![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Счастливое открытие м-ра Генри Киддла 11 страница
При всем уважении к миссис Кингсфорд я вынужден признать, что она придерживается совершенно неправильного представления о природе той энергии, которую Монада вырабатывает в состоянии мукти (выход из вращающегося колеса рождений и смертей), а также в состоянии нирваны. Каждый человек по достижении определенного уровня своего духовного развития начинает излучать в окружающий мир «живую моральную энергию», придающую последнему «свежий импульс духовной жизни»; и переход в нирвану (в том смысле, в котором его представляет себе миссис Кингсфорд) для этого совсем не нужен. Опять же, ниспосылаемый Утешитель не имеет ничего общего с Дхиан Коганами, которые, в свою очередь, не являются Монадами в состоянии нирваны, о которых фактически идет речь. Когда Монада достигает Видеха-Кайвалъи (единение раз-воплощенной Монады с абсолютным Парабрахма-ном), вся накопленная ею карма обогащает собою Вселенский Разум, в котором сокрыты прототипы всего, что было, есть или будет. Вследствие этого в мир поступает свежий импульс усвоенных идей: он проливается в виде потоков космической энергии, которую буддийские оккультисты и посвященные называют Фохатом. Именно так происходит нисхождение Утешителя (или проявленной Буддхи), согласно подлинной эзотерической доктрине. Но о Дхиан Коганах нельзя сказать, что они пребывают в том состоянии нирваны, из которого нисходит Буддхи, или Праджна (гностическая София, или, опять-таки, христианский Утешитель). Как известно всем восточным оккультистам, существуют четырнадцать степеней нирваны, если не считать двух других (являющихся, по сути дела, одним и тем же состоянием, только в проявленной и непроявленной форме). Некоторые из этих состояний (а именно девять) могут быть достигнуты адептами при жизни, прочие же достигаются только в состоянии Дхиан Когана и т.д. Это объяснение явно указывает на то, что учение о Дхиан Коганах, каким бы противным оно ни представлялось «здравому смыслу» миссис Кингсфорд, было понято ею совершенно неправильно. Перейду теперь к возражениям м-ра Мейтленда из этой же самой главы. Его первый контрдовод состоит в том, что существование Дхиан Коганов препятствует свободному изъявлению человеческой воли. Соотношение свободы воли с предопределением с незапамятных времен являлось яблоком (или, может быть, костью) раздора между западными теологами и метафизиками, в силу чего данная тема имеет особое очарование в глазах западных мыслителей. Не следует, однако, забывать, что метафизическая проблема свободы воли и предопределенности теряет практически всю свою остроту за пределами религиозной системы, в основе которой лежит тезис о всемогущем и всеведущем Боге, способном создать все существа, извлекая их из сферы абсолютного небытия одним лишь усилием собственной воли. Как уже было сказано выше, Дхиан Коганы являются творцами и творениями не в большей степени, чем мы сами. Так что наша воля полностью свободна, коль скоро нет никакой силы, которая управляла бы ею или же вмешивалась в ее действия. Но в то же время необходимо помнить, что существует закон, коему вынуждена подчиняться всякая воля, поскольку Единая и единственная Субстанция во Вселенной представляет собой, по природе своей, воплощение этого закона. Полагаю, я изложил это учение достаточно внятно, и теперь мне остается только предоставить читателю самому решать, согласуется оно с его собственными представлениями о свободе воли и предопределении или же нет. По всей вероятности, рассматриваемое возражение тоже возникло из неверного представления о природе Дхиан Коганов, но, будучи как следует истолкованным, излагаемое в «Эзотерическом буддизме» учение становится намного более научным по своему содержанию, чем это могут представить себе все его критики. И те два фрагмента, которые, по мнению м-ра Мейтленда, ограничивают «свободную волю» человека, опять-таки истолковываются в довольно странном духе. На странице 189 сказано, что Дхиан Коганы «управляют, на божественный манер, судьбами мира». Возможно, именно слово «божественный», фигурирующее в этой фразе, навело м-ра Мейтленда на мысль о том, что м-р Синнетт наделяет Дхиан Коганов всеми атрибутами божества hoi polloi. Однако любому непредвзятому читателю должно быть ясно, что на самом деле м-р Синнетт просто ссылается, ради примера, на общераспространенные представления о божестве. И