Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечание редактора
К нашему величайшему изумлению, нам предлагают подтвердить, что материя неразрушима: во всяком случае, что «материя так же вечна и неразрушима, как дух»! Хотя проблему и подтверждение вечности и неразрушимости собственно материи мы можем смело доверить Королевскому Обществу, мы тем не менее достаточно компетентны для того, чтобы удовлетворить любопытство нашего ученого корреспондента, и потому, с его позволения, постараемся ответить на все его вопросы. Нас просят иметь в виду, что рассматриваемые нами сущности — это «материя и дух за пределами нынешней, развитой формы, или в состоянии абсолютной лайи». Мы никак не можем понять, что автор имеет в виду, когда говорит о «духе за пределами нынешней развитой формы». Для нас эта фраза звучит совершенно бессмысленно, поскольку наши великие Учителя приучили нас считать «дух» чем-то бесформенным и полностью выходящим за пределы наших чувственных восприятий; и потому мы никогда не рассматриваем дух как нечто отдельное, или обособленное, от материального существования. Если представить себе Вселенский Разум и Единую Жизнь, как мы ее называем, отдельно от какой бы то ни было физической организации, они превращаются в жизненную сущность, энергию, или силу; но, чем бы это ни было, это никак нельзя назвать самостоятельным существом, субстанцией или чем-то имеющим обособленное существование, или даже форму, отдельную от материи. Определение Локка*, согласно которому «Дух — это субстанция, в которой заключены мышление, знание, сомнение и сила движения», вряд ли было бы принято большинством ведантистов, а каждый истинный ад-вайтист и восточный оккультист отверг бы его со всей категоричностью. Последний сказал бы, что «только материя является субстанцией, которой присущи мышление, знание, сомнение и сила движения, — независимо от того, латентна или активна ее потенциальность и находится ли она в дифференцированном или же недифференцированном состоянии». По нашему скромному разумению, нечто или, вернее, ничто, называемое Духом, само по себе не имеет ни единой формы, ни множества форм — ни в прогрессирующем, ни в стационарном «состояниях развития»; и мы еще раз повторяем, что для истинного адваитиста эта фраза лишена всякого смысла. Даже если предположить, что это определение относится только к материи, все равно фраза: «материя и дух за пределами нынешней развитой формы» звучит примерно так же, как и фраза: «материя и дух в состоянии абсолютной лайи». Нам непонятно, что хотел сказать автор и что вообще может означать фраза о «материи и духе в состоянии абсолютной лайи», предполагающая, как нам кажется, что дух — чистая абстракция — может быть растворен и уничтожен, тут нам хочется добавить — «так же, как и материя», но мы не можем сделать и этого, потому что материя в своем первичном, космическом состоянии так же не может быть уничтожена или даже растворена, как и дух; растворить можно только материальную вещь, имеющую субстанцию и форму. Разве можно уничтожить пустоту"? А что такое чистый, абсолютный дух, если не «пустота» древнегреческих философов? Лукреций говорит: «Могут быть только тело и пустота и ничего сверх этого, ибо то, что хотя бы чуть-чуть ощутимо, есть тело, а то, что неощутимо, — пустота». Не следует думать, однако, что если мы цитируем, приводя в качестве авторитетного источника, слова великого «атеиста» и материалиста, то и сами мы тоже должны быть материалистами и атеистами (в общераспространенном смысле этих понятий). Мы возражаем против самого термина «материализм», если он используется как аналог, или синоним, «корпо-реализма»* — т.е. как противопоставление «спиритуализму». В том свете, в котором мы, оккультисты, рассматриваем материю, все мы — материалисты. Однако это вовсе не означает, что данный факт превращает нас в «корпореалистов», отрицающих реальность так называемого духовного существования во всех его возможных видах и формах или же существование одного или множества субъектов, пребывающих на ином уровне жизни, в состояниях, которые неподготовленному разуму трудно себе даже вообразить. Отсюда и наше возражение против самой идеи и возможности существования «материи и духа в состояниях абсолютной лайи», если только автор не докажет нам, что мы превратно поняли смысл последнего слова. Согласно учениям философии архатов, существуют семь состояний материи, причем 7-е состояние представляет собою синтез всех остальных, состояние, или аспект, Мулапракрити[98]. Таким образом, состояние космической материи за пределами ее «нынешней, развитой формы» может означать какое-либо из шести состояний, в которых материя может пребывать, а вовсе не обязательно — «материю в состоянии абсолютной лайи». Но что в таком случае ученый корреспондент подразумевает под терминами «материя» и «дух»? Ибо хотя мы и знаем, что даже на нынешней стадии} развития науки и просветленности есть люди, которые под прикрытием религии уверяют невежественные