Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Счастливое открытие м-ра Генри Киддла 9 страница
М-р Субба Роу глубоко ошибается, полагая, что «говорить о подлинной семеричной классификации сейчас было бы бессмысленной тратой времени, так как нет никакой надежды, что его выслушают». Все, что до сих пор писал м-р Субба Роу, очень внимательно читали и изучали едва ли не все образованные теософы, и, как бы он ни расходился во мнениях по некоторым вопросам эзотерической философии с мадам Блаватской и другими авторами, пишущими на эту же тему, все, что он когда-либо скажет или напишет в дальнейшем, образованные теософы будут воспринимать с неизменным интересом и благодарностью. Гипотезы, теории и истины признаются и изучаются не потому, что они исходят от м-ра А или м-ра Б, но лишь в силу их собственных, внутренних достоинств. И именно сейчас у м-ра Субба Роу как никогда много шансов найти себе благодарных читателей и благодарных слушателей. Письмо м-ра У.К.Джаджа* в августовский номер «Theosophist» показывает, что даже на дальнем Западе его непременно выслушают и поймут, а уж здесь — тем более. Коль скоро м-р Субба Роу смело указал на недостатки принятой ныне семеричной классификации и поведал нам о существовании четверичной, а также иной семеричной классификации (подлинных, по его словам, классификаций, признаваемых брахманским оккультизмом), уверив нас в том, что обе они ему известны, то было бы величайшей глупостью с нашей стороны отвергнуть его дальнейшие объяснения. Как я уже сказал, та причина, которой м-р Субба Роу объясняет свое молчание, на самом деле не существует. Он найдет множество искренних и беспристрастных слушателей. Эта дискуссия затягивается как раз по той причине, что о существующих разногласиях говорят одними лишь общими фразами, но истина в этом споре сможет родиться только тогда, когда м-р Субба Роу подробно разъяснит известную ему суть четырех своих принципов, а также тех принципов, что составляют истинную семеричную классификацию. Очевидно, что иного выхода из создавшегося затруднения нет. Навроджи Дорабджи Кхандалавала
Часть V
УЧИТЕЛЯ И ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО
ПИСЬМО К МАДАМ Е.П.БЛАВАТСКОЙ
Мадам Е.П.Блаватской, Ответственному секретарю Теософского Общества.
Мадам, Внимательно изучив частное и конфиденциальное «Письмо», адресованное членам Лондонской Ложи ее президентом и одним из вице-президентов, я вынужден был заключить, что авторы письма совершенно неверно представляют себе отношения, существующие между Гималайским Братством и Теософским Обществом, а также те обстоятельства, при которых была написана книга м-ра Синнетта «Эзотерический буддизм». Более того, их критика учений, изложенных в этой книге, представляется мне нелогичной и абсолютно неуместной, что я и попытался передать в прилагаемых заметках. В соответствии с распоряжением Махатм и пожеланием Совета, я во всех случаях обосновывал свои выводы и заключения. И потому я имею честь просить вас представить прилагаемые заметки на рассмотрение членов Лондонской Ложи, дополнив их любыми замечаниями, которые вы сочтете нужным сделать. Ваш и т.д., Т. Субба Роу, член Совета Теософского Общества
Направлено в Лондонскую Ложу Теософского Общества на рассмотрение ее членов.
