![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Счастливое открытие м-ра Генри Киддла 4 страница
Теперь крайне трудно установить, получили ли тибетцы свою доктрину от древних риши Индии, или древние брамины научились своей оккультной науке у адептов Тибета; или, опять-таки, исповедовали адепты обеих стран первоначально одну и ту же доктрину, заимствованную из общего источника[44]. Если бы вы отправились в Шрамана-Белагулу и расспросили там нескольких пандитов-джайнов об авторстве Вед и происхождении брахманской эзотерической доктрины, они наверняка сказали бы вам, что Веды были составлены ракшасами[45], или дайтья-ми, и что брамины получили свое сокровенное знание от них[46]. Означают ли эти утверждения, что Веды и брахманские эзотерические учения берут свое начало в погибшей Атлантиде — на материке, некогда занимавшем значительную часть нынешней акватории Южного и Тихого океанов? Утверждение «Разоблаченной Изиды», что санскрит был языком обитателей упомянутого материка, может навести на мысль, что Веды, возможно, появились именно там (где бы ни находилась при этом родина арийского эзотеризма)[47]. Но настоящая эзотерическая доктрина, равно как и мистическая аллегорическая философия Вед, была заимствована из другого источника, каким бы он ни был — быть может, у божественных обитателей (богов) священного острова, который когда-то существовал посреди моря, покрывавшего в древние времена песчаное пространство, называемое ныне пустыней Гоби. Как бы то ни было, знание оккультных сил природы, коим обладали обитатели погибшей Атлантиды, переняли древние адепты Индии, присовокупившие его к эзотерической доктрине, преподанной им обитателями священного Острова[48]. Однако тибетские адепты не внесли это дополнение в свою эзотерическую доктрину, и именно в этом отношении следует ожидать различий между двумя учениями[49]. Брахманская оккультная доктрина, вероятно, содержит в себе все, что говорилось о силах природы и их законах как на таинственном острове Севера, так и на столь же таинственном материке Юга. И если вы намерены сравнивать арийскую и тибетскую доктрины в плане их учений об оккультных силах природы, то прежде вы должны изучить все классификации этих сил, их законы и проявления и подлинные аллегорические значения различных наименований, данных им в арийской доктрине. Вот некоторые классификации оккультных сил, имеющиеся в брахманской системе: I. Классификация оккультных сил относительно Парабрахмана и всего, что существует в Макрокосме. II. " -" относительно человека и всего, что существует в микрокосме. III. " -" для целей тарака-йоги или пранава-йоги. IV. " -" для целей санкхья-йоги (где этисилы являются, по сути дела, неотъемлемыми атрибутами Пракрити). V. " -" для целей хатха-йоги. VI. " -" для целей Каула-агамы. VII. " -" для целей Шакта-агамы. VIII. " -" для целей Шива-агамы. IX. " -" для целей Шричакры. (Шричакра, упомянутая в «Разоблаченной Изиде», — это не истинная эзотерическая Шричакра древних адептов Арьяварты)[50]. X. " -" в «Атхарваведе» и т.д. Во всех этих классификациях подразделения неограниченно множились, благодаря постижению все новых комбинаций Первичных Сил в различных пропорциях. Однако сейчас я должен оставить эту тему и приступить к рассмотрению статьи под названием «Фрагменты оккультной Истины» (так как она была включена в «Эзотерический буддизм»). После тщательного ее изучения я обнаружил, что выводы буддийской доктрины не намного отличаются от заключений нашей арийской философии, хотя наш образ изложения аргументов может отличаться от буддийского по форме. Поэтому я буду анализировать данный вопрос со своей собственной точки зрения, следуя, однако, ради простоты сравнения и удобства обсуждения, порядку классификации семеричных сущностей, или принципов, составляющих человека, принятому в вашей статье. На обсуждение выдвигаются следующие вопросы: 1) действительно ли развоплощенные духи людей (как их называют спиритуалисты) появляются в комнатах во время спиритических сеансов и других местах; 2) действительно ли наблюдаемые при этом феномены происходят, полностью или частично, благодаря их посредничеству. Вряд ли возможно удовлетворительно ответить на эти два вопроса, если точно не определить значение, которое предполагается передать выражением раз-воплощенные духи людей. Слова спиритуализм (spiritualism) и дух {spirit) очень обманчивые. Если английские авторы вообще и спиритуалисты в частности не сформулируют со всею ясностью то подразумеваемое значение, которое они придают слову дух, путанице не будет конца, а истинная натура этих так называемых спиритуалистических феноменов и их modus occurrendi так никогда и не будут четко определены. Христианские авторы обычно говорят только о двух сущностях в человеке — о теле и душе, или духе (и похоже, что оба последних термина имеют для них одно и то же значение). Европейские философы говорят о теле и разуме и доказывают, что душа, или дух, не может быть ничем иным, как разумом. По их мнению, всякая вера в лингашариру[51] является абсолютно нефилософичной. Такие взгляды, конечно же, неправильны и основаны на недоказанных предположениях относительно возможностей природы и на несовершенном понимании ее законов. Теперь я рассмотрю (с точки зрения брахманской эзотерической доктрины) духовное строение человека, различные сущности, или принципы, существующие в нем, и выясню, может ли какая-либо из этих сущностей, входящих в его структуру, появиться на Земле после его смерти; и если это так, то что это такое, что проявляется подобным образом. Профессор Тиндаль* в своих превосходных статьях о том, что он называет «теорией зародыша», описывая результаты ряда хорошо продуманных экспериментов, приходит к нижеследующим выводам: даже в микроскопически малом объеме пространства имеются мириады протоплазматических зародышей, плавающих в эфире. Если, например, им попадется вода (чистая вода) и если они окажутся в ней, то из них разовьется какая-либо форма жизни, или эфира. Тогда каковы же факторы, необходимые для того, чтобы жизнь появилась? Очевидно: I. Вода, которая представляет собой, так сказать, поле для роста жизни. II. Протоплазматический зародыш, из которого предстоит эволюционировать, или развиться, жизни, или живому организму. III. Сила, энергия, мощность или тенденция, которая приходит в действие при соприкосновении, или сочетании, протоплазматического зародыша с водой и которая развивает, или совершенствует, жизнь и ее природные свойства. Подобно этому имеются три первичные причины, вызывающие существование человека. Я назову их, для удобства рассмотрения, следующими именами: 1) Парабрахман — Универсальный Дух. 2) Шакти (Венец астрального света, сочетающий в себе все силы природы). 3) Пракрита, которая в своей изначальной, или первичной, форме представлена Акашей. (Фактически каждую форму материи в конечном счете можно свести к Акаше.)[52] Обычно утверждается, что Пракрити, или Акаша, — это Кшетра, или основа, соответствующая воде в нашем примере. Брахма — это зародыш, а Шакти — сила, или энергия, которая начинает проявляться при их соединении или контакте[53]. Но это не тот взгляд, которого по данному вопросу придерживаются упанишады. Согласно им, Брахма[54] — это Кшетра, или основание; Акаша, или Пракрити, — зародыш, или семя; а Шакти — сила, развиваемая в результате их соединения, или контакта. И это подлинно научный, философский способ изложения данного предмета. По мнению адептов древней Арьяварты, семь принципов развились из этих трех первичных сущностей. Алгебра учит нас тому, что число возможных комбинаций предметов (n), взятых в количестве одного, двух, трех и т.д., равняется 2n-1. Если применить эту формулу к данному случаю, то число сущностей, развившихся из различных комбинаций этих трех первичных причин, должно равняться 23-1 = 8-1 = 7. Как правило, всегда, когда в древней оккультной науке Индии упоминаются семь сущностей — в каком бы то ни было контексте, — вы должны иметь в виду, что эти семь сущностей возникли из трех первичных сущностей и что эти три, опять-таки, развились из одной единственной сущности, или Монады. Возьмем известный пример — семь разноцветных лучей в солнечном спектре выделились из трех первичных цветных лучей; и эти три первичных цвета сосуществуют в солнечных лучах с четырьмя вторичными. Подобным же образом три первичные сущности, которые вызвали существование человека, сосуществуют в нем вместе с четырьмя вторичными сущностями, возникшими вследствие различных комбинаций трех первичных. Эти семь сущностей, которые в своей совокупности составляют человека, суть следующие. Я перечислю их в порядке, принятом во «Фрагментах оккультной Истины», поскольку обе последовательности (брахманская и тибетская) совпадают:
