Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Счастливое открытие м-ра Генри Киддла 13 страница
5. Ветхий Завет — это карма-канда теософии, а Новый Завет — ее джнана-канда. Только те, кто предварительно подготовил себя изучением рутинных текстов Ветхого Завета, могут применять на практике учения Завета Нового, но никак не школьники и не представители низших каст, коим навязывают сейчас этот Новый Завет миссионеры, хотя первые, т.е. дети и люди из низших каст, совершенно не готовы к его восприятию. И в заключение я хотел бы настоятельно попросить м-ра Оксли, столь любезно обратившего свое благожелательное внимание на «Бхагавадгиту» и, без сомнения, наилучшим образом подготовленного для выполнения этой задачи, а также всех членов Теософского Общества, имеющих собственных духовных гуру, к которым они могли бы обратиться за помощью (а без помощи гуру в этом вопросе им никак не обойтись), взять на себя нелегкую задачу эзотерической интерпретации Библии. Ибо ничто другое не может лучше способствовать росту теософии как на Востоке, так и на Западе. Прежде всего мы обращаемся к самому «Утешителю» (в Библии — Святой Дух), дабы он помог нам решить, имеет ли Библия аллегорическое, духовное или буквальное значение. Мы можем также обратиться к некоторым Братьям, время от времени упоминаемым в «Theosophist» и известным нам под другим благословенным именем[95]; и уверены, что они одобрят наш план, если посвятить их в его содержание. Сама звезда — наш каждодневный поводырь — побудила нас написать эти строки. Все искатели истины должны постигать эту возвышенную загадку, полностью освободив себя от предрассудков и любого рода предвзятости. Данный вопрос интересовал миллионы поколений; и каждый истинный теософ должен стремиться к его разрешению ради блага всего человечества[96]. Альмора, Патальдеви 12 декабря 1882 г. Парамахамса Свами
«Н.Х.» И БОГ - ЛИЧНЫЙ И БЕЗЛИЧНЫЙ
В статье с упомянутым названием «Н.Х.» пишет о так называемых атеистах следующее: «Во-первых, говоря о законах, они, как мне кажется, упускают из виду тот факт, что наличие закона предполагает наличие законодателя или, по крайней мере, воли, определяющей направление развития, и коль скоро логика требует, чтобы из закона была выведена воля, этот закон установившая, то, как мне кажется, эта воля вполне может быть отождествлена с тем, что люди называют Богом». В моем вольном переложении это же самое можно сформулировать так: Согласно одному из фундаментальных законов Вселенной, не может быть закона без законодателя. Этот аргумент я нахожу у Миля, если не ошибаюсь, в том, что справедливо названо «Карпентеровской теорией Вселенной». Он же присутствует и у м-ра Джозефа Кука в его Бостонских лекциях и впоследствии в Бомбейской. И не приходится сомневаться в том, что еще многие люди принимают его за аксиому, что не так давно делал и я сам. Однако по зрелому размышлению я пришел к выводу, что этот тезис во всех случаях несостоятелен. Данное умозаключение, выведенное дедуктивным методом, никак нельзя назвать аксиомой; а иллюзия обратного проистекает из того, что человеческие законы, созданные людьми, подчинены законам вселенским, из чего и заключают по аналогии, что эти последние также должны быть подчинены какому-то законодателю. И это не единственный аргумент в пользу того, что доказывает, как мне кажется, непоследовательность данного довода и тех, кто его использует. И коль скоро он внутренне противоречив, то не может являться аксиомой, хотя и может быть выведен путем размышления. Если «не может быть закона без законодателя» является универсальным законом, который я, во избежание путаницы, назову Законом законов, то и у этого закона тоже должен быть свой законодатель. Сам этот факт законотворчества подразумевает, что было некогда время, когда закон не существовал, т.е. когда воля законодателя еще не «определила направление развития». Если мы признаем такую возможность, то нам придется заключить, что было время, когда законам не требовался никакой законодатель. Но можем ли мы сказать, что в это время вообще могли быть какие-то законы? Возможно — да, возможно — нет; но, во всяком случае, такая возможность остается. Если же, напротив, кто-то предположит, что подобное «законотворчество» не имеет ограничений во времени (что можно было бы назвать, по меньшей мере, смелым предположением), то и в этом случае он ничего не выгадает. Ибо если закон вечен, то он должен существовать в вечности параллельно со своим законодателем, а это значит, что у закона нет времени рождения. Иными словами, закон никогда не был дан, и никакого законодателя не было. Указав на эти несоответствия в гипотезе «Н.Х.», я могу добавить только то, что признание его идеи «личного» Бога вызывает у меня большие затруднения.
Б.Дж.П.
ПО ПОВОДУ «ФИЛОСОФИИ АДВАЙТЫ»
Не соблаговолит ли редактор чем-нибудь обосновать свое утверждение, что «материя так же вечна и неразрушима, как дух»? Данное утверждение имело место в редакторском примечании к письму одного из корреспондентов по поводу «Кармы» (см. «Theosophist», January, 1883, p. 89). Вам следует иметь в виду, что мы ведем речь о материи и духе за пределами нынешней, развитой формы, или в состоянии абсолютной лайи[97], согласно второй и третьей сутрам Патанджали, или с точки зрения эзотерической теософии. Не могли бы вы также объяснить, что вы называете сатта-саманьей и парамападхой арийских адептов, нирваной будд и философским камнем приверженцев других оккультных философий? Насколько я разбираюсь в арийской теософии, когда наступает Махапралайя, материя поглощается или растворяется в Махаттатее , последняя, в свою очередь, — в Пракрити и, наконец, Пракрити — в Пуруше, или парамападхе. Точно так же, как это происходит с компонентами мистического слога Ом: а растворяется в у, а головная (раджа) часть у — в м. Таким образом, мы видим, материя и сила обе могут разлагаться (или растворяться) в конечном счете до уровня Духа, который один остается «Истинным» и имеет право называться Вечным, в отличие от материи и силы, которые эволюционируют из Духа, или Абсолюта, а затем вновь возвращаются в него. И поскольку вы хорошо знакомы с учениями адвайта-веданты, то мне нет нужды распространяться далее на эту тему. Однако мне хотелось бы еще обратить ваше внимание на страницу 99 того же номера «Theosophist». Я прошу вас разрешить мои сомнения, дав научное объяснение следующей проблеме. Кто же на самом деле умирает, судя по тексту статьи «Может ли двойник убивать»? Согласно нашей вере, человек существует в трех ипостасях: первая — внешняя; вторая — внутренняя; и третья — духовная. 1) Под внешней частью человека мы подразумеваем плотное тело , или аннамайю. 2) Внутренняя часть включает в себя астральное тело, состоящее из трех оболочек-коша, а именно: пранамайя, маномайя и видж-нанамайя. 3) Духовная часть — это состояние Праджна, или анандамайя. Вы пишете: «...внутреннему человеку может быть нанесена смертельная рана, и т.д., и т.п.». Что вы подразумеваете под внутренним человеком в данном случае? Необходимо уточнить, кого же все-таки убивает двойник — двойника или «тройника»? По моему мнению, двойник убивает тройника, а не такого же двойника и уж, конечно же, не дух. Поэтому одна из целей данного письма — просить вас уточнить, до какой степени может распространяться влияние человеческой воли, или, иными словами: может ли месмерическая сила уничтожить майя-вирупу или же только материальное тело? Альмора, Патальдеви 20 января 1883 г. Свами из Альморы
|