Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формулировка целей бизнеса
В бизнес-плане желательно сформулировать миссию предприятия. Определение миссии позволяет убедить партнеров, сотрудников, клиентов, инвесторов в необходимости и социальной значимости предприятия и его бизнеса, а также возможности его успешного развития. Миссия — это руководящая философия бизнеса, придающая фирме смысл ее существования, т. е. это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Миссия фирмы должна включать: • целевые ориентиры; • сферу деятельности фирмы; • моральный кодекс фирмы (имидж, ценности организации и другое); • способы осуществления деятельности. Миссия выражается в достаточно простых определениях и в удобной для восприятия форме. Для вновь создающихся фирм миссия в обязательном порядке включается в бизнес-план. ПРИМЕР. Миссия инжиниринговой компании ««-инжиниринг»: «Стать ведущей региональной компанией в сфере разработки и производства наукоемкой продукции в области приборостроения, машиностроения и легкой промышленности. Компания стремится к этому путем постоянного развития своего персонала и оказывая влияние на подготовку специалистов в региональных высших учебных заведениях.: Мы стремимся системно продвигать наш товар на различные рынки. Наша цель — дать возможность каждому сотруднику и подразделению реализовать свой потенциал». Цели — это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность. Деятельность экономической организации очень разнообразна. Выделяют восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели: • положение на рынке; • инновации; • производительность; • ресурсы; • доходность (прибыльность); • управленческие аспекты; • персонал: выполнение трудовых функций и отношение • социальная ответственность. Основные цели предприятия показаны в таблице 2.5. Таблица 2.5 Основные цели предприятия [4]
Цели предприятия как конкретные достижения, к которым оно стремится, могут быть составлены либо в определенной последовательности, либо с выделением их приоритетности, либо с представлением схемы по каждому направлению деятельности. Основные цели предприятия делятся на цели второго, третьего и более низкого уровней. Выполнение всех целей возможно лишь при согласовании как их функциональной взаимосвязи, так и времени протекания действий. Для этого строится дерево целей, которое целесообразно представить в приложении к бизнес-плану. Пример дерева целей показан на рисунке 2.6. Цели различных уровней увязываются через количественные показатели как в пределах подразделений, так и по всей организации в целом. Одновременно с формированием и увязкой целей происходит их ранжирование (выявление приоритетности) и согласование ресурсов. В бизнес-плане, как правило, формулируются цели более низких уровней иерархии дерева целей. Реализация целей конкретного бизнес-проекта в преде-
лах предприятия является лишь средством поддержания общей стратегической линии. Когда цели бизнес-плана определены, их нужно исследовать на предмет качества. При этом можно воспользоваться системой правил 8МАК.Т, в соответствии с которой выдвигаемые цели должны быть: 5ресфс — конкретные; МеазшаЫе — поддающиеся оценке, т. е. возможность количественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации; Алтеей ироп — актуальные; КеаИзис — реалистичные; Тгас& аЫе — отслеживаемые (контролируемые). Чем четче сформулированы цели бизнес-плана в рамках количества, места и времени, тем конкретнее может быть разработана стратегия их достижения. Контрольные вопросы 1. Опишите структуру раздела бизнес-плана «Описание предприятия и отрасли». 2. Все ли виды деятельности, записанные в уставе предприятия, отражаются в бизнес-плане? 3. Какие факторы влияют на деятельность предприятия? 4. С помощью таблицы 2.1 дайте оценку отрасли, которую Вы изучаете для целей подготовки бизнес-плана. 5. Дайте оценку сильных и слабых сторон избранного Вами предприятия в сравнении с конкурентами. 6. Почему общая стратегия фирмы получила название портфельной? 7. Назовите три основных типа общих стратегий фирмы. 8. В чем заключается эффект синергизма, или стратегического рычага? 9. Какие основные модели стратегического анализа используются при разработке бизнес-плана? 10. Опишите принципы построения матрицы «Бостон консалтинг групп». 11. Укажите варианты стратегий по основным позициям бизнеса в рамках матрицы «Бостон консалтинг групп». 12. В чем основные отличительные особенности модели «Мак-Кинси» от матрицы «Бостон консалтинг групп»? 13. Каковы критерии оценки привлекательности рынка? 14. Какие факторы могут быть использованы для оценки преимущества в конкуренции (конкурентоспособности)? 15. Опишите принципы построения и условия использования матрицы «товар — рынок». 16. Какие направления расширения деловой активности фирмы предлагаются матрицей «товар — рынок»? 17. Что понимается под «миссией» предприятия, и каково ее значение для развития? 18. Чем миссия отличается от цели предприятия? 19. Перечислите восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели. 20. Каким образом цели исследуются на предмет качества? 21. Назовите основные цели предприятия.
|