Прежде чем приступить к исследованию природы этих семи сущностей, необходимо сделать несколько общих пояснений. I. Вторичные принципы, возникающие из комбинации первичных, по своему характеру абсолютно отличны от тех сущностей, из комбинации которых они возникли. Рассматриваемые комбинации не являются по своей природе, так сказать, лишь механическими соединениями. Они даже не аналогичны химическим соединениям. Следовательно, никакие обоснованные выводы относительно природы рассматриваемых комбинаций не могут быть сделаны на основании характера [разнообразия? ] принципов, образующих эти комбинации. II. Обычное предположение, что если удалена причина, то исчезает и ее следствие, применимо не всегда. Рассмотрим, например, следующий случай: Опять-таки, приведем пример субъективного феномена. Стоящая передо мной в данный момент чернильница создает во мне или в моем уме ментальный образ ее формы, объема, цвета и так далее. Чернильницу можно убрать, но ее ментальное изображение все-таки может продолжать существовать. Тут мы снова видим, как следствие переживает свою причину. Более того, это следствие может в любое последующее время быть вызвано к сознательному существованию, независимо от того, присутствует ли снова его первоначальная причина или же нет. Таким образом, если основное предположение, высказанное во «Фрагментах оккультной Истины» по поводу вышеупомянутого пятого принципа — сущности, возникающей вследствие комбинации Брахмы и Пракрити, справедливо, то этот принцип, соответствующий физическому разуму, должен перестать существовать для определенного индивидуума, как только Брахма, или седьмой принцип, перестанет существовать для него; однако на самом деле это, конечно же, не так. Упомянутое основное предположение приводится во «Фрагментах оккультной Истины» для того, чтобы обосновать утверждение, согласно которому как только седьмой принцип перестанет существовать для какого-либо определенного индивидуума, шестой принцип также перестанет существовать для него. Это утверждение, конечно же, справедливо, хотя способ его изложения и приписываемые ему причины, на мой взгляд, вызывают возражения. Говорят, что в случаях, когда человеческий разум имеет исключительно материальную направленность, а духовные устремления и мысли в нем полностью отсутствуют, седьмой принцип покидает его до или в момент смерти и шестой принцип исчезает вместе с ним. Здесь само предположение, что тенденции разума определенного индивидуума могут быть полностью материальными, влечет за собой утверждение, что в нем уже нет духовного разума, или духовного Эго. Тогда следовало бы сказать, что как только в каком-либо определенном индивидууме духовный разум прекращает свое существование, в тот же самый момент для этого индивидуума перестает существовать и седьмой принцип. Разумеется, последний при этом никуда не улетает. В случае с Брахмой никакого изменения последовательности быть не может[55]. Это утверждение просто означает, что, когда Брахма, или дух, или духовная жизнь, или духовное сознание индивидуума совсем не проявляется, седьмой принцип перестает оказывать какое-либо воздействие на судьбу такого индивидуума или осуществлять контроль над ней. Теперь я укажу, что подразумевается (в арийской доктрине) под семью вышеперечисленными принципами. I. Пракрити. — Основа стхулашариры, представляющая ее в вышеупомянутой классификации. II. Пракрити и Шакти. — Это лингашарира, или астральное тело. III. Шакти. — Этот принцип соответствует вашей камарупе. Эта сила, или энергия, помещалась древними оккультистами в набхичакре. Она может притягивать Акашу, или Пракрити, и придавать ей любую желаемую форму. Она теснейшим образом связана с пятым принципом и может быть принуждена действовать под его воздействием или контролем. IV. Брахма, Шакти и Пракрити. — Этот принцип, опять-таки, соответствует вашему второму принципу, Дживатме. Эта сила представляет вселенский жизненный Принцип, существующий в Природе. Ее вместилищем является анахата-чакра (сердце). Это сила, или энергия, составляющая то, что называется дживой, или жизнью. Она, как вы говорите, неразрушима; и ее активность после смерти просто переносится на другую группу атомов, чтобы сформировать из них другой организм. Однако в нашей философии она Дживатмой не называется. Наши философы, как правило, относят термин Дживатма к седьмому принципу, когда он обособлен от Параматмы или Парабрахмана[56]. V. Брахма и Пракрити. — Это сочетание соответствует в нашей арийской философии вашему пятому принципу, называемому физическим разумом. По утверждению наших философов, это та сущность, в которой помещается, или пребывает, то, что называется разумом. Это самый трудный для разъяснения принцип, и настоящая дискуссия способна полностью из Так что же такое разум? Это таинственное нечто, принимаемое нами за местонахождение сознания — чувств, эмоций, желаний и мыслей. Психологический анализ показывает, что это, по-видимому, есть скопление ментальных состояний и возможностей ментальных состояний, связанных тем, что называется памятью; причем считается, что это скопление имеет собственное существование, не связанное