массы в том, что было время, когда материя не существовала (поскольку была сотворена), подразумевая тем самым, что когда-нибудь настанет момент, когда она будет уничтожена, мы все равно не встречали ни одного человека — атеиста или деиста, материалиста или спиритуалиста, который считал бы, что дух, как бы мы его ни назвали, «пустотой» или «божественным дыханием», можно уничтожить; но если слово лайя обозначает уничтожение, то вся фраза уважаемого Свами подразумевает, что «дух» может быть уничтожен с течением времени. А если это так, то нам явно предлагают доказать, что материя и дух вечны, признав при этом, что оба они периодически переходят в состояние лайя. Ибо если мы отвергнем даже этот неказистый вывод, то для чего тогда вообще Свами задавал свой вопрос? Разумеется, было бы лучше, если бы он предоставил нам право самим разъяснить собственную точку зрения. Более того, наш ученый оппонент не удовлетворяется только тем, что дает нам собственное, с его позволения, совершенно непонятное определение материи и духа, тем самым предлагая нам строить свои рассуждения на его основе, но еще и просит нас ответить на его вопрос «согласно второй и третьей сутрам Патанджали, или с точки зрения эзотерической теософии». Как и почему Свами решил, что мы основываем свои утверждения именно на авторитете трактата Патанджали? И почему он думает, что философия Патанджали идентична эзотерической теософии? А если это не так, то почему соответствие наших утверждений второй и третьей сутрам этого философа он считает обязательным? С тем же успехом он мог бы попросить нас подтвердить нашу точку зрения, исходя из убеждений членов Армии Спасения*. И поскольку у нас нет практически никаких шансов принять его определение или удовлетворить его любопытство, не выходя за установленные им весьма точные рамки, то, с разрешения достопочтенного Свами, мы все же попытаемся отстоять свою точку зрения, исходя из своих собственных убеждений, и доказать ее истинность в свете эзотерической теософии и, как мы надеемся, в полном соответствии с философией адвайты, с которой наш корреспондент хорошо знаком. Суть нашего утверждения заключается в следующем: недифференцированная космическая материя, или Мулапракрити (как она называется в индусских книгах), является несотворенной и вечной. Поверхностное рассуждение не в состоянии удостоверить его истинность, но обычного индуктивного метода для его доказательства вполне достаточно. В каждом ощутимом объективном феномене как на нашем нынешнем уровне существования, так и на любом другом, требующем применения духовных способностей, мы наблюдаем всего лишь переход космической материи из одной формы в другую. Ни восточные адепты, ни западные ученые никогда не упоминали ни об одном примере и даже не намекали на возможность исчезновения хотя бы одного атома материи. И уж если совокупный опыт многих поколений Адептов, изучающих психическую и духовную сферы, равно как и повседневный опыт обычных людей в их собственной сфере (т.е. в области физической науки), приводит нас к выводу о невозможности полного уничтожения даже мельчайшей материальной частицы, то мы, как нам кажется, имеем полное право утверждать, что материя неразрушима, хотя и может изменять свои формы и свойства и проявлять различные степени дифференцированности. Индусские и буддийские философы уже много столетий назад признали тот факт, что Пуруша и Пра-крити вечно сосуществуют друг с другом и являются не просто взаимосвязанными и взаимозависимыми, но для того, кто умеет читать между строк, представляют собой, по сути дела, одно и то же. Каждая эволюционная система начинается с утверждения существования Мулапракрити или Тамаса (первичной тьмы). Не обращаясь к Капиле, признанному авторитету в данном вопросе, мы можем сослаться на известный рик Ригведы, описывающий Первичный Хаос в следующих словах: «Тама эва nypacmam абхават вишварупам», и «асат-ва ити амагра аситх», и т.д[99], то и дело повторяющихся в тексте Веды и в упанишадах, подтверждая справедливость нашей точки зрения. Все великие философы Индии, привносившие древнюю религию мудрости Агастьи, Дурваши и других риши в чисто адвайтийскую философию Васишты, Вьясы и Шуки, признавали этот факт. Гаудапада и Шан-карачарья изложили свои взгляды на сей счет в своих сочинениях, и взгляды эти полностью согласуются с учениями философии архатов. Полагаем, что авторитета двух последних из числа вышеназванных великих философов будет вполне достаточно для того, чтобы показать ученому Свами, коль скоро он — адвайтист, что мы правы: что первичная космическая материя, как бы ее ни называли: Асат, или Тамас, или Пракрити, или Шак-ти — всегда одинакова и что ее считают вечной как индусские философы, так и философы-архаты, в то время как Пуруша — непостижим и потому должен считаться несуществующим, если только он не проявляет себя через Пракрити. Некоторые адваитисты отказываются признавать материю в ее недифференцированном состоянии материей в полном