ЗАМЕТКИ ИЗ «ПИСЬМА, АДРЕСОВАННОГО ЧЛЕНАМ ЛОНДОНСКОЙ ЛОЖИ ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА ПРЕЗИДЕНТОМ И ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТОМ ЛОЖИ»
В уставе Теософского Общества не сказано ничего такого, что могло бы навести на мысль, будто такое Общество, как наше, может придерживаться какого-либо специфического вероучения или требовать от своих членов проявления лояльности к какой-то одной определенной школе или системе философии либо к какому бы то ни было братству религиозных учителей. Напротив, устав ясно указывает, что Общество поощряет полную свободу исследования всех философских систем — древних или современных, с целью выявления общих, фундаментальных принципов, составляющих основу каждой школы религиозной философии (такое определение будет самым точным), и, как следствие, «утверждения принципа Вселенского Братства человечества, без различия расы или вероисповедания». При этом, конечно же, предполагается, что после тщательного изучения догматов каждой такой системы или школы Общество сможет «воссоздать религию на научной, и науку — на религиозной основе и выработать совершенную систему мышления и совершенный образ жизни»; точно так же, как коллегия юристов имеет шанс создать совершенную научную систему юриспруденции, изучив и сопоставив различные кодексы законов, существующие ныне во всех цивилизованных странах мира. И для того чтобы эта великая цель была достигнута, необходимо, чтобы каждый наш коллега изучал, по мере своих сил и способностей, какую-нибудь систему религиозной философии по собственному выбору, доводя результаты своих исследований до сведения коллег — для сравнения и обсуждения. Однако устав нашей Ассоциации запрещает кому бы то ни было из ее членов навязывать коллегам свои индивидуальные убеждения или верования, запрещает требовать их признания другими. Мы — не общество религиозных учителей, но ассоциация учеников и исследователей. Таковы четко и ясно изложенные принципы, коими должно руководствоваться Теософское Общество, — принципы, подтвержденные и одобренные великими Гималайскими Посвященными, являющимися подлинными основателями этого Общества. И поскольку наши Махатмы никогда не претендовали на роль единственных наставников для членов нашей Ассоциации и никогда не пытались «сосредоточить их уважение и лояльность на своих собственных персонах», то едва ли мы можем заподозрить их в намерении отказаться от вышеназванных принципов или же каким-то образом вмешаться в работу какого бы то ни было Отделения, доколе последнее само не нарушает установленных для него правил. И хотя принято считать, что учение (или фрагменты учения) исходит от Махатм, оценивать его все равно следует исключительно сообразно его собственным достоинствам, и никакие другие соображения не должны при этом приниматься в расчет. С учетом данных обстоятельств едва ли возможно представить себе, что могло вызвать предположение, будто составители книги м-ра Синнетта преследовали цель «заменить ею все остальные и сосредоточить уважение и лояльность Теософского Общества на своих собственных персонах». И вряд ли у мистера Мейтленда были причины жаловаться на то, что «выбор наставников» не оставлял никакой альтернативы или что ему приходилось признавать своими наставниками всех подряд (коль скоро никто еще, насколько нам известно, не предлагал себя на эту роль). Если м-р Синнетт действительно запретил высказывать несогласие и, тем более, критиковать свою книгу или же «ее непререкаемый авторитет», как то утверждается в рассматриваемом письме, то он, безусловно, идет против устава Общества; и Лондонская Ложа имеет полное право указать ему на недопустимость подобного поведения, не обращаясь при этом за поддержкой к штаб-квартире. Но если м-р Синнетт просто отказывается соглашаться с тем, что говорят об учениях, изложенных в его книге, миссис Кинге -форд и м-р Мейтленд, и приводит в их защиту те доводы, которые считает разумными, то в этом случае его позиция безупречна. М-р Синнетт имеет такое же право истолковывать суть эзотерического буддизма своим коллегам по Лондонской Ложе, как и миссис Кингсфорд, и м-р Мейтленд — истолковывать эзотерическое значение христианской символики. И в то же время у последних не больше прав интерпретировать на свой лад книгу м-ра Синнетта, требуя на то санкции штаб-квартиры или даже самих Махатм, чем у первого — давать собственную трактовку «Совершенного Пути», ссылаясь на те же самые авторитеты и испрашивая для себя титул апостола как восточной, так и западной теософии. И все-таки миссис Кингсфорд и м-р Мейтленд заявляют, что учения, изложенные в книге м-ра Синнетта, — атеистичные, нелогичные, ненаучные, нелепые и небуддийские, если воспринимать их в буквальном значении; и что, по их мнению, эти учения облачены в