ни с одним из его отдельных состояний или идей. Но в какой сущности это таинственное нечто имеет свое потенциальное или действительное существование? Память и надежды на будущее, составляющие, так сказать, реальное основание того, что называется индивидуальностью, или ахамкарой, должны иметь где-то свое вместилище. Современные психологи Европы обычно говорят, что материальное вещество мозга как раз и является местонахождением разума, а также, что субъективный опыт прошлого, который может быть вызван в памяти и который в своей совокупности составляет то, что называется индивидуальностью, существует в нем в виде определенных непостижимых, таинственных отпечатков и изменений в нервах и нервных центрах мозговых полушарий. Следовательно, говорят они, разум — индивидуальный разум — разрушается вместе с разрушением тела, и, таким образом, после смерти нет и не может быть никакого существования. Но среди признанных этими философами фактов имеется несколько таких, коих для нас будет вполне достаточно, чтобы разрушить их теорию. В каждой части человеческого тела беспрерывно происходят изменения. Каждая ткань, каждое мышечное волокно и нервный канал, каждый нервный узел мозга подвергается непрерывному изменению. За время жизни человека субстанция его мозга может полностью обновиться несколько раз. Но, несмотря на это, память о его прошлых ментальных состояниях остается неизменной. Могут быть добавлены новые субъективные переживания, а некоторые ментальные состояния могут быть полностью забыты, но индивидуальное ментальное состояние остается неизменным. Ощущение собственной личностной идентичности остается тем же на всем протяжении этих непрестанных изменений в веществе мозга[57]. Оно способно пережить все эти изменения и даже полное разрушение материального вещества мозга. Вместилищем этой индивидуальности, возникающей из ментального сознания, является, по мнению наших философов, оккультная сила, или энергия, которая, так сказать, ведет регистрацию всех наших ментальных впечатлений. Сама эта сила неразрушима, хотя действием определенных враждебных причин ее проявления могут быть с течением времени изглажены — частично или полностью. В связи с этим я могу упомянуть, что наши философы связали семь оккультных сил с семью вышеупомянутыми принципами, или сущностями. Эти семь оккультных сил в микрокосме соответствуют семи оккультным силам в макрокосме, или являются их двойниками. Ментальное и духовное сознание индивидуума становится всеобщим сознанием Брахмы, когда барьер индивидуальности полностью удален и когда семь сил в микрокосме находятся en rapport с семью силами макрокосма. Нет ничего странного и невероятного в силе, или энергии, или шакти, несущей в себе впечатления от чувствований, идей, мыслей или других субъективных переживаний. Теперь уже хорошо известно, что электрический или магнетический ток может передавать каким-то непонятным образом «отпечатки» звука или речи со всеми их индивидуальными особенностями; подобным же образом я могу сообщить вам свои мысли передачей энергии, или силы. Таким образом, этот пятый принцип представляет в нашей философии разум, или, выражаясь более точно, вышеописанную силу, или энергию, со всеми ее впечатлениями от ментальных состояний, а также ощущение индивидуальности, или ахамкару, порожденную их совокупным действием. Этот принцип во «Фрагментах оккультной Истины» назван просто физическим разумом. Я не знаю, что на самом деле подразумевается под этим выражением. Оно может обозначать тот разум, который встречается на очень низкой стадии развития у низших животных. Разум может существовать в различных стадиях развития — от самых низших форм органической жизни, где признаки его присутствия или действия с трудом могут быть распознаны, и до человека, в котором он достигает своего наивысшего расцвета. Фактически, с момента появления жизни[58] и вплоть до турия-авастхи, или состояния нирваны, эволюционное продвижение происходит непрерывно. Мы поднимаемся с этого принципа до седьмого по почти незаметными ступенькам. Но в этом продвижении вперед различаются четыре стадии, отмечающие изменения особого рода — такого, что не может не привлечь внимание наблюдателя. Эти четыре стадии суть следующие: Где жизнь (четвертый принцип) появляется. Где существование разума становится ощутимым в соединении с жизнью. Где высшее состояние ментальной абстракции заканчивается и начинается духовное сознание. Где духовное сознание исчезает, оставляя седьмой принцип в состоянии абсолютной нирваны, или обнаженности. Согласно нашим философам, рассматриваемый пятый принцип представляет разум на любом уровне