смысле этого слова. И все же эта сущность признается ими за Парабрахман в его двойственном аспекте — Пуруша и Пракрити. По их мнению, сам Парабрахман нельзя отождествлять с каким-либо одним из этих аспектов. И потому, хотя мы и встречаем в некоторых фрагментах упанишад выражение «Пракрити -лайя», во всех этих случаях слово «Пракрити» обозначает (и мы можем это доказать) материю в дифференцированном состоянии, в то время как недифференцированная космическая материя в сочетании с латентным духом (или, вернее — в этом своем аспекте латентного духа) всегда называется «Маха-Ишварой», «Пуру-шей» и «парамападхой». Предлагаемое нашим ученым корреспондентом описание и самые слова, вставленные им во фразу: «Когда наступает Маха-пралайя, материя поглощается, или растворяется, в Махаттаттве, последняя, в свою очередь, — в Пракрити и, наконец, Пракрити — в Пуруше, или па-рамападхе», — указывают на то, что он либо «играет словами», либо намеренно провоцирует нас на ответ (с благими намерениями или же нет — ему виднее); поскольку ни глагол «поглощается», ни глагол «растворяется» никоим образом не подразумевают уничтожение. Почему же он тогда использует термин «лайя», противоречащий его собственным аргументам; ведь если он называет себя адвайтистом, значит, он должен быть знаком с учением и потому должен понимать, что эти термины обозначают совершенно разные вещи. Поэтому мы были бы очень признательны нашему ученому корреспонденту, если бы он смог процитировать для нас хотя бы несколько авторитетных сочинений, подтверждающих правильность его заявлений по поводу растворения Махаттаттвы[100] и Пракрити во время Махапралайи. Это позволило бы нам узнать, что в действительности сказали бы арийские философы по поводу заявлений подобного рода. Что касается истинного значения сатта-саманьи и парамападхи[101] арийских адептов, нирваны будд и «философского камня», то оно идентично в тайных доктринах как арийцев, так и архатов. Сатта-сама-нья иногда означает латентный дух. Она также обозначает гуна-самьяпадхи, или недифференцированное состояние саттвагуны, раджагуны и тамагуны [102]. Что же до парамападхи и нирваны, то оба эти термина обозначают одно и то же. С объективной точки зрения, это вышеописанное состояние ПурушаПракрити; с субъективной — это состояние совершенной бессознательности, соотносимое с чистой чидакашей. Если Свами желает больше узнать о «философском камне» «приверженцев других оккультных философий», мы можем посоветовать ему обратиться к нашим примечаниям к статьям под общим названием «Избранное из Элифаса Леви», опубликованным в январском номере «Theosophist», и некоторым другим нашим очеркам. Если «другие оккультные философии» действительно заслуживают это название, то изложенные в них учения не должны отличаться друг от друга иначе как именами, данными одним и тем же вещам и понятиям. Истина едина; и потому из двух несовместимых версий по крайней мере одна должна быть, понеобходимо-сти, ложной. Мы не можем согласиться с авторской интерпретацией слова Аум, так как она не совсем согласуется с учениями философии адвайта-ведан-ты. Впрочем, мы были бы весьма благодарны, если бы ученый Свами сослался на какого-нибудь фи-лософа-адвайтиста как на авторитет, подтверждающий его собственное объяснение. Не менее странно звучат и его идеи относительно нашего предполагаемого истолкования потенциальных возможностей и природы человеческого двойника и взгляды на них. Вопрос вовсе не в том, «кого же все-таки убивает двойник — двойника или тройника», поскольку ни «двойник», ни вышестоящий «тройник» (а мы предполагаем, что под ним подразумеваются 5, 6 и 7-й принципы) не может быть убит живым человеком или призраком. Суть же явления, по нашему мнению, состоит в том, что сконцентрированная энергия непримиримой ненависти [кормилицы князя Обреновича, направленной на его убийцу*], с помощью ясновидящего двойника, смогла разорвать «серебряную нить» жизни, и внутренний человек оказался выдворенным из своей физической оболочки. Удар, разорвавший нить жизни, т.е. нарушивший связь между стхулашарирой и оживляющей ее дживой и другими компонентами, составляющими личность, был нанесен по низшему «тройнику» (если уж Свами из Альморы так нравится этот неуклюжий и, возможно, несколько саркастически звучащий в его устах термин), а вовсе не прицельно по физическому телу. В случае естественной смерти цитадель жизни капитулирует, так сказать, вследствие продолжительной осады, тогда как в случае насильственной смерти эта крепость берется штурмом. Когда причиной смерти становится испуг, или бурная радость, или смертоносный поток чьей-либо ненависти, тело не имеет никаких внешних травм, но жизнь все равно прерывается. Жертвы колдунов в большинстве случаев выглядят так, как будто они умерли от сердечного приступа или апоплексического удара. Химический анализ при этом не выявляет никаких признаков убийства, и хирург не находит никаких подозрительных примет на коже и в органах мертвеца.
