![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Описание предприятия и отрасли
Структура и содержание раздела В этом разделе бизнес-плана следует дать общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или существующим бизнесом. Ключевые элементы раздела: • основные сведения о предприятии; • краткая история предприятия; • тип бизнеса, основные виды деятельности; • месторасположение предприятия; • характеристика отрасли; • роль и тенденции развития предприятия внутри отрасли; • факторы, влияющие на деятельность предприятия (SWOT-анализ); • цели и стратегии бизнеса. Основные сведения о предприятии включают: • полное и сокращенное наименование предприятия, дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса предприятия, банковские реквизиты; • организационно-правовую форму; • размер уставного капитала. Виды, количество, номинальную стоимость выпущенных акций; • учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале; • принадлежность предприятия к различного рода объединениям, членство на биржах; • наличие филиалов, представительств; • наименование юридических лиц, владеющих более 5% собственности. В бизнес-плане указывается тип предлагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределение). Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе. В разделе описываются положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия с учетом следующих факторов: уровень заработной платы, доступность рабочей силы, близость к заказчикам, смежникам и источникам сырья, транспортные возможности, местное законодательство, налоги и сборы. Удачное расположение предприятия — один из важнейших факторов успеха проекта. В сфере услуг особое внимание фокусируется на определении приемлемого месторасположения — близость к заказчику является определяющей. При образовании нового предприятия вопрос его месторасположения должен иметь более детальную проработку. Следует объяснить, почему выбрано данное место и как влияют все упомянутые выше факторы месторасположения фирмы на выручку, себестоимость, прибыль, приводя при этом ссылки на конкретные варианты расчета приложения бизнес-плана. Если местоположение является важным с точки зрения плана маркетинга, следует более подробно это изложить в маркетинговом разделе бизнес-плана. Особое место в бизнес-плане отводится характеристике отрасли. При этом указываются специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка - приводятся любые отраслевые тенденции. Комплексный анализ отрасли и ее привлекательность целесообразно оценить по методике, представленной в рекомендациях для сбора, анализа и обобщения информации, необходимой при инвестиционном проектировании, разработанных для стран СНГ Всемирным банком реконструкции и развития. Оценка отраслевой среды по данной методике показана на примере производства контрольно-измерительных приборов (таблица 2.1). Графы 3-7 показывают степень привлекательности отрасли с точки зрения максимизации прибыли. В основе рекомендаций лежат теоретические положения М. Портера о существовании пяти конкурентных сил: внутриотраслевой конкуренции, угрозы со стороны новых конкурентов, наличия продуктов-заменителей, сильных позиций поставщиков и покупателей. Таблица 2.1 Оценка отраслевой среды
Продолжение табл. 2.1
Продолжение табл. 2.1
Продолжение табл. 2.1
Окончание табл. 2.1
Одним из концептуальных выводов теории является вывод о том, что, прежде всего предприятия с большой долей рынка, с одной стороны, и небольшие специализированные предприятия, с другой, имеют шанс достичь требуемого уровня прибыльности. В таблице 2.1 представлены характеристики промышленности контрольно-измерительной аппаратуры по состоянию на 2007 г., позволившие оценить влияние различных факторов на стратегию проекта в этой отрасли. В целом анализ приведенных данных свидетельствует о достаточно высокой привлекательности отрасли с точки зрения инвестирования. При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на деятельность предприятий, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность: • экономические (цикл деловой активности, инфляция, уровень безработицы, покупательская способность населения, величина процентной ставки за кредит); • политические (нестабильность в регионах, где находятся источники сырья или рынки сбыта, законодательная нестабильность); • демографические (рождаемость, старение населения, миграция, беженцы); • природные (дефицит некоторых видов сырья); • научно-технические; • культурные и мировоззренческие. Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT-анализ (SWOT — сокращенное название, образованное из начальных букв английских слов: Strength — сила, Weakness — слабость, Opportunity — возможность, Threat — угроза). SWOT-анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, изучение среды и прогнозирование потенциальных угроз, разработку компенсационных мер (предотвращение убытков), анализ стратегических и тактических возможностей предприятия, разработку мероприятий по «нейтрализации» угроз, минимизации слабых сторон, укрепление сильных сторон предприятия и расширение возможностей. Тщательность оценки и степень ее детализации в бизнес-плане зависят от назначения и целей анализа. ПРИМЕР SWOT-анализа фирмы «a-инжиниринг», специализирующейся на производстве контрольно-измерительных приборов, показан в таблицах Таблица 2.2
|