аллегорическую, или метафорическую, оболочку, дабы испытать способность западных теософов отличать истину от лжи. Более того, их возмущает упрямство м-ра Синнетта, настаивающего на правильности его собственной интерпретации, хотя интерпретация эта такова, что может вызвать недоверие к Гималайским Братьям и их философии. Такова основная мысль их жалобы и «суть и соль» преступления м-ра Синнетта. Одаренный президент Лондонской Ложи, вероятно, полагает, что ей удалось найти «правильный ответ на загадку Сфинкса». Но в данном случае мы имеем дело не с христианским, но с индусско-буд-дийским Сфинксом, который, возможно, вовсе не собирается совершать самоубийство по рецепту, предложенному талантливыми «авторами " Совершенного Пути"». Отвергая четыре из пяти предложенных м-ром Мейтлендом гипотез, мы принимаем—с некоторыми оговорками — гипотезу № 3 (страница 35), согласно которой «эта система в ее нынешнем виде является всего лишь частью (или несколькими произвольно выбранными частями) более величественной системы — совершенной во всей своей полноте; так что, когда станут известны ее недостающие части, мы сможем убедиться в ее завершенности и гармоничности». Египетский Сфинкс загадывал загадки, а Эдип разгадывал их; но теперь буддистский Сфинкс говорит строгим языком факта, и Эдип XIX столетия чувствует себя совершенно сбитым с толку — возможно, в силу того, что «истина еще более необычна, чем фантазия». Поистине, книга м-ра Синнетта стала настоящим «испытанием», только испытание это — совершенно неожиданного свойства. После всего сказанного я, пожалуй, имею право подробно рассмотреть ту недружественную критику, которой была подвергнута упомянутая книга м-ра Синнетта. Однако прежде необходимо сказать несколько слов об обстоятельствах ее написания, а также об источниках, из которых ее автор заимствовал те учения, рассмотрению коих она посвящена. После того как месье Хьюм* и Синнетт были представлены Махатмам и вступили с ними в диалог, они принялись задавать последним вопросы на различные темы — поначалу ради удовлетворения собственного любопытства и, возможно, для того, чтобы оценить глубину их познаний в религиозных и научных вопросах. Так что сначала они даже не помышляли о создании какой-либо целостной философской системы на основании тех скупых ответов, коими их удостаивали. Сначала вопросы задавались через мадам Блават-скую, но из опасения скомпрометировать себя вступлением на запретную почву последняя препоручила их нашему Гуру, Махатме М.*, который просто отверг большую часть вопросов, мотивируя это тем, что ответы на них сообщаются только признанным чела после соответствующих посвящений, а на прочие вопросы отвечал крайне немногословно. Подобные ограничения и секретность вызвали немало нареканий. Ни м-р Синнетт, ни м-р Хьюм не могли понять эту «эгоистичную политику», не дававшую им ничего, кроме «вымученных намеков на высшее тайное знание». По мнению м-ра Хьюма, «грех Учителей заключается в сокрытии от мира всех тех знаний, которыми они обладали...» и которыми «они обязаны поделиться...», и т.д., и т.п. Будучи высказанными публично на страницах «Theosophist» (см.: сентябрь 1882, с. 324-326), эти обвинения сразу же вызвали большое недовольство индусских чела, вылившееся в их «Протест», напечатанный в том же номере нашего журнала. После долгих упрашиваний Махатма К.Х.*, не имевший никакого отношения к переданным прежде наставлениям, пообещал предоставить м-ру Синнетту всю информацию и все пояснения, которые только позволят строгие правила Братства. Но даже тогда мысль о публикации пришла не сразу, и поначалу вопросы зачастую задавались совершенно бессистемно. Разумеется, разрозненные вопросы мало способствовали созданию целостной и последовательной теории, да и ответы никак нельзя было назвать безукоризненным, систематизированным и исчерпывающим освещением того или иного раздела эзотерической доктрины, или тайного знания Учителей эзотеризма. Гималайские Адепты никогда не вызывались инструктировать какую-либо отдельную секцию Теософской Ассоциации. Один из них ясно и недвусмысленно заявил однажды Теософскому Обществу Симлы, что было бы крайне нежелательно, а то и вовсе невозможно прикомандировать к ним одного из адептов или даже чела высокого ранга, чтобы он непосредственно инструктировал это англо-индийское общество. И когда впоследствии м-р Синнетт получил разрешение на публикацию переданных ему «Фрагментов оккультной Истины» (действительно фрагментов!) информации, ему было позволено самостоятельно решать, в какой форме изложить и преподнести ту философию, которая была в них заключена. Необходимо также сказать несколько слов о тех материалах, на которые м-р Синнетт опирался при написании своей книги, а также о тех трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться, прежде чем он