СВАМИ ИЗ АЛЬМОРЫ О ФИЛОСОФИИ В ЦЕЛОМ И О НАШИХ НЕДОСТАТКАХ В ЧАСТНОСТИ
В нашем февральском выпуске (см. с. 118), предваряя ученое, хотя и несколько расплывчатое сообщение достопочтенного Свами из Альморы о «философии адвайты», мы сочли нужным сделать следующее редакторское замечание: Так как нижеследующее письмо исходит из компетентного источника, мы не считаем себя вправе дополнять его редакторскими комментариями, тем более что наши собственные познания в области учения адвайты бесспорно остаются крайне скудными, в сравнении со знаниями Парамахамсы... Этим и вызваны примечания нашего ученого брата Т. Субба Роу, коему мы предварительно передали рукопись для консультации. Мы полагали, что это уведомление звучит достаточно убедительно, чтобы впредь оградить нас от личных выпадов — вроде тех, что целит в наши головы святой аскет из Альморы в публикуемой ниже статье. Некоторые из этих исторических перлов мы сохранили ради оживления слишком монотонных рассуждений автора на философские темы, дабы читатель сам мог судить о духе и стиле послания. Мы говорим — «некоторые», поскольку, желая дать удовлетворение всем нашим корреспондентам, но не имея возможности выходить за рамки журнальной площади, мы никак не можем допустить, чтобы более интересная информация оказалась вытесненной ни много ни мало 15'/2 столбцами цитат, щедро пересыпанных упреками и колкостями наших корреспондентов, даже если кто-то из этих корреспондентов именует себя, следуя его собственному выражению, «скромным отшельником из джунглей». Поэтому при всем глубочайшем уважении к нашему оппоненту мы были вынуждены существенным образом урезать его чересчур пространную статью. Однако мы готовы указать ему, в чем заключается его главная ошибка, дабы притупить тем самым некоторые наиболее отточенные его стрелы, призванные пронзить наши редакторские доспехи. И если даже после этого смиренного (процитированного выше) признания, напечатанного в нашем февральском номере, редакторский комментарий к другой статье этого же самого аскета (а именно — «По поводу " Философии адвайты"), напечатанный в номере за март, по-прежнему воспринимается как собственное сочинение той, которая совсем недавно расписалась в своей полной неспособности вести компетентную дискуссию с ученым Свами по поводу учений адвайты, то это уже не наша вина. Подобное заблуждение выглядит еще более странно в свете того, что Свами был ясно и недвусмысленно извещен, что и в дальнейшем комментировать его утверждения и отвечать на его вопросы будет наш брат, м-р Т.Субба Роу, одинаково хорошо разбирающийся как в философии адвайты, так и в эзотеризме священных книг Востока. Поэтому мы имели все основания полагать, что наш Парамахамса догадается, что он изливает поток своих «любезных» замечаний не на ту голову, коль скоро я лично не несу никакой ответственности за комментарии к его письмам. «Свами из Альморы» не может возлагать ответственность за разногласия, существующие между ним и м-ром Т.Субба Роу в трактовке философских учений в целом и особенно — запутанных догматов эзотерической философии адвайты, на «иностранцев, приехавших в Индию за знанием» или же «западную теософию». Таким образом, его действия никак нельзя признать справедливыми, поскольку в данном случае он нашел себе оппонента (не менее ученого, как нам хотелось бы надеяться, чем он сам) в лице своего соотечественника и собрата по расе — настоящего брамина-адвайтиста. И следовательно, то, что ученый Свами обвиняет теперь теософию или издателя этого журнала, изъявляя свое недовольство в самых резких выражениях, никак не вяжется ни с философской невозмутимостью, ни с тактичностью и благоразумием, которых можно было бы ожидать от человека, посвятившего всю свою жизнь медитации и философии йоги. Подобное было бы простительно человеку, который ведет жизнь, по словам м-ра Макса Мюллера, кстати говоря, цитируемого «Свами из Альморы», в дополнение к прочим намекам (или, возможно, нападкам), наполненную «телеграммами, письмами, газетами, рецензиями, памфлетами и книгами»; но совершенно непозволительно святому аскету, которого вообще не должны беспокоить такого рода вещи и который, как мы полагаем, даже необходимые ему цитаты из сочинений европейских авторов получает в готовом виде от своих друзей и секретарей. Но поскольку его статье придана форма письма, адресованного редактору, то скромная персона, занимающая эту должность, спешит уверить Свами, что, если не считать устрашающего объема, его письмо не доставило ей никаких «беспокойств и неприятностей», что бы он сам ни думал по этому поводу. Впрочем, мы полностью согласны с ним в том, что касается еще одного колкого замечания персонального характера. Очень даже возможно, что некоторые (но ни в коем случае не все) ведантисты, такие, как современные «арьи» и некоторые двайты и вишишта-адвайты, после того, как они «радостно приветствовали западную теософию», заканчивают теперь сравнением ее с «горою, которая родила мышь». У этого разочарования есть много различных причин, останавливаться на которых сейчас нет никакой необходимости. Мы можем только надеяться и верить в