадии невозможно, что по ступеням существования нельзя двигаться в обратном направлении и что «природа всегда закрывает за собою двери»: иными словами, что возвратного движения не бывает. Но это как раз то, что утверждает м-р О[ксли] и против чего возражает м-р С[убба] Р[оу]! Не могли бы вы или же сам ученый рецензент разъяснить это противоречие? Г. Бомбей, 2 декабря 1883. Примечание редактора. Мы «настойчиво повторяли» и повторяем снова, что не бывает «регресса» в том буквальном, догматическом понимании, в каком его рассматривает экзотерический индуизм: т.е. что перерождение человека в физической форме животного на этой земле невозможно. Однако мы никогда не утверждали, что не бывает морального регресса, особенно в межпланетных сферах; именно эту точку зрения отстаивает м-р Т.Субба Роу, так как нам представляется, что м-р Оксли вкладывает в понятие «возвратного движения» то же самое содержание, что и экзотерический индуизм.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ СПИРИТУАЛИЗМ ЗАКОН «ПРИЛИВА» И «ОТЛИВА»
[Эта талантливая статья публикуется здесь постольку, поскольку м-ру Субба Роу, против которого направлены многие ее пассажи, пришлось отвечать на нее. И так как он не желал затягивать с ответами на целый месяц, до выхода в свет следующего выпуска журнала, то напечатал их в виде примечаний в этом же номере. Таким образом, большинство примечаний к тексту статьи принадлежит ему. — Ред.]
В октябрьском номере «Theosophist» за 1882 г. опубликована суровая критика статьи м-ра Уильяма Оксли (напечатанной в сентябрьском номере), автором которой является наш уважаемый восточный брат, м-р Субба Роу. Последний, цитируя слова автора, утверждающего, что «нет ничего странного в том, чтобы признать возможность не объективного, но субъективного появления подлинного автора Махабхараты в Лондоне или где бы то ни было еще, если бы он сам того пожелал», замечает: «Совершенно верно; однако вряд ли у него когда-либо возникнет такое желание». После того как м-р Субба Роу признал возможность такого появления, не кажется ли последняя часть фразы довольно странной, тем более если учесть, что исходит она от поборника истинной веры ортодоксального брахманизма? [23] По правде говоря, она выглядит так, как будто м-р Субба Роу претендует на совершенное знание побудительных мотивов, коими руководствуются в своих действиях возвышенные существа. Но на каком основании он приписывает себе знание того, какие именно «желания» могут возникать у подлинного автора Махабхараты? [24] Из текста «Бхагавадгиты» мы узнаем, что тот, кто был назван (будучи в определенном состоянии) «Господином всех сотворенных существ» [гл. 4, шл. 6], произнес однажды следующую фразу: «Властвуя над своей природой, я проявляюсь по своей собственной воле: и, когда добродетель приходит в упадок и в мире восстают порок и несправедливость, я проявляюсь: и так происходит из века в век» [гл. 4, шл. 6-8]. И если он действительно властвует над собственной природой, а значит — и над всеми людьми, то я могу предположить, что для своих практических целей он избирает себе чела в форме человека, т.е. того, кто облачается в Солнце, благодаря божественному лучу, в котором Он Сам проявляется. И даже более того, мы можем вести речь о многих чела в человеческих формах, через которых силы великой Духовной Личности проявляются в надлежащем порядке на протяжении столетий. То, что можно сказать о Величайшем, одинаково применимо и по отношению к духам нижестоящих рангов, поскольку они тоже могут иметь своих чела, уровень развития которых пропорционален их собственному. По сведениям «Theosophist», некий наш брат раджа-йог способен принимать любую форму, какую пожелает, и общаться с духами как оставаясь в теле, так и будучи вне его. Так почему же мы должны отрицать возможность того, что столь же способный человек, властвующий над своею собственной жизнью, а значит, и над природою нижестоящих по сравнению с ним форм, — а Вьяса был, конечно же, именно таким человеком — мог бы проявиться в нашем мире через медиума, присвоив себе имя «Бусирис»? [25] Разве большее не включает в себя меньшее? «Если бы я полностью перешел под контроль своего высшего, или седьмого, принципа», то смог бы, даже оставаясь в своем нынешнем состоянии, воспринимать сообщения от духов этого уровня и переводить их из одной формы в другую; и точно так же чела, живущий в человеческой форме, может обходиться с посланиями и сообщениями, поступающими от Братьев. Способы проявления могут быть разными, но в обоих случаях действует один и тот же закон; и потому м-р Субба Роу, конечно же, не прав, когда говорит, что «у Бусириса нет чела в человеческом образе». Ибо Тот, кто достиг столь значительных высот, уже давно должен был приобрести власть над своей собственной природой, а вместе с нею и над всеми теми, кто причастен к атомической жизни его Духовного Тела, или, во всяком случае, он может управлять ими и «контролировать» их, когда пожелает. Как и сами Братья, эти существа