Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сбытовая политика
В бизнес-плане необходимо изложить используемые предприятием каналы распространения товара и систему товародвижения.
Каналы распространения товара. Выбор путей распределения товаров и услуг — важнейшая задача предприятия. Канал сбьтю — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретные товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. Каналы сбыта имеют определенную протяженность и ширину. Протяженность канала сбыта — это число участников сбыта или посредников во всей сбытовой цепочке. Выделяют канал нулевого уровня — канал «производитель— потребитель»; одноуровневый — канал «производитель— розничный торговец — потребитель»; двухуровневый— «производитель — оптовый торговец — розничный торговец — потребитель»; трехуровневый канал — «производитель — оптовый торговец — мелкий оптовый торговец — розничный торговец — потребитель». Ширина канала сбыта — это число независимых участников сбыта на отдельном этапе сбытовой цепочки. При описании каналов распределения товаров в бизнес- плане прежде всего обосновывается необходимость участия посредников в процессе продвижения товара на рынок. Реализация товара предприятием непосредственно потребителям (нулевой канал сбыта) используется в основном при поставке изделий промышленного назначения или реализации своих товаров малыми предприятиями. Реже к помощи прямого сбыта прибегают на рынке товаров широкого потребления. Однако в последнее время форма непосредственной работы с потребителем — прямой маркетинг — получает все большее распространение. Подробная характеристика прямого маркетинга представляется в бизнес-плане при изложении коммуникативной политики. Необходимость использования посредников и удлинение канала сбыта диктуется следующими обстоятельствами, которые приводятся в бизнес-плане: • горизонтальный рынок, на котором имеется множество потребителей в каждом секторе экономики. Это требует создания мощной сбытовой сети, затрат значительных средств, что по силам только крупным производителям; • рынок сбыта разбросан географически, соответственно прямые контакты с потребителями нерентабельны; • при поставках крупных партий товара небольшому числу оптовиков можно сэкономить на транспортных расходах; • необходимость частых срочных поставок небольших партий товара, для чего лучше использовать склады солидного оптовика; • разница между продажной ценой товара и затратами на его производство невелика, а значит, содержание собственной торговой сети убыточно. Далее идет описание порядка выбора конкретных посредников и какие факторы при этом учитываются; приводится планируемый рост числа посредников и ожидаемый объем каждого из них, а также используемые предприятием формы заинтересованности посредников. Система товародвижения. Товародвижение — деятельность по планированию, реализации и контролю перемещения товаров и услуг от производителя к потребителю. Комплекс элементов товародвижения включает в себя транспортировку, хранение, контакт с потребителями. В бизнес-плане должны быть сформулированы цели системы товародвижения на основе изучения потребностей клиентов и предложения конкурентов. Потребителей интересует своевременная доставка товара, готовность поставщика удов- летворить-экстренные нужды клиента, принять назад дефектные товары и быстро заменить их и др. Разработав комплекс целей товародвижения, фирма приступает к формированию такой системы товародвижения, которая обеспечит достижение этих целей с минимальными издержками. Надо решить следующие основные вопросы: • Как работать с заказчиками, обрабатывать заказы? • Где хранить товарно-материальные запасы? • Каким должен быть минимальный размер товарно-материальных запасов? • Каким образом отгружать и транспортировать товары? Обработка заказов. Товародвижение начинается с получения заказа от клиента. Отдел заказов готовит счета-фактуры и рассылает их разным подразделениям фирмы. Изделия, отсутствующие в наличии, записываются в задолженность. Отгружаемые изделия сопровождаются отгрузочной и платежной документацией. Копии отгрузочных и платежных документов направляются различным подразделениям фирмы. Все эти действия следует проводить быстро и точно. В идеале торговые представители должны выдавать заказы каждый день, по возможности через компьютерную систему, по телефону. Отдел заказов должен быстро обрабатывать поступившие заявки, склад — в кратчайшие сроки отгружать товары. В минимальные сроки надо оформлять и выставлять счета. Для ускорения цикла «заказ — отгрузка — оформление счета» незаменимы компьютеры. Несколько персональных компьютеров и модемов — недорогое