развития — от второй стадии до третьей. VI. Брахма и Шакти. — Этот принцип соответствует вашему «духовному разуму». Это, по сути дела, Буддхи (я применяю слово Буддхи не в обычном смысле, а в том, в каком его употребляли наши древние философы), другими словами, это вместилище бодхи, или атма-бодхи. Тот, кто обладает атма-бодхой во всей ее полноте, является Буддой. Буддисты очень хорошо знают, что означает этот термин. Этот принцип описан во «Фрагментах оккультной Истины» как сущность, возникающая в результате соединения Брахмы и Пракрити. Опять-таки, я не знаю, в каком специфическом смысле в связи с этим употреблено слово Пракрити. Согласно нашим философам, это сущность, возникающая из соединения Брахмы и Шакти. Я уже пояснял, что подразумевают наши философы под терминами Пракрити и Шакти. Я уже говорил, что Пракрити, в своем первичном состоянии, есть Акаша[59]. Если рассматривать Акашу как Шакти, или Силу[60], то мое утверждение относительно исходного состояния Пракрити, вероятно, вызовет удивление и недоумение, если я не разъясню, в чем разница между Акашей и Шакти. Акаша не является, строго говоря, Венцом астрального света, она также не является, сама по себе, ни одной из шести первичных сил. Но, по большому счету, всякий раз, когда производится какой-либо феноменальный результат, Шакти действует в соединении с Акашей. И кроме того, Акаша служит основой, или адхиштаной, для передачи силовых потоков и для формирования, или создания, различных соотношений силы, или энергии[61]. В «Мантра-шастре» буква ха символизирует Ака-шу; и можно заметить, что этот слог входит в большинство священных заклинаний, направленных на производство феноменальных результатов. Но при этом он сам по себе не символизирует никакой Шакти. Так что вы можете, если хотите, называть Шакти атрибутом Акаши. Я не думаю, что относительно сущности этого принципа может существовать какое-либо реальное различие взглядов между буддийскими и брахманскими философами. Буддийским и брахманским посвященным хорошо известно то мистическое круглое зеркало, составленное из двух полусфер, которое, по сути дела, отражает лучи, исходящие от «неопалимой купины» и сияющей звезды — Духовного солнца, что светит в Чидакаше. Духовные впечатления, составляющие этот принцип, заключены в оккультной силе, связанной с рассматриваемой сущностью. Последовательные воплощения Будды фактически означают периодические переносы этой таинственной силы или содержащихся в ней впечатлений. Такой перенос возможен лишь тогда, когда осуществляющий его Махатма[62] полностью отождествил себя со своим седьмым принципом, уничтожил свою ахамкару и испепелил ее в Чи-дагникундуме, а также сумел привести свои мысли в соответствие с вечными законами природы и стать сотрудником последней. Или, излагая то же самое другими словами, когда он достиг состояния нирваны — состояния конечного отрицания, отрицания индивидуального, или обособленного, существования [63]. VII. Атма. — Эманация абсолюта, соответствующая седьмому принципу. Что касается этой сущности, то на ее счет нет никакого существенного расхождения во мнениях между тибетскими буддийскими адептами и нашими древними риши. Теперь нам следует выяснить, которая из этих сущностей может появляться после смерти индивидуума во время спиритических сеансов и производить так называемые спиритические феномены. Утверждение спиритуалистов, что «развопло-щенные духи» конкретных людей проявляются в комнатах для сеансов, неизбежно подразумевает, что существо, появляющееся таким образом, несет на себе отпечаток какой-то определенной индивидуализированной личности. И потому вначале нам следует выяснить, в какой сущности или сущностях заключена эта личность. Очевидно, что она связана со строением тела конкретного человека и с его субъективными переживаниями (называемыми в совокупности его разумом). После смерти индивидуума его тело разрушается; его лингашарира разлагается, а сила, связанная с нею, смешивается с потоком соответствующей силы в макрокосме. Подобным же образом третий и четвертый принципы смешиваются с соответствующими им силами. Эти сущности могут потом снова войти в состав других организмов. И так как они уже не носят никакого отпечатка индивидуальности, то спиритуалисты не вправе говорить, что развоплощенный дух человека появляется в комнате, где проводится сеанс, даже если там действительно проявилась одна из таких сущностей. Во всяком случае, у нее нет никакого способа удостовериться самой и доказать нам, что она принадлежала ранее какому-либо определенному индивидууму. Поэтому нам лишь следует выяснить, действительно ли какая-либо из трех