то, что высокая гора Альморы, избранная нашим достопочтенным другом в качестве объекта своего созерцания, не подарит когда-нибудь Индии еще более малоприятное животное, нежели безобидная «серая мышь». Истинно то, что мы приехали в эту страну, чтобы учиться, и мы уже многое успели узнать. Например, то, что ученые аскеты современной Индии теперь нередко «бьют мимо» своей истинной цели, чем невыгодно отличаются от древних риши. При определении правильного метода исследования, с целью доказать нашу неправоту, цитируется Спиноза. Наш святой критик опасается, что его достопочтенные друзья взяли на вооружение первый (или простонародный) метод. Причем основываются эти его «опасения» главным образом на нашем собственном заблуждении (которое, впрочем, благополучно разделяют вместе с нами практически все великие ученые мужи Европы), состоящем в невежественном утверждении, будто материя неразрушима и потому вечна. По его словам, нам не дано понять его идеи, поскольку мы предпочитаем всякий абсурд («и наш собственный абсурд тоже будет разоблачен»). Что ж, если это так, то мы предпочитаем нашу абсурдную веру в неразрушимость материи какому бы то ни было научному объяснению, утверждающему обратное, и с радостью признаем «скудость нашего понимания, над которой волен смеяться» даже аскет, находящийся в «состоянии нирвикальпы». Мы благодарны нашему любезному Свами за объяснение значения слова «Пранава» и других специальных терминов. Не сомневаемся, что м-р Субба Роу почерпнет для себя полезную информацию из этих объяснений и прокомментирует их. Но лично я вынуждена со всем уважением отклонять любые попытки расширить мои познания в области этой возвышенной науки, если они исходят от посторонних лиц, какими бы учеными они ни были, поскольку признаю в этом вопросе авторитет только одного человека, изначально взявшегося за мое просвещение, а именно — своего собственного Учителя. И все же, будучи уверенными, что многие наши читатели смогут извлечь для себя пользу из продолжающейся дискуссии, мы в очередной раз предоставляем слово м-ру Субба Роу, куда более талантливому полемисту, нежели мы сами когда-либо были, есть или можем надеяться стать. Е. П. Блаватская СВАМИ ИЗ АЛЬМОРЫ – СВОИМ ОППОНЕНТАМ
«МЫ НЕ ИГРАЕМ СЛОВАМИ, НО ИЩЕМ И ПРОВОЗГЛАШАЕМ ИСТИНУ»
Я с большим сожалением замечаю, что мое последнее письмо вызвало у вас реакцию, близкую к раздражению и досаде. Что ж, возможно, со стороны отшельника действительно нескромно подобным образом заявлять о себе; и я прошу у вас прощения, если чем-то вас обидел. Но в то же время я полагаю, вы не осудите меня за слова истины, которые я высказываю. Мы всегда стараемся быть дружелюбными со всеми, особенно с иностранцами, приезжающими в Индию за знанием. Мы проявляем дружелюбие в духовном смысле этого слова, и потому я надеюсь, что вы сможете разглядеть во мне истинного друга, а не льстеца, даже если я буду говорить вам время от времени неприятные для вас вещи... Те же, кто выискивает у нас какие-то ошибки и проявляет к нам недружелюбное отношение, просто упорствуют, на наш взгляд, в своей предвзятости; им мы желаем обрести легкое сердце и свободный от предрассудков разум, дабы они смогли наконец понять существо нашей мысли[103]. Мы, отшельники, ведем бродячий образ жизни и подолгу остаемся вдали от человеческих поселений, в силу чего мало заботимся о постижении тонкостей принятого в миру словесного общения. А потому критиковать нас за то, как мы выражаем свои мысли, просто смешно. Моим читателям следует обращать внимание на сами идеи, а не на то, как я их излагаю, поскольку я не доктор наук и не бакалавр, не Аддисон, не Джонсон и не Маколей, но простой отшельник из джунглей. Давайте вспомним, какую цель преследовало это письмо. Вот что я, в точности, написал: «Вам следует иметь в виду, что мы ведем речь о материи и духе за пределами нынешней развитой формы, или в состоянии абсолютной лайи, согласно 2-й и 3-й сутрам Патанджали, или с точки зрения эзотерической теософии». И как же из этого можно вывести, что я прошу вас ответить на мои вопросы с позиций именно 2-й и 3-й сутр Патанджали, мне совершенно непонятно. Процитированные фразы определяют только нашу собственную позицию, служащую отправной точкой для наших исследований. Я упомянул эти сутры Патанджали, дабы показать, что наша отправная точка находится в полной гармонии с состоянием истинной йоги, экстатической нирвикальпой, т.е. с состоянием турий, а не с обычными джагратой, свапной и сушупти (ибо первое, т.