![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникативная политика
Коммуникативная политика — это перспективный курс действий предприятия (или его представителей), направленный на планирование и осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы на основе обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных средств (коммуникативного микса), обеспечивающих стабильное и эффективное формирование спроса и продвижения предложения товаров и услуг на рынки с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли /4/. В бизнес-плане отражаются основные положения програм- мы коммуникативной политики предприятия: • цели; • задачи; • фирменный стиль; • стратегии; • структура комплекса маркетинговых коммуникаций. К целям коммуникативной политики могут быть отнесены: завоевание на рынке определенной ниши для конкретного товара (марки) и обеспечение долгосрочного расширения этой ниши либо обеспечение краткосрочной прибыли от нее. Продвижение с целью долгосрочного роста рассчитано на получение прибыли в будущем за счет увеличения (завоевания) числа покупателей. Продвижение с целью получения краткосрочной прибыли ориентировано на немедленный доход. Выбор конечной цели зависит от того, на какой стадии, фазе жизненного цикла находится товар. Задачами коммуникативной политики являются: стимулирование спроса; создание благоприятных условий для ценовой эластичности рыночного механизма спроса и предложения; информирование о свойствах и видах товара, качестве услуг; формирование и распространение имиджа и престижа фирмы; оповещение о распродажах, ярмарках, выставках; напоминание персональным клиентам или группам покупателей о ценовой и товарной политике фирмы; распространение сравнительной информации о результатах деятельности фирмы; перевод количественных и качественных характеристик товаров и услуг на язык потребностей покупателей. К числу главных задач коммуникативной политики следует отнести стимулирование спроса и формирование имиджа предприятия. Имидж (образ) фирмы — это отражение в созна- „ нии потенциальных потребителей коммерчески важных реальных и привнесенных как фирмой, так и самими потребителями характеристик фирмы. Перечислим основные правила построения положительного имиджа фирмы: • имидж фирмы должен основываться на реальных достоинствах фирмы; • имидж должен иметь точный адрес, т. е. привлекать определенные группы потребителей; • имидж должен быть оригинальным, т. е. отличаться от образов других фирм и легко распознаваться; • имидж должен быть простым и понятным, не перегруженным информацией, чтобы легко запоминаться и свести к минимуму возможные его искажения;, • имидж должен быть пластичным. Он должен, оставаясь неизменным в восприятии потребителей и легко узнаваемым, оперативно изменяться в ответ на изменение экономической, социальной, психологической ситуации, моды, а также под воздействием восприятия его потребителями. Фирменный стиль — это ряд приемов, которые обеспечивают, с одной стороны, определенное единство всех изделий предприятия, а с другой — противопоставляют предприятие и его изделия конкурентам и их товарам. В фирменный стиль включают: логотип (специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования предприятия), фирменный блок (объединенные в композицию товарный знак и логотип, а также разного рода пояснительные надписи и фирменные лозунги), фирменный цвет, фирменный комплект шрифтов, фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций и т. п.), фирменные радиопозывные, гимны, особая фактура бумаги, фирменная Одежда. Назначение фирменного стиля — свидетельствовать, что предприятие во всем поддерживает порядок, как в производстве, так и в сопутствующей ему деятельности, создать у покупателя уверенность в образцовости выпускаемой предприятием продукции. После определения целей и задач коммуникативной политики необходимо разрабатывать ее стратегию для каждого целевого рынка, обозначенного в разделе бизнес-плана «Исследование и анализ рынка сбыта». . Существуют два вида стратегии коммуникативной политики: вынужденная и проталкивания (рис. 2.29). Стратегия вынужденная — продвижение адресуется конечным потребителям товара в расчете на то, что спрос конечных потребителей окажется достаточно интенсивным, чтобы вынудить торговые организации произвести закупки продвигаемого товара. Стратегия проталкивания — продвижение адресуется торговому посреднику в расчете на то, что он сам будет продвигать товар по торгово-распределительным каналам к конечному потребителю. Следующим этапом в разработке коммуникативной политики предприятия является формирование структуры комплекса маркетинговых коммуникаций, т. е. конкретного сочетания его отдельных инструментов. Комплекс маркетинговых коммуникаций включает следующий инструментарий: реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, паблик релейшнз, прямой маркетинг, спонсоринг, продукт-плейсмент, брэндинг. Для определения наиболее эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций учитывают преимущества и недостатки отдельных инструментов (табл. 2.27), а также условия их эффективности. Условие эффективности инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций:
Таблица 2.27 Преимущество и недостатки инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций
Остальные условия эффективности зависят от следующих факторов; • тип товара или рынка. На потребительском рынке наиболее значима реклама, брэндинг; далее идут стимулирование сбыта, прямой маркетинг, личная продажа, паблик релейшнз и продукт-плейсмент. На рынке изделий промышленного применения на первое место выходят личная продажа, прямой маркетинг, затем стимулирование сбыта, брэндинг, а только за ними — реклама, паблик релейшнз, спонсоринг и продукт-плейсмент; • стратегия коммуникативной политики. Стратегия вы- нуждения предполагает большие затраты на рекламу и стимулирование потребителей в целях формирования спроса с их стороны. Стратегия проталкивания предполагает стимулирование сферы торговли; • степень готовности потребителей сделать покупку. На этапе осведомленности основную роль играют реклама и пропаганда. На потребительскую убежденность в первую очередь оказывают влияние техника личной продажи и реклама. Завершение сделки является главным образом функцией личной продажи. • этап.жизненного цикла товара На этапе выведения товара на рынок наиболее эффективные средства формирования осведомленности — реклама и пропаганда. Стимулирование сбыта полезно для подталкивания потребителей к опробованию товара. Личная продажа S. обходится сравнительно дорого, но ею все равно прихо- дится пользоваться для побуждения розничных торговцев заняться продажей товара. На этапе роста реклама и пропаганда сохраняют Свою значимость, а вот деятельность по стимулированию сбыта можно сократить, ибо на этом этане требуется меньше побуждений. На этапе зрелости значимость стимулирования сбыта по сравнению с рекламой возрастает. Марки покупателям уже известны, нужно лишь напомнить о них с помощью рекламы. На стадии упадка к рекламе прибегают только для напоминания, пропаганду сводят на нет, коммивояжеры уделяют товару минимум внимания. Однако стимулирование сбыта продолжает оставаться активным. После того, как структура комплекса маркетинговых коммуникаций в бизнес-плане определена, приступают к подробной характеристике ее отдельных инструментов. Характеристика инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций Рекламная деятельность. Реклама — это любая платная форма неличного предложения и представления идей, товаров и услуг от имени известного спонсора. При изложении в бизнес-плане материалов, относящихся к рекламной деятельности, анализируются: • задачи, которые ставятся в бизнес-плане перед рекламной кампанией; • используемые виды рекламы; • критерии выбора рекламных средств; • определение бюджета рекламной камлании; • оценка эффективности рекламной кампании. Под рекламной кампанией обычно понимают комплекс рекламных мероприятий, объединенных общностью целей, охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, чтобы одно рекламное мероприятие дополняло другое. Задачами рекламной кампании могут быть: • формирование у потребителя определенного образа фирмы; • формирование потребности в данном товаре, услуге; • побуждение потребителя обратиться к данной фирме; • стимулирование сбыта товара или эксплуатации услуг; • увеличение и ускорение товарооборота; • стремление сделать данного потребителя постоянным покупателем данного товара, постоянным клиентом фирмы; • формирование у других фирм образа надежного партнера. Виды рекламы определяются, в зависимости от задач, на решение которых направлена данная рекламная кампания. Основное назначение имидж-рекламы — закрепление в сознании широкого круга людей положительного образа товара или фирмы. Основная задача стимулирующей рекламы — стимулирование потребности в приобретении данного товара или эксплуатации данной услуги. Реклама стабильности. Даже при налаженном сбыте товаров и оказании услуг, а также при хорошей информированности покупателей и партнеров о товаре или фирме необходимо время от времени закреплять рекламой достигнутые результаты. Исходя из целей продвижения, определяемых стадией жизненного цикла товаров, степенью готовности основной массы потребителей к покупке, выделяют следующие виды рекламы: • информационная (доведение до потребителей сведений о новом товаре или новом применении известного продукта, описание услуг, информация об изменении цен, формирование образа фирмы и пр.) — этап внедрения; • увещевательная (убеждение покупателя в необходимости приобретения товара, достижение изменения восприятия товара, формирование предпочтения марки и т. п.) — этап роста; • напоминающая (поддержание осведомленности о товаре, напоминание потребителям о том, что товар им может понадобиться, где они его могут купить и т. п.) — этапы зрелости и насыщения. Успешная рекламная кампания — это сочетание удачного рекламного обращения и правильного выбора средств массовой информации, а также времени этого обращения. При изложении содержания и формы рекламного обращения в бизнес- плане необходимо остановиться лишь на основных моментах: выбор темы и девиза рекламной кампании; стиля рекламы (на что в рекламе делается упор — доводы, факты или образ, атмосфера, эмоции). Выбор рекламных средств всегда связан как с общей идеей рекламы, так и со Сметой допустимых затрат на нее. Поэтому выбирают такие носители рекламы, которые обеспечат максимальную эффективность (т. е. наиболее высокий уровень охвата целевой аудитории) с учетом запланированных издержек. Перечислим основные виды рекламных средств: • реклама в прессе: рекламные объявления и публикации обзорно-рекламного характера (рекламные