способны распоряжаться невидимыми атомами, находящимися внутри (или ниже) их собственного уровня, но могут ли они так же управлять внутренними жизнями жизнеатомов, составляющих Духовные Тела существ иного порядка или даже, возможно, вышестоящих, по отношению к ним, существ? В этот нерешенный вопрос упираются все попытки примирить новую школу современного спиритуалистического движения с духом восточного оккультизма. И для того чтобы проблема была решена, необходимо сперва установить контроль над незримыми главами Духовных воинств. Через интуицию внутренний Голос Ангела Божия говорит с людьми, мужчинами и женщинами, принадлежащими к нашему уровню жизни, но к различным философским системам, церквям и другим организациям, для каждой из которых он находит собственное, более понятное описание пути, ведущего к Воскресению в новую жизнь. Некоторые люди ощущают причастность к более чем одному уровню жизни, но каждый, кто замечает в себе луч света, должен следовать за ним, ибо луч этот ведет человека на вершину Горы, куда его призывают, будь то уровень Планетного или Солнечного Адептства[26]. Поскольку материя пребывает в материи, дух — в духе, атом — в атоме, а Прилив — в Отливе, то точно так же существуют уровни внутри уровней Разума, как Планетных, так и Солнечных. Из них мы черпаем свою жизнь и из них же (опосредованно) получаем то, что составляет высшие свойства нашей жизни. И не так уж важно, на сколько этапов подразделяется жизненное качество во время своего нисхождения или восхождения к атому, из которого оно вышло и к которому возвращается; линию можно продлевать до тех пор, пока атом не станет невидимым для внешнего человека; но невидимое становится видимым в жизнях всей совокупности атомов, исходящих из Единого, которое никогда не перестает быть единством. А потому даже при данных обстоятельствах у нас есть возможность интуитивно ощутить близкое присутствие ангельских родителей, которые дали нам новое рождение, раскрыв сокровенные стороны своей жизни, в которой мы живем, движемся и действуем. Благодаря этим рождениям, мы воспринимаем, помимо своих собственных характерных качеств, некоторые особенности каждого отца и матери, через которых мы приобрели свое существование, и эти дополнительные качества накапливаются и проявляются до бесконечности. А если это так, то ни о каком исчезновении не может быть и речи, поскольку исчезновение из жизни ребенка хотя бы одного атомического свойства было бы равносильно исчезновению того, кто это свойство породил[27]. Можно ли уничтожить частицу Бога? [28] Я утверждаю, что из жизни вселенной не может исчезнуть ни один атом[29]. Творение бесконечно, и его способность расти и развиваться неисчерпаема. Но если бы в нем действовал только закон Отлива, совершенствование было бы невозможно. Подобное рождает подобное; и даже если бы число различных вариаций достигло бесконечности, все они представляли бы собою просто однобразное повторение подобных друг другу существ; так что процесс эволюции от первоначального ствола не сопровождался бы совершенствованием формы[30]. Но при наличии действующего закона Прилива новым формам могут соответствовать новые, более возвышенные качества, которые, достигнув достаточной степени развития, создают, в свою очередь, новые живые формы — более высокого и более внутреннего порядка. Только учитывая этот факт, мы можем объяснить эволюцию и появление всевозможных новых форм жизни. Для того чтобы появление этих новых форм стало возможным, необходимо, чтобы зачатки нового уровня жизни были рождены свыше в преображенной душе, так как это ни в коем случае не повторение от «старого семени по роду его». Вот почему новый уровень духовной жизни, нарождающийся ныне на Западе и совершенно непохожий в своих проявлениях на восточный, вряд ли может быть понят и принят представителями последнего — в том плане, который я описал выше. В еврейском Писании сказано, что молодой Самсон «не знал пока силы своей». Так же и духовная сила ребенка с Запада неведома или непонятна пока его старшему брату с Востока. Так признают ли теперь восточные Братья крепнущего юношу, увидят ли в нем «достойного наследника» и согласятся ли ниспослать с высот своих малую толику своего сокрытого богатства, чтобы поддержать новую жизнь, народившуюся внизу, в долине? Даже «Theosophist» признает, что, невзирая на все преимущества, которые дарит обладание древними сокровищами оккультного знания, восточная система время от времени давала сбои, и, несмотря на периодические попытки возродить ее, предпринимавшиеся в различные эпохи, восстановить эту систему во всей ее исконной, изначальной славе Золотого века так и не удалось[31]. И если мы видим, что определенная часть братьев пытается возродить свой орден на прежних основаниях, то где гарантия, что при этом гниющий ствол обветшавшего древа познания сможет если не исцелиться, то хотя бы пустить молодые побеги, что уже не раз имело место в прошлом? Древние индусская, брахманская, буддийская, египетская, еврейская или арабская, христианская и магометанская системы — это всего лишь ответвления от единого ствола, и каждая из них была наилучшей в самом начале. Так как же могло случиться, что, несмотря на близкое соседство, непосредственное влияние и опеку Братьев, население Индии явно утратило свои некогда высокие стандарты, растеряв свою духовность и былые способности? [32] Какая судьба может ожидать нас как Теософское Общество, если самые корни нашей жизни как таковой черпают свою жизненную энергию из гниющего Дерева, чьи плоды, листья и ветви «выросли» в результате «Отлива» и являются, таким образом, категориями нисходящего порядка — уже хотя бы потому, что Общество игнорирует сокровенный «закон Прилива», исходящего от Древа Жизни внутренней причинности? А все, что произрастает исключительно в направлении «отлива», рано или поздно должно исчерпать свою жизненную энергию. Только новый прилив, исходящий от великого Центрального Солнца всего сущего, способен побудить душу вознестись к более высоким состояниям и формам существования; и вследствие этого эволюционирующие из него новые формы создают новую версию системы, дополняющую собой восходящую шкалу, которая никогда не повернет вспять (как это всегда было и есть), и тем самым обозначают новую ступень чисто Планетного Цикла воплощений, затеняющее действие которого не допускает проникновения прямых лучей великого Вечного Солнца. Похоже, что «Теософия» говорит нам о существовании некоей скрытой силы, обладающей независимой энергией, которой вполне достаточно для того, чтобы создавать новые виды без всякого вмешательства более возвышенных сил. Но может ли, к примеру, эта независимая энергия создать объект без помощи объективно существующих материалов? Может ли она породить мысль или идею новой формы совершенно независимо от того, что наш разум черпает из идеального царства бытия, откуда приходят все зачатки и зародыши будущих форм? [33] Если бы тонкую (внешне невидимую) нить жизни, которая тянется через весь вселенский Сад — от Первичного Древа до внешней периферии, состоящей из физических объектов, можно было разорвать и при этом поддерживать в этих оторванных жизнях жизненную энергию, тогда я мог бы признать, что закон Отлива действительно является вполне достаточной причиной появления и увековечения всех новых и возвышенных форм жизни, проявившихся и развившихся в различные эпохи. Разумеется, какая-то группа, полностью зависимая от традиционных ритуалов, установленных теми, кто столетия назад смог получить из первых или из вторых рук немного света из всеобщего источника, может отказать нам в праве приобщиться к запасам древнего экспериментального знания, устанавливая на нашем пути непроходимые барьеры, но ни одна группа не в состоянии перекрыть нам доступ к великому Источнику Света и Любви, откуда все мы беспрепятственно можем пить воду Жизни[34]. Не предпочтительнее ли это, чем привязывать себя к нисходящему источнику мудрости, русло которого уже затянуто илом столетий, так как на каждой стадии своего нисхождения этот поток неизбежно терял часть своей силы и энергии, чтобы в конце концов затеряться в безводной пустыне, в песках которой прозябают многие люди? Да и что мешает нам самим подняться выше по течению, чтобы увидеть более чистые воды этого же самого потока? Ведь с теми системами, которые относятся к восходящей категории, дело обстоит совершенно иначе. В силу того что эти системы постоянно находятся под воздействием энергии направленного Божественного Солнечного Луча, им доступны такие достижения, на которые прочие системы никогда не смогли бы рассчитывать. Как может система передать то, чем она, по ее собственному признанию, не обладает, а именно двойственный характер состояния адепта? Даже если в определенный орден адептов женщины не допускаются, в конце концов ему все равно придется уступить этой двойственной силе, способной поляризовать и подготовить как мужские, так и женские атомы к состоянию, в котором они смогут вступить в «Небесный Брак». Будучи допущенными в вышеназванное состояние, эти повенчанные атомы действуют и противодействуют до тех пор, пока каждое свойство их соединенного бытия не начнет вращаться и вибрировать во всех семи гранях луча и не пропитается насквозь его светом и теплом, после чего атомы приобретут способность проецировать зачатки новой, более возвышенной и чистой жизни на те души, которые стоят ниже их, но стремятся к тому же самому состоянию; последние же, в свою очередь, смогут потом поделиться, сообразно собственному уровню, большим или меньшим количеством света, тепла и жизни со всем своим окружением; и так далее ad infiniium[35]. Благодаря этому посредничеству широкие массы человечества бессознательно приобщаются к новому уровню жизни, сообразно своим собственным деяниям, но двойственные адепты приобщаются к нему осознанно, получая его как целенаправленный прилив. Для того чтобы могли создаваться новые жизненные формы, в подготовленные атомы должна