окончательно определил для себя форму своего будущего сочинения. Здесь я могу сообщить, что, помимо писем, посвященных планетарной эволюции, закону кармы, сущности пребывания в дэвакхане, семи принципам в человеке и другим смежным вопросам, рассмотренным им так толково и обстоятельно, как он только мог, м-р Синнетт получил от Махатм еще несколько писем, или посланий, касающихся природы Пракрити и Пуруши, начала космической эволюции, семеричного строения проявленного Космоса, природы и эволюции зародышей первичных элементов природы (махабхутов) и некоторых других разрозненных тем, связанных с физической наукой. Но все эти последние темы были изложены в полученных им письмах не иначе как просто схематичные наброски. Что же касается подробностей и соотношения рассматриваемых вопросов с другими, более масштабными и фундаментальными, учениями, то об этом Учителя даже не загадывали, поскольку откровения подобного рода относятся исключительно к мистериям Посвящения. Вследствие всех этих строгостей и ограничений некоторые письма дошли до адресата в сильно урезанном виде, а иные стороны учения, жизненно необходимые для логической завершенности изложения, и вовсе не были отражены в книге, столь немилосердно критикуемой м-ром Э.Мейтлендом, — просто потому, что м-р Синнетт никогда и ничего о них не слышал[80]. И все же, невзирая на скудость имеющейся информации, он предпринял попытку написать книгу, в которой постарался передать читающей публике в целом и теософам в частности хотя бы приблизительно верные представления о системе эзотерической науки и философии, хранимой «великими Учителями Снежных Гор». И то, как м-р Синнетт справился с этой задачей, поистине удивительно, а его интеллектуальная проницательность заслуживает самой высокой похвалы. Но эзотерическая философия в своей полной и завершенной форме, которая только и может быть названа «системой совершенного мышления и совершенного образа жизни», должна не только подробно и доходчиво объяснять природу и характер первопричин Космоса, равно как и их конечных следствий в проявленном мире, не только отслеживать весь процесс эволюции во всех его аспектах — с самого начала и до наступления пралайи, но также и предоставлять всему человечеству такую систему физической, интеллектуальной, моральной и духовной подготовки, которая позволяла бы людям достигать наивысшей возможной ступени развития; систему, которая включала бы в себя такой безупречный моральный кодекс и рекомендации по созданию такой совершенной политической и социальной организации, которые позволили бы человечеству en masse быстро продвигаться вперед, параллельно течению прогрессирующей эволюции, к назначенной цели — достижению духовного совершенства. Такая система, когда она будет максимально усовершенствована, должна приобрести форму дедуктивной науки, такой же, как и все прочие научные дисциплины. И как всякая отрасль науки (если это, конечно, подлинная наука) должна использовать индуктивные методы в пору своего становления, так и эзотерическая наука должна придерживаться аналогичных методов на начальном этапе своего развития, целью которого является построение религии на подлинно научной основе. И поскольку м-р Синнетт не располагал ни знаниями, ни материалами, необходимыми для создания завершенной системы эзотерической науки и философии, ему пришлось удовлетвориться доступным по своей форме изложением полезной и интересной, хотя и фрагментарной информации, предназначенной для членов Теософского Общества, а также для интеллигентной публики в целом. Эта информация включает в себя природу и направленность планетарной эволюции, строение человека и некоторые смежные темы, которые, по его мнению, могли бы пролить некоторый свет, по крайней мере, на отдельные фундаментальные вопросы религиозной философии, а также подсказать, в каких направлениях заинтересованные ученики могли бы продолжить свои исследования. При этом м-р Синнетт благоразумно воздержался от включения в текст книги каких-либо категоричных заявлений, касающихся истинной природы первопричин, действующих в Космосе, высшего духовного принципа в человеке, самых первых этапов космической эволюции и вообще каких-либо тем, одинаково важных как для религиозной метафизики, так и для догматической теологии. Те разрозненные замечания из фундаментальных вопросов, которые все-таки попали в текст книги, призваны всего лишь дать читателю некоторое, пусть даже весьма поверхностное представление о последних, поскольку без этого было бы просто невозможно ясно представить себе механизм действия некоторых законов или природу некоторых типов феноменов. Ни одно из этих замечаний не претендует на роль полномасштабного изложения той части эзотерической философии, которая касается первооснов; не означают они также и того, что никакая другая трактовка в данном случае невозможна или что иной взгляд, соотносимый с другими фазами Космоса, непременно должен быть ошибочным. В истолковании эзотерической философии нередко приходится брать на вооружение тот же метод, которым почти всегда пользуются, удобства ради, учителя астрономии, дабы разъяснить ученикам соотношение между зенитом, полюсом, экватором, эклиптикой и горизонтом, дать понятные определения подъема и склонения небесных тел, широты и долготы, объяснить смену времен года, применение сферической тригонометрии для решения астрономических проблем, а также многие другие явления. Данный метод заключается в рассмотрении всех этих вопросов с геоцентрической точки зрения. Утверждение, будто Земля представляет собой неподвижный центр, вокруг которого обращаются все небесные тела, конечно же, неверно, но в указанных случаях данная концепция оказывается насущно необходимой, дабы изложение могло стать более простым и доходчивым. Далее, по достижении более высокой стадии прогресса, за основу берется гелиоцентрическая система, где фиксированным центром в пространстве признается Солнце, хотя это утверждение — такое же некорректное, как и первое, так как известно, что Солнце тоже движется в Космосе. Представьте себе, что профессор астрономии, объясняя ученикам суть вышеперечисленных, сравнительно простых феноменов, станет учитывать все эти пространственные перемещения и начнет вычерчивать сложную кривую, отмечающую траекторию, которую описывает в пространстве та или иная точка земной поверхности: разве не очевидно, что очень скоро и ученики, и сам профессор безнадежно запутаются во всех этих ненужных нагромождениях? Но можно ли в данных обстоятельствах утверждать, что нынешний учитель астрономии, предлагающий своим ученикам геоцентрическую систему, чтобы приобщить их к основам своей науки, ничего не знает о гелиоцентрической системе и о передвижении так называемых «неподвижных» звезд? Или что он неправильно объясняет феномены, о которых ведет речь; или что он говорит загадками, для разрешения которых нужен Эдип; или что он пользуется аллегорическим языком, намеренно стараясь ввести в заблуждение учеников, дабы проверить их способность отличать факт от вымысла? Нетрудно понять, что все эти предположения абсолютно беспочвенны, так как упрощенность истолкования в данном случае диктуется исключительно соображениями удобства. Однако это обстоятельство совершенно упускают из виду критики м-ра Синнетта. Дабы исключить всякую возможность недопонимания, я должен пояснить здесь, что вышеизложенные замечания касаются только некоторых фактов, отраженных в «Эзотерическом буддизме» (об этом мы тоже говорили выше). Продолжая ту же самую тему, я хотел бы указать также на то, что м-р Синнетт не включил в свою книгу многие факты и пояснения, которые мог бы дать даже на основании той скупой информации, которая имелась в его распоряжении: в частности, по вопросам космогонии, природы Пуруши и Пракрити, зародышей, из которых развились элементы, и некоторым другим, упоминавшимся выше. Представляется вполне естественным объяснение, что ограниченность собственных познаний настоятельно требовала от м-ра Синнетта соблюдать осторожность. Но помимо этого можно назвать и другие причины, побудившие его придерживаться подобной политики. Уверен, что вдумчивое и беспристрастное ознакомление с ними сможет убедить читателя в их основательности: I. Практически каждая религия, каждая догматическая система теологии имеет свои собственные непререкаемые мнения из фундаментальных философских вопросов; и это обстоятельство в немалой степени подпитывало сектантскую и казуистическую борьбу, неослабно свирепствовавшую на протяжении тысячелетий. В наши дни, когда вопросы и исследования поощряются, эти противоречия могут быть преодолены, но не обращением к авторитету той или иной религиозной книги или религиозного учителя, а введением в дискуссию того самого научного метода, который уже подтвердил свою надежность и полезность в других областях человеческого исследования. Но данный метод требует, чтобы все феномены, способные пролить свет на эти важнейшие вопросы, самым тщательным образом проверялись и изучались. Необходимо также скрупулезно изучить природу следствий, прежде чем можно будет сделать сколь-нибудь обоснованные выводы относительно природы их причин. Это единственный путь, доступный широкой публике. Только посвященный может воспринимать вечные истины силою своей развитой духовности; и те, кто ему доверяет, могут принимать его суждения на веру. Но секреты посвящения нельзя сделать достоянием публики, а если даже и попытаться, то вряд ли в наши дни их воспримут без существенных искажений, просто полагаясь на авторитет пусть даже самого совершенного из адептов. Поэтому сейчас, когда религиозные предрассудки все еще сильны, а публика еще не имеет достаточной научной подготовки для того, чтобы проверить справедливость учений Гималайских Махатм, нежелательно публиковать эти учения иначе как фрагментарно. II. Как уже было указано, Махатмы вовсе не собираются становиться наставниками человечества; не стремятся они и к тому, чтобы человечество, или какая-то его часть, или даже кто-либо из членов нашего Общества отказывался от своих прежних религиозных воззрений и безоговорочно соглашался с ними во всем. И поскольку любые омментарии к фундаментальным вопросам неизбежно будут противоречить религиозным догматам, превалирующим в различных частях цивилизованного мира, то их появление в настоящий момент было бы преждевременным. Их время наступит только тогда, когда публика будет готова проверять истинность своих религиозных догм так же, как она находит возможным проверять истинность научных гипотез. Короче III. Большинству затронутых в «Эзотерическом буддизме» вопросов невозможно дать исчерпывающее объяснение, не раскрыв попутно те или иные секреты посвящения. IV. Выразить на английском языке связанные с эзотерическими вопросами абстрактные метафизические идеи крайне сложно. Если заблаговременно не позаботиться о внедрении основных понятий в сознание западных читателей, любая попытка дать полное и исчерпывающее истолкование этих вопросов на языке повседневной жизни чревата взры V. Следует откровенно признать, что м-р Синнетт и сам не смог до конца понять некоторые учения, переданные ему Махатмами (такие, например, Чтобы доказать обоснованность своих утверждений, постараюсь продемонстрировать, насколько оправдана критика миссис Кингсфорд и м-ра Мейт-ленда и в какой мере она ошибочна и беспочвенна. Удобства ради попробую распределить высказывания миссис Кингсфорд и м-ра Мейтленда из «Эзотерического буддизма» по темам, которым они посвящены. И начну с их критики в адрес взглядов м-ра Синнетта на природу Пуруши и Пракрити. Первое и самое главное возражение м-ра Мейтленда против «Эзотерического буддизма» состоит в том, что в нем изложено явно атеистическое учение и что его высказывания относительно природы и свойств Парабрахмана противоречат друг другу. Впрочем, этот критик признает, что многие цитаты, заимствованные им из сочинений м-ра Синнетта, не являются атеистическими по своему звучанию и что в них ясно утверждается существование Вселенского Духовного Принципа, предшествовавшего «всем организованным и производным существам»: этот принцип называется Парабрахманом и характеризуется как «движение, одушевляющее космическую материю», и как «энергия вселенной». Я полагаю, что если какая-либо тема представлена в книге в виде множества разрозненных высказываний, то, согласно признанному правилу интерпретации, для определения авторских взглядов на сей счет необходимо выявить их все и самым дотошным образом сравнить между собою, а также непременно учесть и критически рассмотреть контекст, в котором они появляются, но никогда нельзя судить по буквальному значению отдельных слов или фраз. И если рассматриваемая тема сопряжена с метафизическими или философскими трудностями, а фразеология, используемая различными авторами для ее изложения, представляется до крайности туманной и запутанной по причине множества различных дополнительных значений, которые могут быть присвоены словам, то применение упомянутого метода становится просто необходимым. А в случае с «Эзотерическим буддизмом» эта необходимость еще более усугубляется тем, что его автор воздерживается от детального и последовательного обсуждения рассматриваемых тем. Однако критик м-ра Синнетта счел возможным отступить от этого принципа ради неблагодарной цели выявить противоречия и абсурдные утверждения там, где их на самом деле нет. Он уверяет нас, что учение, «открыто признаваемое» в «Эзотерическом буддизме», является «откровенно атеистическим». Однако я не нашел ни в одной части книги ничего похожего на открытое признание подобного рода, да и сам критик не указывает номер страницы, на которой его можно было бы увидеть и прочесть. Следовательно, это утверждение критика — всего лишь его собственная догадка, и для подтверждения этой странной догадки выстраивается довольно странная и извилистая цепь рассуждений. Сказано, что слово «атеистический» в данном случае — «не упрек, а эпитет». Но вот эпитет чего — об этом истец умалчивает, хотя это абсолютно необходимо для взвешенной оценки правильности его рассуждений и справедливости выводов. Читателям предложено самим теоретизировать, исходя из выдвигаемых им аргументов. А это нелегкая задача, поскольку все аргументы — как за, так и против его выводов — изложены в совершенном беспорядке. Если же обобщить их и систематизировать, то все доводы в поддержку его умозаключений можно сформулировать следующим образом:
|