еще один фрагмент (с. 177): «[Дхиан Коганы] оказывают направляющее и видоизменяющее влияние на весь процесс эволюции; все вещи возникают благодаря закону, воздействующему на материю в различных ее формах, плюс направляющему и видоизменяющему влиянию... Дхиан Коганов». И опять же он подтверждает правоту м-ра Мейтленда ничуть не более, чем предыдущий фрагмент. Все, что утверждает здесь м-р Синнетт, сводится лишь к тому, что некоторое количество эволюционной энергии Вселенной передается через посредство сонма возвышенных существ — сознательных исполнителей Неизменного Закона, неотъемлемо присущего Единой Жизни, которая представляет собой не-сознание только потому, что всякое сознание ограничено и обусловлено. Это ни в коей мере не означает, что Дхиан Коганы могут сами выковывать, на манер так называемого личного Бога, железную цепь причинности, приносящую результаты: для одних — приятные, для других — болезненные. Не больше пользы может принести м-ру Мейтлен-ду и следующий его аргумент, направленный против учения о Дхиан Коганах. Вкратце его суть можно сформулировать следующим образом: эзотерическая доктрина и оккультизм абсолютно бесполезны, поскольку «наивысшей (или, вернее, единственной) целью, предлагаемой нам для поклонения, остается наша собственная, смертная сущность. Ибо на какой бы высокой ступени эволюции ни находилась эта сущность, это все равно будет промежуточная стадия — такая же далекая от " дара Божьего, который есть жизнь вечная", как и наша собственная. Более того, достижение этой стадии становится прелюдией к неизбежному исчезновению, причем исчезновению не только проявленного существа, но и всей сущности в целом». Прочитав подобное, трудно удержаться, чтобы не впасть в отчаяние! Получается, м-р Синнетт написал свою книгу напрасно — во всяком случае, не для таких читателей, как его вице-президент! Но в самом ли деле высказанная выше мысль о том, что нирвана — конечная цель человека — есть только исчезновение, подтверждается учениями «Эзотерического буддизма»? На странице 163 сказано: «Словами о нирване можно сказать только то, что она является возвышенным состоянием осознанного отдыха, обеспечиваемого всеведением». Разве это описание состояния нирваны, данное м-ром Синнеттом, дает повод полагать, что речь в нем идет о простом исчезновении? Если да, то чем скорее мы признаем, что человеческая речь не может более служить средством общения между людьми, тем лучше. Совершенно ясно, что м-р Мейт-ленд обрушил град своей критики на невинную голову м-ра Синнетта, даже не познакомившись как следует с тем учением, которое критикует, и потому должен быть подвергнут осуждению, коего, несомненно, заслуживает такое легкомысленное поведение. Принимая во внимание тот непроницаемый туман, который постоянно окружает Дхиан Коганов, нелишним будет добавить кое-какие дополнительные рассуждения на их счет с точки зрения индуизма или, вернее, адвайты, тем более что это учение во всем согласуется с «Эзотерическим буддизмом». Но прежде всего хотелось бы уточнить, во избежание недоразумений, что мое мнение вовсе не является обязательным для кого бы то ни было из членов Теософского Общества — в этой стране или за ее пределами. Я хочу всего лишь дать своим читателям пищу для размышлений и побудить своих коллег и собратьев к более активным и самостоятельным исследованиям. В индусских священных писаниях Дхиан Коганы называются различными именами. Первый Дхиан Коган, воплотившийся в образе человека в момент появления на нашей планете человеческой расы, называется Ману Сваямбху (самосущим). Он порождает (нетелесно) семерых Риши, называемых его мана-сапутрами — детьми манаса, или разума, и, следовательно, олицетворяющих 5-й принцип планеты. Они связываются с числом 7x7 в оккультных трактатах, и им же, как нам говорят, поручено хранить священную Религию-Мудрость для нарождающейся человеческой расы. Эти Риши порождают (т.