последних сущностей появляется в комнатах для сеансов, и если да — то с какою целью: для развлечения или же для наставления спиритуалистов. Возьмем три определенных типа индивидуумов и посмотрим на их примере, что случается с этими тремя принципами после смерти. I. Индивидуум, в котором духовные привязанности имеют большую силу, чем земные. II. Индивидуум, в котором духовные устремления присутствуют, но обладают лишь второстепенной важностью для него, его земные интересы занимают большую часть его внимания. III. Индивидуум, в котором нет вообще никаких духовных устремлений, духовное Эго которого мертво или недоступно его пониманию. В данном случае нам нет необходимости рассматривать пример совершенного Адепта. В первых двух случаях, согласно нашему предположению, духовные и ментальные переживания сосуществуют вместе, а когда существует духовное сознание (то есть существование седьмого принципа осознается), последний сохраняет свою связь с пятым и шестым принципами. Но существование земных привязанностей делает необходимой пунарджанму[64]; последняя означает развитие новой группы объективных и субъективных переживаний, составляющих новую комбинацию окружающих условий, или, другими словами, новый мир. Период между смертью и последующим рождением заполнен приготовлением, необходимым для будущего развития этих новых переживаний. В течение этого инкубационного периода, как вы его называете, дух никогда добровольно не появится в этом мире, да и не может появиться. В этой вселенной действует великий закон, суть которого состоит в деградации субъективных переживаний до уровня объективных феноменов и в развитии первых из последних. По-другому это называется «циклической необходимостью». Человек подчинен этому закону до тех пор, пока сам не возьмет в свои руки собственную судьбу; он может выйти из-под его контроля, лишь полностью подавив все свои земные привязанности. Новая комбинация условий, которой он будет подчинен, может быть лучше или хуже, чем те земные условия, в которых он жил прежде; но в своем продвижении к новому миру — вы можете быть в этом совершенно уверены — он никогда не обернется, чтобы взглянуть на своих спиритуалистических друзей[65]. В третьем из вышеупомянутых случаев, по нашему предположению, нет никакого проявления духовного сознания или духа; поэтому для такого человека они как бы не существуют вовсе. Это похоже на тот случай, когда какой-либо орган или способность не используется долгое время, вследствие чего они практически перестают существовать. Но эти сущности все равно остаются в распоряжении человека и могут проявиться, если на них будет наложена печать осознания. Когда же этого нет, вся его индивидуальность сосредоточена в пятом принципе. И после смерти этот пятый принцип остается единственным представителем данного индивидуума. Сам он (пятый принцип) не может развить для себя новую группу объективных переживаний, или, говоря другими словами, он не имеет собственной пунарджанмы. Эта сущность вполне может появляться в комнатах для сеансов, но абсурдно называть ее развоплощенным духом[66]. Это просто сила, или энергия, сохраняющая «отпечатки» мыслей или идей индивидуума, в структуру которого она первоначально входила. Иногда она призывает к себе на помощь силу камарупы и создает для себя какую-нибудь определенную 'эфирную форму (не обязательно человеческую). Тенденции ее действий будут похожи на тенденции разума индивидуума в то время, когда он жил на земле. Эта сущность продолжает существовать до тех пор, пока «отпечатки», оставленные на силе, связанной с пятым принципом, остаются целыми. Но с течением времени они стираются, и тогда упомянутая сила смешивается с потоком соответствующей ей силы в Макрокосме, подобно реке, впадающей в море. Такого рода сущности могут являть признаки того, что индивидуумы, которым они принадлежали, обладали значительной интеллектуальной силой, поскольку достаточно мощная интеллектуальная сила вполне может сосуществовать с полным отсутствием духовного сознания. Однако это обстоятельство ни в коей мере не означает, что именно духи, или духовные Эго, умерших индивидуумов появляются в комнатах для сеансов. В Индии есть люди, основательно изучившие природу таких сущностей (называемых пишачами). Сам я мало что могу рассказать о них из-за отсутствия личного опыта, так как никогда не вдавался в эту отвратительную, бесполезную и опасную сферу исследований. Ваши спиритуалисты сами не ведают, что в действительности творят. С течением времени их исследования, вероятно, закончатся либо отвратительным колдовством, либо духовной катастрофой для тысяч мужчин и женщин[67].
|