е. состояние турий, есть истинное бодрствование; тогда как последние — иллюзорны); в то время как вы предпочли думать, что я веду речь об обычных человеческих состояниях. Более того, под термином лайя мы никогда не подразумевали уничтожение, как это утверждаете вы. Вы сами решили, что лайя обозначает «состояние абсолютного распада, исчезновение всякой субстанции, дифференцированной и пр.». В некоторых предыдущих номерах «Theosophist» слово «лайя» объяснялось как «растворение», а в этом номере вы даете ему уже иное объяснение[104]. Возможно, только для того, чтобы найти повод высмеять меня. Однако я не стану обращать на это внимания и скажу лишь, что, с точки зрения арийских адептов, под лайей подразумевается и понимается «поглощение, или превращение одной вещи в другую». Примерно так, как это происходит с рекой, которая поглощается и утрачивает свою прежнюю форму, теряясь в водах моря. Этот процесс известен арийским оккультистам, благодаря чему они могут (так же как и хорошо известные вам современные ученые реалисты и химики) анализировать различные составляющие компоненты тела, сводя их к первичному, или изначальному, состоянию, а также узнавать, какую природу имеет вселенская субстанция; и не только это: в их власти проникнуть в тайну прошлого и будущего этой субстанции, выявляя тем самым причину возникновения и будущие результаты феномена, известного как творение, или двайта в ее нынешней, проявленной форме. Довольно странно, что одна небольшая фраза: «Нынешняя, развитая форма» обошлась вам более чем в целый столбец комментариев к ней[105]. При этом мне совсем несложно объяснить, что я имел в виду. Я говорил о душе в состояниях вишва, тайджаса и праджна, или о духе в состоянии замутненности вследствие контакта с материей и силой (т.е. в состоянии двойственности). Однако вполне возможно, что номинальные йоги с обеспокоенным разумом и сердцем, неспособные привести себя в умиротворенное состояние, необходимое для осознания восторгов нирвикальпы[106], просто не могут понять смысл моих слов; равно как и те, кто путает Пракрити с Пурушей (т.е. материю и дух)[107]. Если под «научностью» подразумевается исключительно любопытство, то не только нас, но и целую плеяду философов — от Фалеса до графа Огюста — можно было бы объявить просто охотниками за сенсациями; и тем более — наших уважаемых друзей, которых не что иное, как любопытство, побудило перебраться из одной части света в другую и связать свои жизни и судьбы с этой страной. Однако нами движет не просто любопытство, наши мотивы гораздо глубже. И если мы о чем-то спрашиваем, то спрашиваем именно с научной целью. Вот почему я просил вас любезно разъяснить, насколько далеко простирается действие мес-мерической силы: способна ли она влиять только на внешнего человека или же на внутреннего человека тоже. Вы пишете: «...что внутреннему человеку может быть нанесена смертельная рана, и т.д., и т.п.». Но, согласно нашему учению, внутренний человек — это двойник, т.е. тайджаса; тогда как праджна считается изначальной, или первой, а аннамайя, или вишва, — третьей составляющей человека[108]. Именно эту третью составляющую я называю тройником и имею на это такое же право, как и вы — называть тайджасу двойником; и мы не видим ничего страшного в том, чтобы плотное тело рассматривалось как третья составляющая; однако те, кто преисполнен всяческими абсурдностями, вряд ли смогут понять наши идеи[109]. Вероятно, потому, что при этом их собственный абсурд тоже будет разоблачен. Я прошу прощения за свою откровенность[110]. Но как же вы, теософы-практики, можете столь беспечно заявлять, что внутреннему человеку может быть нанесена смертельная рана, и т.д., и т.п., если настоящей жертвой становится внешний человек? Вы бесцеремонно отметаете мой вопрос, заявляя, что вопрос вовсе не в том, кого убивает двойник, — такого же двойника или тройника; хотя я просил вас именно о том, чтобы вы рассеяли мои сомнения, дав научное обоснование этому феномену[111]. Вместо того чтобы выполнить нашу просьбу, вы соблаговолили обратить все дело в шутку, да еще и попытались пристыдить меня за мой вопрос. Если я говорю, что «...двойник убивает тройника, а не такого же двойника и уж конечно не дух», то уже по логике вещей вы могли бы догадаться, что под тройником подразумевается аннамайя; однако вы вместо этого выражаете свое возмущение всей этой фразой, и не только этой, но также и другой, по поводу которой вы спрашиваете: «Почему же он тогда использует термин лайя, противоречащий его собственным аргументам»? Так что же — совсем выбросить это слово из коши (словаря)? Не лучше ли вместо этого постараться вникнуть в смысл моих слов, а не давать им собственные интерпретации? «Существуют два метода исследования, — говорит Спиноза, — простонародный и научный. Первый исходит из принципов, принимаемых на веру без предварительного изучения и потому не понятых до конца. Второй опирается на принципы исследованные и четко определенные, и потому только он может привести к истинному знанию». Боюсь, что мои уважаемые друзья взяли на вооружение первый метод, что я вскорости постараюсь доказать... Однако перед этим мне хотелось бы ответить на интересующий нас вопрос: действительно ли дух и материя — это одно и то же? Тождественны ли друг другу Пракрити, Шакти и Дух? Ведь если Пракрити не тождественна духу, то как она может быть вечной, поскольку две вечности не могут существовать одновременно. К тому же вера сразу в две вечности противоречит фундаментальным истинам философии адвайты[112], выраженным в афоризме экамевадвитиям. А еще материя имеет признаки, такие, как цвет, форма, звук, осязание, зрение, вкус и обоняние, тогда как дух никаких признаков не имеет. Материя мертва (джада), а дух