е. берут под свое покровительство) семерых питри — первых людей, эволюционировавших на этой планете, предков всей будущей человеческой семьи. Это один из аспектов учения. Как потомки Адити — «Безграничной», или Бесконечной (Пракрити), Дхиан Коганы называются Адитьями; говорят, что всего их двенадцать, что соответствует числу их различных типов. Как духи-охранители этого мира Дхиан Коганы известны также под названием Дикпалы (стражи различных стран света); и несложно убедиться в том, что под этим именем они постоянно упоминаются в ранних буддийских сочинениях. А как участники разрушения нашей системы (когда ее эволюция подходит к своему естественному завершению) они становятся двенадцатью Рудрами («пылающими яростью»[85], а не «плакальщиками», как ошибочно переводит Макс Мюллер), возвращающими все назад, в недифференцированное состояние. По мнению м-ра Мейтленда, м-р Синнетт будто бы утверждает, что Дхиан Коганы исчезают со временем, как и все остальное. Но, как было показано раньше, ни одно существо, однажды достигшее Паранирваны, не может исчезнуть; и, хотя состояние существования, известное как уровень Дхиан Коганов, конечно же, тоже переходит в состояние Абсолютного Сознания и на некоторое время растворяется в нем, когда пробьют часы Махапралайи, с первыми же лучами следующей манвантары оно вновь возобновляет свое существование[86]. Таким образом, об «исчезновении» Дхиан Коганов мы можем говорить только в том же смысле, в каком мы можем говорить об исчезновении воды, превращенной в пар. Собственно говоря, Дхиан Коганы — это те самые боги, которые аллегорически упоминаются в наших пуранах. Эти возвышенные существа, подобно всем прочим классам существ, относящихся к царству дэвов (богов), подразделяются на два типа: тех, кто уже был людьми; и тех, кому еще предстоит стать людьми в будущем. В наших книгах недвусмысленно сказано, что нынешние боги жили когда-то на этой земле и были людьми. Дхиан Коганы — это Элохим западных кабба-листов. Я вынужден был сделать это пространное отступление, дабы показать, что учение о Дхиан Коганах, являющееся неотъемлемой частью эзотерической доктрины и лишь едва очерченное в «Эзотерическом буддизме», по сути своей тождественно тому, что о них говорят древние риши, Шанкара-чарья и даже современные брахманские авторитеты, какие бы они ни допускали при этом искажения. А те, кто считает данное учение «противным здравому смыслу», но все-таки, признавая «растущую на Западе потребность в более ярком свете с Востока», «приветствуют учения также и других школ оккультной науки», просто рискуют угодить из огня да в полымя, так как в Индии нет ни одной школы, эзотерической или экзотерической, которая придерживалась бы принципиально иного взгляда на Адитьев, или Дхиан Коганов, исключая разве что всемирно известную Валлабхачарью, или «черную тантрику», к философским догматам которой м-р Мейтленд и его последователи также вольны обратиться, если пожелают. Перейдем теперь к возражению миссис Кинге -форд против всей системы эволюции, предложенной м-ром Синнеттом. По ее утверждению, «математически точная классификация, выводимая из механистической системы м-ра Синнетта», не согласуется с «заключениями научной и спиритической мысли». Каковы бы ни были достоинства или недостатки этой рассматриваемой системы, невозможно взять в толк, как вообще можно обвинять какую-либо систему в «ненаучности» исключительно по причине ее математической точности. Если все во Вселенной подчинено строгой и точной цепи причинности, то едва ли можно отрицать, что все природные факты могут быть классифицированы с «математической точностью», даже если нынешней официальной науке эта задача пока не по силам. И нельзя ни на секунду усомниться в том, что, чем большую точность приобретает та или иная наука, тем ближе она подходит к своему абстрактному идеалу — неизменному Закону. Так что самыми ненаучными во всей этой дискуссии выглядят возражения самой миссис Кингсфорд. Свое дальнейшее наступление эта ученая дама развивает против тезиса о физическом существовании семи планет, образующих планетарную цепь, о которой м-р Синнетт говорит в своей книге. Ссылаясь на авторитет некоторых экзотерических догматов буддизма, миссис Кингсфорд утверждает, что эти семь планет являются всего лишь «аллегориями», в действительности олицетворяющими такое же количество «духовных состояний». Но в другом месте она признает разнородность духовных состояний, а затем, странным образом позабыв одну из фундаментальных аксиом оккультной науки — «как наверху, так и внизу», отрицает множественность материальных состояний существования. Но если есть несколько состояний дэвакхана и несколько состояний нирваны, то почему в таком случае материальное существование должно ограничиваться только одним? Из примечания на странице 6 я могу заключить, что миссис Кингсфорд не оспаривает сам факт «планетарной эволюции и трансмиграции», из чего следует, что ее возражения касаются только