вливаться как на этой земле, так и на других новая жизненная сила, более возвышенная и более чистая. Как же еще, если не через Божественное Солнечное Состояние обвенчанной пары, может быть порождена эта более высокая и чистая жизнь? Учитывая это обстоятельство, нетрудно догадаться, что «Братья», с их обязательным для адептов целомудрием, не в состоянии породить жизнь более высокую или чистую, нежели их собственная, и следовательно, вся система, в основании которой лежит подобный принцип, не может существовать вечно[36]. В момент кульминации седьмого цикла, который может быть символически назван Небесным Воскресеньем, через всю универсальную Землю проносится новый Луч; и те, кто к этому готов, рождают или доводят до совершенства более высокие формы жизни на тех землях, которые они населяют, сообразно уровню развития собственной планеты в общей цепи. Ибо, как убедительно продемонстрировал автор «Фрагментов оккультной Истины», различные земли системы отличаются друг от друга уровнем ментального и духовного развития. Впрочем, никто не может быть полностью лишен этого циклического воздействия «Великого Солнца», ибо в данном случае эта потеря должна была бы коснуться также и всех остальных членов солнечного семейства. И здесь мы сталкиваемся с различиями, существующими между наставлениями и учениями Планетного и Солнечного Гуру. Первый является Предтечей, приготовляющим путь второму, а второй уже ведет за собою учеников-чела — как мужчин, так и женщин — за пределы Древа Познания, к самому Древу Жизни[37]. Листья этого Древа — животворного источника — служат для «исцеления народов»; именно с их помощью все то, что было давно утрачено и предано забвению и что оккультная система безрезультатно пытается окончательно уничтожить, будет собрано снова и поставлено на службу самому бережливому хозяину. Таким образом, ничто не пропадет. И фрагменты (внешне) исчезнувшего Светила снова соберутся воедино, чтобы слиться в яркое солнце, которое будет, в свою очередь, освещать еще более густой сумрак нижних миров. В вышеизложенных обобщениях (а объем журнальной статьи не позволяет мне излагать свои мысли более подробно) я фактически описал предназначение элементалов, reliquoe и т.д., и т.п., существование которых оккультная наука, судя по всему, тоже признает. Если бы журнальная площадь это позволяла, я с удовольствием описал бы их роль в формировании земель и в поддержании населяющих их жиз-неформ, а также их положение в Космосе, но пока я готов ограничиться указаниями общего характера. О современном спиритуализме, если рассматривать его как абсолютно новый и качественно отличный (от всего, что было раньше) уровень жизни, нельзя сказать, что наиболее совершенным он был в самом начале; напротив, он начинался с нуля. Как явление он явно обойден вниманием в «Theosophist», в ответе м-ру Терри из Австралии (с которым я знаком лично); да и те, кто признает более высокие аспекты более продвинутой системы спиритуализма, вряд ли сочтут его удовлетворительным. Оккультисты заявляют, что единственно верный и безопасный метод общения с невидимыми силами, существами, разумами и так далее — их собственный и что позволять и тем более самому стремиться перейти под власть «руководящего Духа», который использовал бы человеческий организм, неправильно и к тому же небезопасно для морального состояния тех, кто это практикует. Мне же представляется, что праведность или неправедность этого метода определяется тем, как мы его используем. Более того, мы не должны забывать, что временами эта «контролирующая сила и влияние» исходят от неодолимой силы, которой экстрасенс просто не может противостоять[38]. Даже «вызывание» духовных существ, если можно назвать таким образом метод создания условий для духовных проявлений, применяемый во время спиритических сеансов, вполне согласуется с ритуалами и церемониалом древнеиндийской системы; так как в «Самаведе», к примеру, сказано: «Приди, о Отец, вместе с духами отцов наших»[39]. Если этот призыв применялся на практике и являлся неотъемлемой частью религиозного культа и если в отдаленном прошлом это делалось с благословения самой церкви, то сейчас, когда наши познания заметно возросли и, будем надеяться, усовершенствовалась мораль, мы можем без опасения продолжать эту же самую деятельность, не боясь причинить вред ни одной из двух участвующих в ней сторон, если только мотивы, коими мы руководствуемся, будут чисты и благонамеренны. И разве не найдется ни одного «бра-та»-адепта британского или европейского происхождения, который симпатизировал бы усилиям своих соотечественников настолько, что принял бы участие в непосредственной переписке с теми, кто жаждет приобщения к более высокому уровню Жизни? [40]
[Более подробный ответ мы планируем дать в следующей статье.] Уильям Йитс, член Британского Теософского Общества Ману (IV, 123 и т.д.). О призывающей духов умерших «Са-маведе» он говорит, что «само звучание ее имени {Сама-веда) нечисто». — Т.С.Р.
«ОККУЛЬТНЫЙ МИР»
|