Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование стратегии развития предприятия
Процесс формирования стратегии включает три этапа: • формирование общей стратегии предприятия (портфельной); • формирование деловой (конкурентной) стратегии; • определение функциональных стратегий. На рисунке 2.1 показан алгоритм формирования стратегий фирмы. Общая (портфельная) стратегия фирмы формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля организации. Эффективно распределенные между стратегическими единицами бизнеса (СЕБ) инвестиции могут создать эффект синергизма, или стратегического рычага, когда определенные затраты на совокупность различных типов стратегий приводят к гораздо более существенным преимуществам в деятельности фирмы, обусловленным удачным дополнением или сотрудничеством между СЕБ. Выбор общей стратегии фирмы в бизнес-плане осуществляется с помощью инструментария и моделей стратегического анализа. Основными моделями, которые наиболее часто используются в практике бизнес-планирования для разработки общей стратегии развития фирмы, являются: портфельный анализ (матрица «рост — доля рынка» — метод, разработанный американской консультационной фирмой «Бостон консалтинг групп», матрица «привлекательность — конкурентоспособность» — метод, разработанный компанией «Мак-Кинси» по заказу «Дженерал электрик»); матрица «товар — рычок», предложенная И. Ансоффом. Матрица «Бостон консалтинг групп» (БКГ) показана на рисунке 2.2. Относительная доля рынка может быть определена по формуле: В таблице 2.4 указаны основные позиции бизнеса и варианты стратегий в рамках матрицы БКГ. Здесь же показана связь с жизненным циклом товара. Доходы от продажи товара (услуги), а также особенности процесса его реализации на рынке во многом определяются тем, на какой стадии жизненного цикла находится данный товар (услуга). Таблица 2.4 Варианты стратегий СЕБ /4/
Жизненный цикл товара — определенный период (цикл) времени, отражающий основные этапы развития товара с момента его разработки до вывода с рынка. Жизненный цикл товара характеризует динамику поведения конкурентоспособности товара на рынке. Выделяют следующие виды жизненных циклов товаров: • традиционный (постепенный рост и падение спроса); • бум (быстрый рост спроса и сохранение его на высоком уровне достаточно продолжительное время); • увлечение (быстрые рост и падение спроса); • сезонность (изменение спроса по временам года) и другие. Можно выделить следующие основные стадии жизненного цикла любого товара: внедрение товара на рынок, рост спроса, зрелость, насыщение и спад спроса. Переход от одной стадии жизненного цикла к другой характеризуется существенными изменениями в темпах роста продаж и получаемой прибыли. Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любое изделие, какими бы потребительскими свойствами оно ни обладало, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным продуктом. Модель «Мак-Кинси» «Привлекательность рынка — преимущество в конкуренции» представляет собой развитие предыдущей модели. Матрица этой модели включает девять позиций фирмы. Наиболее характерные положения стратегий находятся по углам матрицы. Ж.Ж. Ламберн предложил многокритериальную матрицу для интерпретации стратегических позиций в условиях динамики привлекательности и конкурентоспособности рынка (рисунок 2.3). Указанные на рисунке 2.3 промежуточные зоны дают характеристику менее четким стратегиям, которые могут иметь место на рынке. Привлекательность и конкурентоспособность являются многофакторными понятиями, включающими различные критерии их оценки. Критерии привлекательности рынка: • доступность рынка; • темп роста; • длительность цикла жизни; • потенциал валовой прибыли; • острота конкуренции; • возможности неценовой конкуренции; • концентрация клиентов и др. Критерии конкурентоспособности: • относительная доля рынка; • издержки; • отличительные свойства; • степень освоения технологий; • метод продаж; • известность (имидж) и др.
Анализ заканчивается итоговой оценкой привлекательности рынка и конкурентной позиции фирмы на этом рынке. Для этого различные критерии привлекательности и конкурентоспособности приводятся к сопоставимому виду с помощью весовых коэффициентов. Различные варианты общих стратегий, используемые в стратегическом анализе, для удобства объединяют в три основных типа: 1) стратегия стабильности — сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержки; 2) стратегия роста — увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков; 3) стратегия сокращения — применяется в тех случаях, когда выживание предприятия находится под угрозой. Проявляется в «сборе урожая», то есть в получении краткосрочной доли прибыли в максимально возможных размерах за счет сокращения доли рынка, в случае достижения критической точки — ликвидации бизнеса. Правильно выбрать в бизнес-плане стратегию развития СЕБ поможет схема, представленная на рисунке 2.4. Общая стратегия фирмы определяется на основе анализа сочетания стратегий СЕБ. Критерий выбора — наиболее рентабельные условия роста предприятия. С учетом этого выбора конкретизируются стратегии отдельных СЕБ. В случае выбора стратегии роста определяют направления расширения деловой активности фирмы. В зависимости от типа рынка (действующий или новый) и вида товара (существующий или новый) И. Ансофф выделяет четыре базовые стратегии роста, представленные на рисунке 2.5. ПРИМЕР формирования общей стратегии. Фирмой «а-ин-жиниринг» производится датчик давления АГАТ. Данное изделие находится сейчас в переходном периоде от этапа внедрения к этапу роста. Уже на этапе роста датчик является «дойной коровой» по шкале матрицы «Бостон консалтинг групп». Это связано с незначительными вложениями при внедрении, так как предприятие работает в инжиниринговом режиме. В качестве общей стратегии рекомендуется использование стратегии роста, атакующей стратегии. При этом направление расширения деловой активности — выход с новым товаром на старый рынок (левый нижний квадрант матрицы Ансоффа), рекомендуемая стратегия— стратегия разработки товара посредством совершенствования технологии и снижения себестоимости продукции.
В разделе «Описание предприятия и отрасли» представляется характеристика только общей стратегии фирмы. После формирования общей стратегии развития предприятия приступают к определению деловой (конкурентной) стратегии. Деловая (конкурентная) стратегия предприятия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, деловая стратегия является частью ее общей стратегии. Если фирма включает несколько деловых единиц (стратегических подразделений), каждая из них разрабатывает собственную конкурентную стратегию. Характеристика конкурентной стратегии фирмы представляется в разделе бизнес-плана «Конкуренция и конкурентное преимущество». На основе общей стратегии развития предприятия и конкурентных стратегий отдельных стратегических единиц бизнеса приступают к формированию функциональных стратегий. Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. Они включают следующие элементы: • стратегия НИОКР; • производственная стратегия; • маркетинговая стратегия; • финансовая стратегия; • стратегия управления персоналом. Каждая функциональная стратегия подробно рассматривается в соответствующих разделах бизнес-плана.
|