деталей. Но поскольку непонятно, против чего именно она возражает, то продолжать далее разговор на эту тему нет никакой возможности. Что же касается исчезновения Атлантиды, то м-р Мейт-ленд, похоже, считает (с. 22), что, хотя погружение континентов под воду является убедительно доказанным фактом, все-таки «история Атлантиды — это притча», имеющая чисто духовное значение. И хотя идея эта — не его собственное изобретение и совсем недавно ее во всех подробностях рассмотрел другой спиритуалист, м-р Джеральд Мэсси*, она от этого не становится менее фантастической. Автор «Сурья сиддханты» жил, невзирая на все попытки западных санскритологов приблизить время его жизни к нашему, в исчезнувшей ныне Атлантиде, о чем свидетельствуют все наши предания и летописи. В географической системе, изложенной в этом астрономическом сочинении, упомянуты семь островов Атлантиды — Плакшадвипа и другие, а их местоположение определено с научной точностью. Эти сведения есть и в книге, известной европейским санскритологам. Что же касается многочисленных сочинений, подробно рассматривающих проблему исчезнувших континентов, а также третьей и четвертой рас, их населявших, но совершенно неведомых европейцу, то говорить о них нет никакой нужды, поскольку дело неизбежно закончится возмущенным отказом признать их подлинность. Знаменитый астроном «Асура Майя» (превращенный профессором Вебером в греческого Птолемея) был другим уроженцем Атлантиды. О погружении этого острова на дно моря сказано также в «Уттара Рамаяне» (если, конечно, правильно ее понять), равно как и в некоторых других книгах, авторитет которых не вызывает сомнений. Истина заключается в том, что исчезновение Атлантиды является географическим и скоро станет историческим фактом, хотя я и не отрицаю, что данный факт мог быть использован для аллегорического описания тех или иных духовных истин. Следующим пунктом, на котором я хотел бы заострить внимание, является немыслимая пародия м-ра Мейтленда на рассуждения м-ра Синнетта относительно Будды. Я не чувствую себя вправе публично излагать истинное эзотерическое Учение о состоянии Будды. Поэтому все, что я могу сказать по этому поводу: хотя учение, изложенное м-ром Синнеттом, и не является исчерпывающим, то, что он все-таки сказал, вполне соответствует действительности. Первое, на что я хотел бы обратить внимание: Христос и Будда обозначают совсем не одно и то же, так как Христос — это принцип, а будда — состояние. И вовсе не каждая Монада проходит через состояние будды на своем пути к нирване[87]. Человек, проходящий последнюю ступень посвящения, не обязательно должен входить в состояние будды. Так что исторический взгляд на проблему в данном случае вполне уместен, и м-р Синнетт вовсе не путает «похожесть» и «идентичность», как полагает м-р Мейтленд (с. 22). Завершить этот обзор недочетов, в коих обвиняют учения, изложенные в «Эзотерическом буддизме», и выдвигаемых против них аргументов мне хотелось бы обращением к саркастическому замечанию м-ра Мейтленда относительно «самого главного адепта-вдохновителя» (как он называет Учителя). М-р Мейтленд считает «достойным упоминания то, что, хотя существование Бога или какого бы то ни было абсолютного добра энергично отрицается, существование " абсолютного зла"... утверждается, что следует из слов самого главного адептавдохновителя этой книги». Однако цитируемая им фраза напрочь отсечена от контекста, в котором упомянутый «адепт» поясняет, что он на самом деле имеет в виду, хотя в данном случае извлечение каких-либо выводов из этого изолированного выражения (без привлечения предшествующей и последующей информации) практически не может не повлечь за собой искажение смысла. Я вынужден извиниться перед м-ром Мейтлендом, но на странице 61 ясно сказано, «что, когда ваша раса, пятая, достигнет зенита своей физической интеллектуальности и наивысшего уровня развития своей цивилизации... так что не сможет уже подняться ни на йоту выше в пределах собственного цикла, ее продвижение в направлении абсолютного зла будет остановлено (так же, как было остановлено продвижение их предшественников... к этой же самой цели)». Поистине, довольно странным должен был быть ход мысли вице-президента, побудивший его сделать на основании приведенного выше фрагмента вывод о том, что «существование " абсолютного зла" утверждается... адептом»! Напротив, подразумеваемый смысл здесь совершенно очевиден: такое состояние, как «абсолютное