живой (чайтанья); материя преходяща и подвержена изменениям, а дух вечен; материя ограничена в пространстве, дух универсален[113]. Что считается преходящим? То, что появляется и существует какое-то время (или то, что имеет начало и конец). Что называют вечным? Вечно то, что существует в настоящем, прошлом и будущем в состояниях джаграта, свапна и сушупти. По этой и по многим другим причинам материя не может быть духом и наоборот. Если вы утверждаете, подобно Васиште, что спящие частицы чита (духа) люди по невежеству своему называют материей, то я готов в некоторой степени согласиться с вами. Но даже в этом случае стоит ли называть их ошибочным и вводящим в заблуждение словом материя, если последняя инертна и не существует в духе? Почему вы не называете духом кусок дерева или камень? [114] Можете ли вы доказать существование материи в состоянии глубокого сна? [115] Возможно, вы ответите, как найяики, что в каране материя существует в состоянии сна. Но если это так, то в каком состоянии она оказывается в турий? Вы не можете доказать, что материя, или Пракрити, продолжает существовать в турий. Так для чего же тогда называть материю, или Пракрити, вечной? Если материя есть просто проявление духа, то для чего тогда называть дух обманчивым именем «материя»; почему бы не называть материю ее настоящим именем — «дух»? [116] Оставим пока что следствие, коим является материя, и поговорим о ее причине — Мулапракрити, называемой также авидьей, или невежеством, матерью кармы и причиной бандхи. Пока лайя не превратит Пракрити в дух, растворив ее до состояния саттвагуны, никакого освобождения быть не может; мукти в сочетании с Пракрити — это еще не настоящая мукти. Освобождение лежит за пределами Пракрити. К такому заключению приводит нас весь арийский оккультизм. Посмотрим теперь, что говорит по этому поводу Миманса. Приведем для этого несколько цитат из «Шад-даршана-Чинтаники», или «Изучения индийской философии» (т. Уза 1881 г., № 11, с. 347)[117], изданной в Бомбее... Я не смог бы, даже если бы хотел, процитировать все арийские книги, но я могу порекомендовать вам и вашим читателям прочесть, в дополнение к моим цитатам, все номера шестого тома «Шад-дар-шана-Чинтаники» за 1882 год, так как в них убедительно доказывается, что не только Шанкарачарья, но и практически все комментаторы, реформаторы и другие великие риши, не говоря уже об упаниша-дах, отвергали ставшую причиной вашего заблуждения теорию о том, что материя так же вечна, как и дух[118]. Посмотрим теперь, что говорят о Пракрити другие философские школы. Под другими школами мы подразумеваем систему Патанджали, а также буддизм и джайнизм. Пусть наш читатель имеет в виду, что мы говорим о первом классе буддистов, согласных с арьями по многим фундаментальным вопросам и особенно в том, что касается нирваны (хотя по вопросу крияканды их мнения расходятся). Многоуважаемый редактор «Theosophist», похоже, следует учению мадхьямика, т.е. среднего класса буддистов, или тех, кто придерживается доктрин Сугаты, о которых мы расскажем ниже[119]. Я хотел бы привлечь внимание читателей к конспекту (том VI, 1882, № 2, с. 106) «Изучения индийской философии»...[120] Процитируем несколько строк из сутр 24 и 25... Джайны не верят в существование независимой силы, которую ведантисты называют иллюзией. Дух изначально обладает знанием. Он всеведущ. Только это знание затемняется и скрывается деятельностью кармы. Карма притупляет само восприятие духа, и т.д., и т.п. Буддисты верят, что реально существует одна лишь чистая нирвана. Нирвана — это трансцендентальное состояние. Она беспредельна и не может быть объектом чьего бы то ни было воздействия. Нет ничего, что превосходило бы ее. Великие риши, свободные от всяких желаний, описывают ее именно так. Помимо нирваны, вечна только карма, или деятельность[121]. С помощью невежества деятельность создает пять элементов и развивает материальную жизнь. Эти пять элементов — форма, или рупа, ощущение, или ведана, восприятие, или самджна, проницательность, или самскара, и сознание, или виджнана. Добродетель и размышления отнимают силу у невежества. Деятельность тоже становится бессильной, и тогда нирвана уже не за горами[122]. В этом мнении сходятся все упоминавшиеся выше школы, поскольку все они представляют индийский пессимизм. И читатель, возможно, знает, что в их учениях общего и чем они отличаются друг от друга. Перейдем теперь к вашему примечанию. «Вначале был Асат (или Пракрита)». Краткий комментарий к этому утверждению можно найти в «Истории философии». «Язычники говорили — ex nihilo nihil. Христианские отцы переделали это в ex nihilo omnia». Посмотрим, однако, что говорят об этом наши арийские риши. Мы хотим привлечь ваше внимание к стихам из второй книги «Панчадаси» под названием «Панча-Махабхута-Вивека», согласующейся в своих учениях с упанишадами[123]... Только, пожалуйста, поймите эти стихи так, как трактует их комментарий, недавно очень точно и талантливо переведенный на хинди. Согласно «Мандукья-упанишаде», Пракрити бывает двух видов — Апара и Пара. Первая создает карму, вторая — мукти; первая — Джада, вторая — Чайтанья. Это мнение разделяет и «Бхагавадгита», где оно изложено в седьмой главе. «Мандукья-ка-рика» (третья глава) и «Прашна-упанишада» тоже говорят о майе и Пракрити (только, пожалуйста, возьмите текст упанишад с комментарием Шанка-ры). Васишта, Вьяса, Аставакра и все великие мудрецы рекомендуют не иметь дела с иллюзорной Пракрити, поэтому во всех их сочинениях нет ни единой фразы, которая указывала бы на связь иллюзорной Пракрити с природой Бога. Если, по вашему мнению, Брахма может быть познан через Пракрити, то почему бы тогда не познавать его, оставаясь в состоянии тамаса! Согласно индийской философии и практическому опыту отшельников, мула-шакти, или авидью (как вы ее называете), не следует искать в Брахме, потому что она иллюзорна и нереальна и к тому же может быть растворена и переведена в пассивное состояние. А в стадии лайя она растворяется в турий, как река в океане. Пока вы остаетесь в неведении относительно механизма этого процесса, вы вольны называть его оправданием религии. Однако вдумчивые люди, постигшие суть процесса, просто посмеются над ограниченностью вашего понимания. Поскольку вы приехали в Индию специально за истинным эзотерическим знанием, мы неизменно молимся за ваш успех и просим вас воспринимать наши слова хоть немного по-нашему, по-отшельнически [124]. Я объяснял вам значение Пранавы в свете интерпретации «Рамагиты» (главы эзотерической Рамаяны); но если вы недостаточно хорошо знакомы с теорией лайи, вы никак не могли ее принять. Впрочем, это небольшая беда, потому что ведантисты-практики уже приняли это объяснение задолго до вас. Мы с большим удовольствием процитируем несколько строк из предисловия Макса Мюллера к священным книгам Востока, так как они имеют непосредственное отношение к теме нашего разговора. «Эта концентрация мысли, экаграта, или сосредоточенность на одном, как называют ее индусы, есть нечто почти неведомое для нас, так как наши умы, подобно калейдоскопам мыслей, находятся в постоянном движении, так что сосредоточить ментальный взор на одной только мысли, исключив из поля зрения все остальные, для большинства из нас теперь — задача такая же непосильная, как определение одной-единственной ноты без сопутствующих созвучий. При той жизни, которую мы ведем, с ее телеграммами, письмами, газетами, рецензиями, памфлетами и книгами, обрушивающимися на нас ежедневно, невозможно или почти невозможно достичь той интенсивности мысли, которую индусы называют экагратой, считая ее достижение необходимым условием для всех философских и религиозных рассуждений. Возможно, это упущение свойственно не только нам, но то, что мы в нем более всех преуспели, не вызывает сомнений. И потому, когда мы видим индусов, которые даже в своей сравнительно однообразной жизни стараются использовать любую возможность для того, чтобы отвлечься от всех внешних раздражителей и сосредоточиться на одном-един-ственном объекте, мы не должны отделываться снисходительной улыбкой, глядя на их " простоту", но должны стараться понять и по достоинству оценить ту цель, которой они посвящают свои мысли». Ниже я привожу несколько стихов о «лайяпрака-ране» из Шива-самхиты, которые, как я надеюсь, смогут показать вам, насколько превратно вы поняли мою мысль...[125] Во всей «Йога-Васиште» и «Бхагавате» мы не нашли ни единой фразы, которая рекомендовала бы изучение Пракрити. Напротив, каждый арийский оккультист, и особенно Капила в своих лекциях Девахути, высказывается против этого. Было бы очень любезно с вашей стороны, если бы вы указали те фрагменты, в которых Васишта, Вьяса, Шука и Шанкарачарья излагали бы взгляды, совпадающие с вашими доктринами философии архатов, ибо в противном случае у нас будут все основания усомниться в подлинности ваших объяснений. Согласно упанишадам, Пуруша — это сваям-пракаша, т.е. «самопроявляющийся»; и следовательно, он не зависит в своих проявлениях от одной только Пракрити. Ни один адвайтист не согласится принять Брахму вместе с Пракрити, или гунами, или двойственностью. Их Брахма — это Пуруша, лежащий за пределами Пракрити, или, иными словами, Акашара. Латентный дух никогда не называют Маха-Ишварой. Пожалуйста, прочтите цитируемый ниже стих, поскольку он недвусмысленно указывает на то, что Маха-Ишвара — это дух, остающийся за пределами Пракрити, когда последняя переходит в состояние лайя [126]. «Пустота» — это условное название, которое использовали арийские риши, знавшие о вездесущности души, и эту пустоту они уничтожили, заполнив ее. Более того, полностью пустого пространства быть не может, о чем свидетельствует известный афоризм «Природа не терпит пустоты». По остальным перечисленным вами пунктам мы пока воздержимся от комментариев, чтобы вы имели возможность ответить хотя бы на то, что мы уже сказали. И поскольку обсуждаемая тема очень важна и серьезна, я убедительно прошу вас подходить к ее рассмотрению спокойно и бесстрастно, ибо только такое состояние разума позволяет проникнуть в тайны эзотерической философии Индии. А ваши нынешние суждения я назвал бы скорее экзотерическими, чем эзотерическими.
Свами из Альморы Альмора, 22 апреля 1883 г.
|