средство для создания информационной основы маркетинговой сети, которая позволяет реализовать принцип «точно в срок» и ускорить оборот средств. Компьютер выдает документы на отгрузку, оформляет счет заказчику, вносит коррективы в учетные данные товарных запасов, оформляет заказ на изготовление продукции для пополнения запасов, извещает торгового представителя о том, что его заказ выполнен. И все это происходит в считанные секунды. ПРИМЕР. Фирма «а-инжиниринг», специализирующаяся на производстве контрольно-измерительных приборов: «Поставки производятся по договорам поставок, в договоре указывается, к какому сроку требуется произвести поставку датчика. Минимальный срок изготовления датчика 1, 5 месяца после получения предоплаты. В зависимости от заключенного договора оплата варьируется от 100% предоплаты до оплаты по факту поставки. Фирма стремится к 100% предоплате, так как комплектация по каждому заказу в силу специфики потребления практически индивидуальна, поэтому в случае отказа потребителя от заявки данной фирме будет сложно реализовать изготовленные датчики». Схематически стадии выполнения заявки показаны на рисунке 2.28. (->) –прохождение заявки (->) – прохождение готовой продукции Рис. 2.28. Стадии выполнения заявки Объем подтвержденных заявок на 2008 г. — 40 200 тыс. руб. В ближайшие три года планируется увеличить объем производства до 90 000 000 руб./год. Многие потенциальные потребители фирмы приобрели штучные партии приборов для внутренних, производственных испытаний, после которых они намерены заключить с фирмой договоры на поставки крупных партий. Складирование» Фирмы пользуются складами длительного хранения и транзитными складами. На складах длительного хранения товар находится в течении среднего или длительного отрезка времени. Транзитные склады получают товары с разных предприятий и от разных поставщиков и как можно скорее отгружают их в места назначения. Поддержание товарно-материальных запасов. Желательно, чтобы фирма располагала запасами товара, достаточными для немедленного выполнения всех заказов клиентов. Однако поддерживать большой запас нерентабельно. Следовательно, необходимо искать компромисс. ПРИМЕР. Фирма «а-инжиниринг», специализирующаяся на производстве контрольно-измерительных приборов. «Готовая продукция и комплектующие хранятся на складах предприятия. Для бесперебойного снабжения производства создан депозитарий комплектующих из расчета 10 дней непрерывного производства. I Для оперативной отгрузки, при угрозе наступления аварий- ной ситуации, на предприятии потребителя существуют запасы наиболее распространенной готовой продукции. Складские помещения отвечают нормам для хранения соответствующей продукции». Транспортировка. При отгрузке товаров складам, дилерам и потребителям фирма может выбирать из пяти видов транспорта: • железнодорожный транспорт; » водный транспорт; • автомобильный транспорт. Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Грузовики — рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров; • трубопроводный транспорт. Трубопроводы — средство транспортировки нефти, газа и химических продуктов от мест их добычи к рынку; • воздушный транспорт. Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители принимают в расчет комплекс факторов." Так, если отправителя интересует скорость доставки, он выбирает между воздушным и автомобильным транспортом. Если его цель — минимальные издержки, делается выбор между водным и железнодорожным транспортом, поэтому в бизнес-плане необходимо тщательно разработать вопросы организации товародвижения. С течением времени издержки разных видов транспорта меняются, поэтому фирме при разработке бизнес-плана необходимо тщательно продумать схемы транспортировки и разработать вопросы организации товародвижения. В заключение приводится смета затрат на реализацию продукции. Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке, упаковке товаров, из административных расходов и расходов по обработке заказов. Нормальный уровень затрат на организацию товародвижения — до 15% суммы продаж для фирм- производителей и до 25% Для промежуточных продавцов. ПРИМЕР. Фирма «а-инжиниринг», специализирующаяся на производстве контрольно-измерительных приборов. «Отгрузка осуществляется по желанию заказчика: - железнодорожным транспортом, ценными посылками при штучных партиях или в 3-тонных контейнерах при большой партии; - автомобильным транспортом; - самовывоз со склада. До железнодорожной станции продукция доставляется автотранспортом, потом загружается в контейнер, пломбируется и страхуется. Транспортировка осуществляется в деревянных ящиках с соответствующей маркировкой».
|