зло», является так же абсолютно недостижимым для человечества. Если же на данную тему нужны еще какие-то пояснения, я могу указать еще на один фрагмент (на странице 84), принадлежащий тому же самому «адепту-вдохновителю», так как этот фрагмент делает (как мне хотелось бы считать — непредумышленное) искажение, допущенное м-ром Мейтлендом, ясным как день. На этой странице почтенный Учитель пишет: «Даже на земле больше кажущегося и относительного, нежели реального, зла и массам hoi polloi не суждено каждодневно достигать фатального величия и могущества Сатаны». И остается только удивляться, как мог такой несомненно объективный и компетентный человек, как м-р Мейтленд, так безнадежно увязнуть в трясине настолько серьезных ошибок! Чтобы завершить этот список вольных и невольных ошибок и искажений, напомним о некоторых заявлениях, приписываемых мадам Блаватской, — заявлениях, которых она, учитывая ее отношение к святым персонажам, коим они посвящены, никак не могла себе позволить (и в действительности никогда не делала). При отсутствии подписи вполне достаточно внутреннего свидетельства, имеющегося в статье («Ответы английскому Ч.Т.О.»), из которой заимствована фраза (см.: «Theosophist», October, 1883, p. 3), чтобы предостеречь внимательного читателя от безоговорочного признания необоснованных домыслов м-ра Мейтленда. И все-таки странно, что этот джентльмен не упустил ни единой возможности впасть в заблуждение! Как известно каждому члену нашего Общества, «Ответы» были написаны тремя «адептами» (как их называет м-р Мейтленд), которых в Лондонской Ложе не знает никто, исключая одного человека — м-ра Синнетта. Цитируемая и приписываемая мадам Блаватской фраза фигурирует в рукописи, присланной Махатмой, проживающим в Южной Индии, ибо он — единственный, кто имеет право высказываться о другом Махатме в подобном тоне. Но даже его слова передаются неправильно[88], о чем подробнее сказано в примечании. Сделав это замечание, я могу наконец приступить к завершению этого и без того затянувшегося спора. Итак, подведем итоги. Мы предприняли этот довольно долгий и подробный анализ критики, составляющей содержание статей, совместно написанных президентом и вице-президентом Лондонской Ложи, дабы продемонстрировать нашим коллегам и всем беспристрастным читателям «Эзотерического буддизма», что изложенные в нем учения нельзя назвать ни ненаучными, ни полностью аллегорическими. Если же, в силу своей крайней сложности, они представляются туманными или, точнее, сложными для понимания, то сам автор в этом нисколько не виноват. Напротив, он сделал все, что смог; и поскольку изложенная м-ром Синнеттом философская система безусловно исходит из высочайших источников эзотерического знания, известных нам на Востоке, то автор заслуживает нашей глубочайшей благодарности даже за те скромные результаты, которых ему все же удалось достичь. Его книга представляет собою часть целостной системы эзотерической науки и философии, которая не является ни индусской, ни буддийской по своему происхождению, поскольку тождественна древней Религии-Мудрости, составляющей фундамент, или основу, каждой религиозной системы, сконструированной человеческим разумом с тех пор, как самый первый Дхиан Коган появился на этой планете, чтобы насаждать зерна эзотерической Мудрости. Способ истолкования этого учения может показаться туманным, и не исключено, что его концепции будут нуждаться в существенном расширении и видоизменении в случае изложения всей системы в целом. А пока этого не произошло, следует признать крайне поспешной и несвоевременной всякую попытку прийти к окончательным выводам относительно наивысших целей и задач этой системы или же относительно невозможности ее признания «совершенной системой мышления и... образа жизни». Для того чтобы делать подобные заключения, нам необходимо дождаться, когда вся система предстанет перед нами в своей самой совершенной форме, а не в виде фрагментарных доктрин, собранных воедино в книге м-ра Синнет-та. И к тому же вряд ли можно признать обоснованной критику этих учений перед всем миром с позиций одного лишь эзотерического христианства. Разумеется, если кто-то из членов Лондонской Ложи полагает, что на Востоке существуют и другие, еще более чистые и возвышенные учения, то они, конечно же, имеют полное право на изучение последних. Однако предоставляемая им абсолютная свобода мнений ни в коей мере не оправдывает те многочисленные малоуместные