Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение и даты жизни Шри Шанкарачарьи






Стр. 26. Вебер Альбрехт (1825-1901) — немецкий восто­ковед, профессор Берлинского Университета; автор множества публикаций по индийской литературе и лингвистике.

Стр. 27. Мюллер Макс (1823-1900) — ведущий английский филолог-востоковед, специалист по общему язы­кознанию, индологии, мифологии и сравнительно­му религиоведению. Автор большого числа перево­дов и теоретических трудов.

Сутра, Брахмана, Мантра и Канда — ведические периоды-эпохи.

Стр. 28. Адхипаты и матхадхипаты (санскр.) — руково­дители различных религиозных братств в Индии, верховные жрецы в монастырях.

Шрингери — местечко в штате Карнатака, свя­щенное для шиваитов. В VIII веке Шанкара осно­вал здесь храм богини Шарады (Дурги) и монастырь (питху), где сейчас находится резиденция Шанкара-чарий — религиозных глав последователей адвайта-веданты, которым многие приписывают обладание сверхъестественными силами.

Стр. 28. Синнетт Альфред Перси (1840-1921) — англий­ский журналист, редактор газеты «The Pioneer» (Ал­лахабад, Индия) и теософский писатель. Известен также как адресат писем Махатм.

Стр. 29. Мадхава — месяц апрель.

Стр. 30.... от Гималаев до мыса Коморин... — т.е. от самой северной точки Индии до самой южной. Мыс Комо­рин— старое название мыса Кумари.

Стр. 31. Ашока — знаменитый индийский царь династии Мориа, правивший в Магадхе. На самом деле было два Ашока — согласно хроникам северного буддизма, хотя первый Ашока, дед второго, более известен под именем Чандрагупты. Согласно тому же источ­нику второй Ашока никогда не был приверженцем браминской веры, но от рождения был буддистом, а дед его был вначале обращен в новую веру, после чего повелел начертать на колоннах и скалах множе­ство эдиктов. Но именно второй Ашока был усерд­нейшим приверженцем буддизма, при котором на­чался его расцвет.

Стр. 32. Раммохан Рой, или Раммохун Рой (1772-1833) — известный индусский религиозный и общественный реформатор, нередко называемый «отцом современной Индии». Основатель «Брахмо самадж» (1828) — первого крупного религиозного реформаторского общества Индии, проповедовавшего учение, воз­никшее на стыке трех великих религий: христиан­ства, ислама и индуизма, сведенных к ряду общих основ на базе веданты.

Стр. 34....автора «Шакунталы»... — это Калидаса, вели­кий поэт и драматург древней Индии, творчество которого относят к V веку н.э. Согласно преданию, Калидаса — брамин по происхождению, по милос­ти богини Кали постигший в совершенстве тради­ционное знание санскрита и религиозной литературы. В своих поэмах и драмах широко использует образы фольклора и индуистской мифологии. Две пьесы (из трех) созданы на мифологические сюжеты: «Признанная Шакунтала» («Абхиджняна Ша-кунтала») и «Мужеством добытая Урваши» («Вик-раморваши»).

Амар Синх — индусский мудрец и лексикограф II в. Создал древнейший из известных миру и самый совершенный словарь классического санскрита, известный как «Амара-коша» («Бессмертный сло­варь»), который занимает такое же почетное место в лексикографии, как труд Панини — в грамматике. По существу, это словарь синонимов, в котором сло­ва расположены по темам.

Стр. 35. Смарта (приверженность Смрити, т.е. Священ­ному Преданию) — человек, придерживающийся на­ставлений Смрити, ортодоксальный брахман; секта, основанная Шанкарачарьей.

Мадхавачарья, или Мадхва (1281-1360) — знаме­нитый вишнуистский вероучитель и создатель дуа­листической веданты, основатель одной из четырех традиций бхакти — брахмасампрадаи. Главными произведениями являются комментарии на Брахма-сутры, Бхагавадгиту и Махабхарату.

Стр. 38. Кави (санскр.) — поэт, тогда как ачарья — духов­ный учитель, гуру.

Стр. 40. Смрити (санскр., память) — в индуизме Священ­ное Предание, передаваемое устно; канонизиро­ванные и обрядовые писания индусов, в противо­положность Ведам, являющимся Шрути, то есть Откровением.

Стр. 44. Манданамишра — великий философ мимансы. Жил примерно в одно время с Шанкарачарьей, был уже признанным учителем, когда Шанкара только начинал свою деятельность, и, судя по оставшим­ся свидетельствам, пережил его. Согласно ортодок­сальной традиции, Шанкара лично встречался с Манданамишрой и даже побеждал его в философ­ских диспутах. Манданамишра оставил немало произведений, причем они написаны в традициях раз­ных ортодоксальных школ.

Стр. 46. Гаудапада — учитель Говинды, наставника Шан-кары. Труды Гаудапады содержат первое система­тическое изложение и истолкование философии ад-вайта-веданты.

Стр. 47. Айодхья — древний город на севере Индии. Счи­тается одним из семи священных городов индусов, так как, согласно Рамаяне, там родился Рама и правил его отец Дашаратха.

Сагар (санскр., букв, океан) — царь, отец 60000 сыновей, которые за непочтение, выказанное муд­рецу Капиле, были испепелены одним только взглядом последнего.

Стр. 48. Панины (IV в. до н.э.) — великий древний грам­матик, автор знаменитого труда «Панинияма»; Ри-ши, получивший это сочинение якобы от самого бога Шивы. Определил систему санскрита несколькими тысячами кратчайших правил-сутр; почти полно­стью нормировал санскрит грамматически и фоне­тически. Труд Панини «Восьмикнижие» («Аштадь-яхи») лег в основу главной ветви грамматической традиции — вьякарана.

Стр. 49. Катъяяна (Потомок Кати) — древнеиндусский философ и писатель, живший, вероятно, в III в. до н.э.; автор нескольких трактатов о ритуалах и граммати­ке, среди которых «Варттика» — краткие примечания к афоризмам Панини, а также комментарии к «Яджурведа-пратишакхья» и к «Шраутасутрам». Его 'часто отождествляют с Вараручи — автором «Прак-рита-пракаши».

Стань Цзян (600-664) — китайский путешествен­ник, буддийский монах. В 629-645 гг. странствовал по Средней и Центральной Азии, Индии, сведения о которых собраны в его «Записках о странах Запа­да» (648 г.).

Стр. 50. Гимнософисты — название, данное эллинскими писателями классу нагих, или «воздухом одетых», нищенствующих монахов; аскеты Индии, обладающие глубочайшими знаниями и наделенные велики­ми мистическими силами.

Стр. 51. Каньчипурам — один из священных городов ин­дуизма, место многочисленного паломничества. Сто­лица государства Паллавов (III-IX вв. н.э.), центр санскритской и тамильской учености. На рубеже на­шей эры — центр буддизма и джайнизма, к середи­не I тысячелетия — крупный индуистский центр. В Каньчипураме находится резиденция шанкарачарьи, духовного наследника Шанкары, возглавляющего монастырь, основанный Шанкарой в VIII в.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал