Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Толковый словарь
Адам Кадмон (евр.) — Первоначальный Человек; Человечество; «Небесный Человек», не впавший в грех; каббалисты относят его к десяти сефиротам на плане человеческого восприятия. Адепт (лат.) — «Достигший». В оккультизме — тот, кто достиг стадии Посвящения и стал Мастером в науке эзотерической философии. Ади-будда (санскр.) — первый и наивысший Будда, не признаваемый в южном буддизме Вечный Свет. Акаша (санскр.) — тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство; изначальная субстанция. Анима Мунди (лат.) — Мировая Душа, или Алайя северных буддистов, божественная сущность, которая пронизывает, одушевляет и наполняет все: от атома материи до человека и Бога. В своем высшем аспекте это нирвана, в низшем — астральный свет. Арупа (санскр.) — «бестелесное», бесформенное, в противоположность рупа, «телу» или форме. Архат (санскр.) — «достойный», букв., «заслуживающий божественный почестей». Имя, даваемое джайнийским, а впоследствии буддийским святым, посвященным в эзотерические тайны. Архат есть тот, кто вступил на лучшую и высочайшую тропу и поэтому, освободился от повторных рождений. Астральный свет (оккульт.) — невидимая сфера, окружающая наш земной шар, так же как и любой другой, соответствующая в качестве второго Принципа Космоса лингашарире, или астральному двойнику в человеке. Атма (санскр.) — Вселенский Дух, божественная Монада, так называемый седьмой принцип в семеричном строении человека. Высшая Душа. Аум (санскр.) — священный слог; трехбуквенное единство; отсюда — троица в одном. Бодхисатва (санскр.) — букв., «тот, чья сущность (сат-тва) стала разумом (бодхи)»: тот, кто нуждается лишь в одном воплощении для того, чтобы стать совершенным Буддой, т.е. иметь право на нирвану. Это относится к Мануши (земным) Буддам. В метафизическом смысле бодхисатва — это наименование, данное сынам небесных Дхьяни-буян. Брахма (санскр.) — изучающий должен отличать Брахму, бесполого, от Брамы, творца мужского рода в индийском пантеоне. Первый, Брахма, или Брахман, есть безличный, высший и непознаваемый Принцип Вселенной, из сущности которого все исходит и в кого все возвращается, который бестелесен, нематериален, нерожден, вечен, безначален и бесконечен. Он всенаполняющий, одухотворяющий как наивысшего бога, так и мельчайший минеральный атом. С другой стороны, [Брама] мужской и мнимый Творец, лишь периодически существует в своем проявлении и затем снова погружается в пралайю, т.е. исчезает и уничтожается. Брахмарандра (санскр.) — место на макушке головы, связанное посредством сушумны — хорды в позвоночнике — с сердцем. Таинственный термин, имеющий значение лишь в мистицизме. Буддхи (санскр.) — Вселенская Душа или Разум. Маха-Буддхи есть название Махата; также Духовная Душа в человеке (шестой принцип), проводник Атмы, экзотерически — седьмой. «Бхагавадгита» (Песнь Господа) — религиозно-философская поэма, входящая в «Махабхарату». Построена в форме беседы между двумя героями эпоса — Арджуной и его колесничим Кришной перед началом великой битвы. Кришна произносит проповедь, заключающую в себе вероучение, которое развивает идеи упанишад и выдвигает новые концепции, легшие потом в основу религиозноэтической доктрины индуизма. Вак (санскр.) — в индуизме: 1) «речь», с помощью которой человеку было передано знание свыше; 2) «мистическая, сокровенная речь», которая нисходит на первых Риши и входит в них, как языки пламени, по евангельскому преданию, вошли в Апостолов. Веды (санскр. знание) — древнейшие памятники индийской литературы, священные книги индуизма, составляющие канон Откровения (шрути), которому традиция приписывает божественное происхождение. Обычно под словом «Веды» понимают четыре книги священного знания: Ригведа, Самаведа, Яд-журведа и Атхарваведа. Гуны (санскр.) — «качества», «свойства»; Тригуны (санскр.) — три подразделения врожденных качеств дифференцированной материи, т.