ремарки, коими изобилуют оба «Письма», нацеленные против «вдохновителей " Эзотерического буддизма" м-ра Синнетта». И, наконец, заявлять, как это делает м-р Мейтленд, «что наилучшим, что... мы (члены Лондонской Ложи) могли бы сделать... это присягнуть на верность непонятной и отдаленной секте... обладающей лишь фрагментарным знанием истины... настолько искаженной к тому же, что ее теперь можно назвать скорее заблуждением, нежели истиной», не имея при этом никаких неоспоримых доказательств, — значит поступать явно не по-теософски, не по-буддийски и даже не по-христиански, но просто жестоко и несправедливо по отношению ко всему Обществу в целом. Что же касается предложения разделить Лондонское Отделение на две секции, которые носили бы названия Тибетской и Католической, то, по нашему скромному разумению, эта реформа едва ли будет способствовать делу распространения теософии на Западе. Как советовал достопочтенный Махатма, Лондонская Ложа Теософского Общества может быть разделена на две самостоятельные группы, но только на основании полного равенства этих групп. Признание взглядов миссис Кингсфорд и м-ра Мейт-ленда во всей их полноте, помимо тех моментов, в которых они совпадают с мнением Учителя, было бы губительным для всей католической политики Общества, и потому головное Общество не даст на это своего согласия. По правилам Ассоциации, каждое Теософское Общество является «католическим» по своим целям и намерениям; и мы не видим никаких оснований объявлять какую бы то ни было отдельно взятую секцию Общества католической (т.е. Вселенской) — в противовес всем прочим секциям, ограничивая их тем самым чьими-то персональными взглядами. Я могу также заключить из письма миссис Кингсфорд, что целью католической секции является проповедь эзотерического христианства западному миру. Но если это будет единственная цель данной секции и если эзотерическое христианство в ней будет интерпретироваться исключительно в соответствии с убеждениями обоих ее руководителей, а все прочие системы эзотерической доктрины будут рассматриваться и трактоваться так же, как книга м-ра Синнетта, то не заслуживает ли эта секция отличительного апелляти-ва' в той же мере, в какой непонятная индийская секта имеет право отождествлять себя с древней Религией-Мудростью? Что же касается практического решения частных административных вопросов, то вслед за этим письмом в Лондон вскоре прибудет сам Президент-Основатель, достаточно компетентный для того, чтобы взяться за их решение в соответствии с инструкциями, полученными им от Махатм — своих и наших наставников и Учителей. Т. Субба Роу
Часть VI
ВЕДАНТА И ТЕОСОФИЯ
ЛИЧНЫЙ И БЕЗЛИЧНЫЙ БОГ
Некоторые высказывания, подмеченные мною в Арье, навели меня на мысль, что различия в интерпретации одних и тех же терминов очень часто приводят ко внешнему антагонизму между людьми, взгляды которых на самом деле абсолютно одинаковы. Я вижу, как подвергаются критике те, кто отрицает существование личного Бога; более того, нам говорят, что даже те, кто верит в безличного Бога, все равно атеисты. Однако, по моему скромному разумению, это явное заблуждение, возникшее вследствие того, что разные люди по-разному понимают, что такое личный и безличный Бог. Впрочем, для начала я хотел бы пояснить, что вовсе не собираюсь отстаивать правоту «Theosophist» или же вашу собственную. Вы и сами вполне способны себя защитить; я же ни в коей мере не уполномочен, да и недостаточно компетентен для того, чтобы комментировать ваши взгляды на природу Первопричины или же взгляды Гималайских Братьев, представителями которых вы являетесь. Я также не хочу ни с кем вступать в полемику, поскольку предпочитаю жить в мире и братской любви со всеми людьми. У меня есть собственные взгляды, удовлетворяющие моему уму и сердцу, я нисколько не сомневаюсь в их истинности и надеюсь, что все окружающие с уважением отнесутся к моему праву на собственное мнение. Не сомневаюсь также, что другие люди тоже имеют собственное мировоззрение, соответствующее их умам и сердцам, и у них также есть полное право требовать, в свою очередь, от меня уважительного отношения к их убеждениям. Обозревая мысленным взором вселенную, я более всего удивляюсь повсеместно существующей в ней системе разделения труда. Практический результат никогда не бывает следствием всего одной причины, в его основе всегда лежат различные, в большей или меньшей степени многообразные воздействия, проистекающие из запутанного клубка самых разных причин. Все радости и красоты мира рождаются из противоречий, вся вселенная существует благодаря равновесию антагонистических сил. Прогресс происходит благодаря непостоянству, а эволюция является результатом дифференциации как в великом, так и в духовном; как в видимой, так и в невидимой вселенной. Отчего же люди не могут понять, что расхождения во мнениях по духовным вопросам являются необходимыми атрибутами действия механизма духовного организма, повсеместно лежащего в основании (так же, как кости лежат в основании тела, состоящего из мяса и костей) физического, или видимого, мира? Почему один человек осуждает другого за несогласие со своим личным мнением? Почему он не видит, что и другие, так же как и он сам, действуют в полном соответствии с универсальной программой, или с общемировым законом? Ночь так же важна для нашей земной жизни, как и день, так следует ли ночи осуждать день за то, что он такой яркий, шумный и жаркий, а дню — упрекать ночь за ее мрачную неподвижность? Таким образом, мною движет не желание выискивать ошибки в рассуждениях тех, чье мнение отличается от моего, но только надежда на то, что мне удастся устранить воображаемые разногласия, которые — именно в силу своей нереальности — приносят только вред, в то время как подлинные разногласия приносят пользу. С этой целью я хотел бы сказать несколько слов о вере в личного Бога, безличного Бога, а также о неверии ни в какого Бога вообще. Эти три веры значительно отличаются друг от друга, что и служит причиной разногласий с нашими арийскими братьями, которые, похоже, придерживаются иной точки зрения. Однако тот, кто верит в безличного Бога, — не только не атеист; во многих случаях его позиция в точности соответствует учениям упанишад. Источник разногласий в данном случае кроется в понимании слова «личность». Арья сообщает: «Под личностью мы понимаем атрибут индивидуального бытия; сущностью личности является сознание — осознание того факта, что Я есть Я». Однако это, да простит меня автор, не совсем точное определение. Персона, или маска, — это только личина из плоти, крови и костей, а также сопутствующих им сил, за которыми скрывается дух, или душа, — как бы мы ни называли эту часть человеческого существа, продолжающую жить после распада физического тела. Материалист, верящий в то, что вместе с последним полностью исчезает сам человек, возможно, сочтет правильным утверждение, что сущностью личности является сознание, но ведантист, если он правильно понимает значение слова личность, конечно же, никогда с этим не согласится. Сознание — сущность индивидуальности, именно индивидуальность осознает, что «Я есть Я», а не личность, которая не более способна на это, чем костюм, который надевает на себя человек. Далее, многие достойные люди верят в личного Бога — лучезарного, сияющего в славе человека с головою, телом и конечностями. Они даже рисуют своего бога (только те, кто часто посещал европейские картинные галереи, знают, как эта вера способствовала прославлению и идеализации «божественной человеческой формы») и наделяют его человеческими чувствами: гневом, раскаянием и так далее. Таким они его и рисуют, и любят его как своего истинного «Небесного Отца». Однако есть и другие (те, кто не желает соглашаться с подобными концепциями, так как считают их унизительными для Бесконечного абсолюта), кто верит в безличного, имперсо-нального Бога. По их мнению, Бог — это не просто возвеличенный человек. У него нет формы, или личности (во всяком случае, в нашем понимании), ибо он — дух, всепроникающий, все оживляющий, не подверженный ни гневу, ни раскаянию, ни переменам вообще, а это значит, что он никогда не поддается панике (поскольку знает и всегда знал, с самого начала времен, что правильно и, следовательно, чего он хочет), но всегда действует в соответствии с неизменными законами. Многие из этих людей (но ни в коем случае не все) полагают также, что Бог не обладает ни сознанием, ни интеллектом (в нашем понимании), поскольку оба эти понятия предполагают двойственность: существо, которое познает, и объект, который познают. И в то же время Бог есть Все и Вся; в Нем мы, равно как и все вещи, движемся, живем и существуем, ибо Он представляет собою Все сознание и весь разум. Следовательно, из тех, кто верит в безличного Бога, некоторые могут быть теистами, некоторые — пантеистами, но их ни в коем случае нельзя назвать атеистами.
|