е. полный покой (саттва), деятельность и желание (раджас), застой и гниение (тамас). Они соответствуют Вишну, Браме и Шиве, иначе, Тримурти — троице. Гупта-видья (санскр.) — то же, что Гухья Видья; эзотерическая или тайная наука; знание. Гуань-инь (кит.) — Женский Логос, «Матерь Милосердия». Джива (санскр.) — Жизнь, как Абсолют; также Монада, или Атма-Буддхи. Дживатма (санскр.) — Единая. В общем смысле — всеобщая жизнь; но также божественный Дух в Человеке. Дхиан Коганы (санскр.) — букв., «Владыки Света». Высшие боги, соответствующие Архангелам римских католиков. Божественные Разумы, которым поручен надзор за Космосом. Дхьяни-будда (санскр.) — имеющие «Сострадательное Сердце»; им особенно поклоняются в Непале. Также имеют тайное значение. Индивидуальность — одно из названий, данных в теософии и оккультизме Человеческому Высшему Эго. Мы различаем бессмертное и божественное Эго и смертное человеческое Эго, которое погибает. Последнее, или «личность» (личное Эго), переживает мертвое тело лишь на незначительное время в камалоке; Индивидуальность же существует вечно. Ишвара (санскр.) — «Владыка» или личный бог — божественный Дух в человеке. Букв., суверенное (независимое) существование. Титул Шивы и других богов в Индии. Шиву называют также Ишварадэва, или верховный дэва. Калиюга (санскр.) — четвертый, черный или железный век, наш настоящий период, длительность которого 432 000 лет. Последний из ряда веков, на которые разделен период эволюции человека. Он начался за 3102 года до Р.Х. в момент смерти Кришны, и его первый цикл в 5000 лет закончился между 1897 и 1898 годами. Логос (греч.) — проявленное божество у каждой нации и народа; внешнее выражение или следствие вечно сокрытой причины. Так, речь есть Логос мысли, поэтому и переводится соответствующим образом как «Глагос» и «Слово» в его метафизическом смысле. Майя (санскр.) — иллюзия; космическая сила, делающая возможным феноменальное существование и вследствие этого — восприятия. В индусской философии лишь то, что неизменно и вечно, называется реальностью; все то, что подвержено изменению через разложение и дифференциацию и что имеет, вследствие этого, начало и конец, считается майей — иллюзией. Макрокосм и микрокосм (греч.) — Макрокосм — Вселенная, универсум, весь мир в целом, в отличие от микрокосма — человека. Манас (санскр.) — букв., «ум», ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного; синоним махата. Эзотерически, однако, это означает, в широком смысле, Высшее Эго, или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы называют его Буддхи-Манасом, или Духовной Душой, в противоположность его человеческому отражению — кама-манасу. «Махабхарата» («Великое сказание о битве потомков Бхараты») — знаменитая древнеиндийская эпическая поэма на санскрите. В основу сюжета положено повествование о лишении царства сыновей царя Панду (пандавов) их двоюродными братьями кауравами, о жизни пандавов в изгнании и о возвращении ими царства после великой битвы на Куру-кшетре. В этот сюжет были включены по принципу «обрамленного повествования» многочисленные мифы и легенды, а также тексты религиозно-философского содержания, например «Бхагавадгита». Махатма (санскр.) — букв., «великая душа». Адепт высшей степени. Возвышенные существа, которые, достигнув полной власти над своими низшими принципами, живут, таким образом, вне препятствий со стороны «человека из плоти» и обладают знанием и силой, соответствующими той стадии, которую они достигли в своей духовной эволюции. На языке пали называются рахатами и архатами. Монада (греч.) — Единство, единица; но в оккультизме это часто означает объединенную триаду, Атма-Буддхи Манас, или дуаду, Атма-Буддхи, ту бессмертную часть человека, которая перевоплощается в низших царствах и постепенно продвигается через них к человеку и затем к конечной цели — нирване. Мулапракрити (санскр.) — Парабрахмическая основа, абстрактный божественный женский принцип — недифференцированная субстанция. Акаша. Букв. — «корень Природы» {Пракрити) или Материи. Нирвана (санскр.) — согласно востоковедам, полное «угасание», подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но в эзотерических толкованиях это состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека, достигшего высшей степени совершенства и святости в жизни, входит после смерти тела, а иногда, как в случае Гаутамы Будды и других, и при жизни. Парабрахман (санскр.) — букв., «за пределами Брахмы». Верховный Беспредельный Брахма, «Абсолют» — реальность, лишенная атрибутов, не имеющая себе подобных. Безличный и безымянный всемирный Принцип. Праджна (санскр.) — синоним слова Махат, Вселенский Разум. Способность к восприятию. Сознание. Пракрити (санскр.) — природа вообще, в противоположность Пуруше — духовной природе, или духу. Они вместе являются «двумя первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества». Прана (санскр.) — Жизненный Принцип или дыхание Жизни. Пранава (санскр.) — священное слово, эквивалент Аума. Пуруша — «Человек», небесный человек. В другом аспекте — дух, то же, что Нараяна. «Духовное Я». Религия-Мудрость — единая религия, лежащая в основе всех ныне существующих верований. Та «вера», которая, будучи предвечной и открытой непосредственно человеческому роду его прародителями и одушевляющими Эго (хотя церковь считает их «падшими ангелами»), не требовала ни «привлекательности», ни слепой веры, ибо она была знанием. (См. Гупта Видья, Сокровенное Знание.). Именно на этой Религии-Мудрости и основана Теософия. Ригведа (санскр.) — первая и самая значительная из четырех Вед. По преданию, была «сотворена» из восточных уст Брахмы; согласно оккультной традиции, поведана великим мудрецам на берегу озера Манасаровар десятки тысяч лет тому назад. Риши (санскр.) — Адепты; вдохновленные. В ведийской литературе этот термин используется для обозначения тех, через кого были раскрыты различные мантры. Рудры (санскр.) — Могущественные; владыки трех верхних миров. Один из классов «павших» или воплощающихся духов; все они рождены от Брамы. Самадхи (санскр.) — в индийской традиции состояние высшей сосредоточенности и гармонии, мистическое просветление, которое достигается созерцательной практикой. В йоге — последнее и высшее из восьми средств очищения ума, когда ум поглощен объектом созерцания настолько, что сливается с ним. Свабхават (санскр.) — мировая субстанция и вещество, дух и пластическая сущность материи, из которой исходит вся природа и в которую все возвращается в конце жизненных циклов. Сефира (евр.) — эманация божества, родитель и синтез десяти сефиротов, когда стоит во главе Древа сефиротов; в каббале сефира, или «священный старец», есть божественный Разум, первая эманация из «Бесконечного», или Эйн Софа. Сефироты (евр.) — десять эманации Божества; высшая сотворена концентрацией Эйн Соф Аура, или Беспредельного Света, и каждая сефира производит эманацией другую сефиру. Имена десяти сефиротов следующие: 1) Кэтер — Венец; 2) Хокма — Мудрость; 3) Бина — Понимание; 4) Хезет — Милосердие; 5) Гебура — Власть; 6) Тиферет — Красота; 7) Нэцах — Победа; 8) Ход — Великолепие; 9) Иесод — Основание; и 10) Малкут — Царство. Скандхи (санскр.) — букв., «свёртки» — группы атрибутов человеческой личности, конечных и неприменимых к вечному и абсолютному. Тарака раджа-йога (санскр.) — одна из браминских систем йоги для развития чисто духовных сил и знания, ведущих к нирване. Таттвы (санскр.) — фундаментальные космические принципы существования; также тонкие элементы, соответствующие чувствам. Теджаси (санскр.) — сияющий, пламенный — от шед-жас, «огонь»; иногда употребляется для обозначения манасарупы, «тела мысли», а также звезд. Тешраграмматон — четырехбуквенное имя Бога, его греческое название; четыре буквы на древнееврейском — это: «Йод Хе Bay Xe», или на английском — IHVH. Подлинное древнее произношение ныне утеряно; искренние иудеи считали это имя слишком священным, чтобы произносить его, и при чтении священных текстов заменяли его именем Адонай, что означает Владыка. В каббале I связывается с Хокмой, Н — с Биной, V — с Тифере-том, а конечное Н — с Малкутом. Христиане обычно называют IHVH Иеговой, а многие современные ученые-библеисты пишут его как Яхве. Тетрактис — пифагорейская священная четверка. Прежде всего, это — Единство, или Единый в четырех различных аспектах; затем — это фундаментальное число четыре, Тетрада, содержащая в себе декаду, или 10, число совершенства; и, наконец, оно означает первичную триаду, слитую в божественную монаду. Упанишады (санскр.) — переводится как «эзотерическая доктрина», или толкование Вед с помощью методов веданты. Третье подразделение Вед, добавленное к Брахманам и рассматриваемое как часть шрути, или «открытого» слова. Индусские пандиты объясняют термин Упанишада как «то, что уничтожает невежество, и таким образом производит освобождение» духа, путем познания высшей, хотя и скрытой истины; следовательно, то же, на что намекал Иисус, когда в его уста влагали слова: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан., VIII, 32). Именно из этих трактатов Упанишад — которые сами суть отголоски первичной Религии-Мудрости — и выросла система философии веданты. Принято считать, что этих трактатов 150, хотя ныне неискаженными остались приблизительно не более двадцати. Они касаются очень глубоких, метафизических вопросов, таких как происхождение Вселенной, природа и сущность Непроявленного Божества и проявленных богов, связь (основная и первичная) духа и материи, всеобщность разума и природа человеческой Души и Эго. Фохат (тибет.) — Термин, представляющий активную (мужскую) мощь Шакти (женской производящей силы) в природе. Сущность космического электричества. Оккультный тибетский термин для обозначения дайвипракрити, предвечного света; а в проявленной вселенной — вечно присутствующей электрической энергии и непрестанно действующей разрушающей и созидающей силы. Эзотерически это есть то же самое; Фохат является всемирной движущей жизненной силой, одновременно движителем и движимым. Чакра — 1) Колесо, диск, символ солнца, силы и победы. В гимнах Ригведы связан со временем и годом, в том же значении употребляется в протоиндийских текстах. Ассоциируется также с космическим порядком и равновесием. 2) Боевой диск — атрибут Вишну и его оружие, воплощает в себе охранительную функцию божества. 3) Невидимый энергетический центр. Количество чакр в человеческом теле различается в разных традициях, согласно индуистским воззрениям их шесть: муладхара, свад-хиштхана, манипура, анахата, вишуддха и аджна. Шакти (санскр.) — активная женская энергия богов; в оккультизме — венец астрального света. Синтез Силы и шести сил природы. Вселенская энергия. Элементалы — Духи стихий. Существа, развивающиеся в четырех царствах или стихиях — земле, воздухе, огне и воде. Эти силы, будучи послушными посредниками оккультистов, могут производить самые разные действия; но, служа элементариям — а в этом случае они порабощают медиумов, — будут лишь вводить в заблуждение легковерных. Все низшие невидимые существа, порожденные на 5-м, 6-м и 7-м планах нашей земной атмосферы, называются элементалами: пери, дэвы, джинны, сатиры, фавны, эльфы, гномы, тролли, домовые, водяные, привидения, феи и т.д., и т.п. Элементарии — Строго говоря, это развоплощенные души развращенных людей; эти души, еще живя на земле, отделили от себя свой божественный дух и тем самым утеряли свой шанс на бессмертие; но при настоящем уровне знаний считается лучше относить этот термин к привидениям или фантомам развоплошенных личностей, вообще к тем, чьим временным обиталищем служит камалока. Однажды отделившись от своих высших триад и своих тел, эти души остаются в своих камарупических оболочках и неодолимо притягиваются к земле, к элементам, родственным их грубым натурам. Их пребывание в камалоке разнится по длительности, но неизменно кончается распадением, растворением, атом за атомом, в окружающих элементах.
|