объявления, рекламные статьи, рекламные обзоры); • печатная реклама: рекламно-каталожные издания (каталоги, проспекты, буклеты, плакаты, листовки, афиши); • аудиовизуальная реклама: рекламные кинофильмы, видеофильмы, слайдфильмы, рекламные ролики; • радиореклама: радиообъявления, радиоролики, радиожурналы, рекламные радиопередачи; • телевизионная реклама: телефильм, телевизионные ролики (блиц-ролики — 15-20 (: екунд; развернутый ролик), телезаставки, рекламные объявления, телерепортаж; • выставки и ярмарки: национальные и международные ярмарки и выставки, постоянно действующие экспозиции (на предприятии); • рекламные сувениры: фирменные сувенирные изделия, серийные сувенирные изделия, подарочные изделия, фирменные упаковочные материалы; • наружная реклама: рекламные щиты, панно; световые вывески; рекламные транспаранты; электронные табло, экраны; фирменные вывески; реклама на транспорте; оконные витрины; рекламно-информационное оформление фасадов магазинов; прочие виды оформительской рекламы; • компьютеризированная реклама: компьютерная техника, компьютеризированная информация, кабельное телевидение, видеокаталоги, телекаталоги, реклама в сети Интернет. После выбора рекламных средств разрабатывают план-гра- фик проведения рекламных мероприятий, который целесообразно привести в бизнес-плане. С позиции распределения рекламных обращений во времени рекламные кампании подразделяют на: • ровные — рекламные мероприятия распределяются равномерно; • нарастающие — строятся по принципу усиления воздействия. Например вначале привлекаются средиетираж- ные СМИ, затем количество изданий и их престижность возрастают, одновременно увеличивается их объем, затем подключается телевидение и т. д.; • нисходящие — наиболее приемлемы при сбыте конечных партий товаров. По мере уменьшения количества товаров на складе снижается и размах рекламных мероприятий. Определяя бюджет рекламной кампании, учитывают характеристики товара и рынка, цели рекламы и возможности предприятия. По зарубежным данным, около 30% средств, выделяемых на рекламную деятельность, используется на рекламу в прессе, 20% — телевизионную рекламу, 15% — прямые обращения к покупателям, 7% — радио, 6% — журнальную рекламу. Анализ эффективности проведения мероприятий рекламной кампании осуществляется по двум направлениям: 1) оценка экономической эффективности. Определяется соотношением между результатом, полученным от рекламы, и величиной затрат на проведение рекламных мероприятий за фиксированный промежуток времени; 2) оценка коммуникативной эффективности. Характеризуется числом охвата потребителей, яркостью и глубиной впечатления, которые эти средства оставляют в памяти человека, степенью привлечения внимания. Можно определить путем наблюдений, экспериментов, опросов. В бизнсс-плане следует указать, кто осуществляет рекламную деятельность предприятия: собственное специализированное подразделение фирмы или независимое рекламное агентство, отмечается перечень и стоимость услуг рекламного агентства. Стимулирование сбыта. Стимулирование сбыта как форма маркетинговых коммуникаций представляет собой систему побудительных мер и приемов, носящих, как правило, кратковременный характер и направленных на поощрение покупки или продажи товара. Наиболее широко стимулирование сбыта применяется в следующих ситуациях: • на рынке имеется семейство товаров-конкурентов с одинаковыми потребительскими характеристиками; • рынок характеризуется отсутствием или спадом спроса; • новый товар выводится на рынок, или фирма выходит на новый рынок с товаром, ранее получившим признание; • товар переходит из фазы роста в фазу насыщения; • на рынке покупатели недостаточно осведомлены о предлагаемых фирмой товарах. Выделяют три типа адресатов стимулирования сбыта: потребители, торговые посредники, собственный торговый персонал. Изложение материала по стимулированию сбыта в бизнес- плане начинается с обоснования конкретных задач этой деятельности. Сделаем краткий обзор основных задач и приемов стимулирования сбыта в зависимости от типа целевой аудитории. 1. Мероприятия стимулирования сбыта, направленные на потребителя, чаще всего преследуют цель познакомить потребителя с новинкой; «подтолкнуть» его к покупке; увеличить количество товарных единиц, покупаемых одним покупателем; поощрить приверженцев конкретной торговой марки и постоянных покупателей; снизить временные колебания сбыта (сезонные, по дням недели, в течение дня) и др. Многочисленные приемы стимулирования сбыта, направленные на конечных потребителей, можно объединить в несколько групп: • скидки с цены; • распространение купонов, обеспечивающих покупателю скидки при покупке конкретного товара; • всевозможные премии в виде сопутствующего товара или сувенира; • бесплатные образцы; • конкурсы, викторины, лотереи, телевизионные игры; • некоторые виды «подкрепления» товара: предоставление потребительского кредита, бесплатных сопутствующих услуг (по транспортировке, наладке, монтажу и т. п.), различных гарантий; • некоторые виды упаковки, используемые покупателем после употребления их содержимого. 2. При воздействии приемами стимулирования сбыта на торговых посредников решаются следующие основные 'задачи: поощрить увеличение объема сбыта; стимулировать заказы максимальных по объему партий товара на реализацию; поощрить обмен передовым опытом в реализации конкретного товара; снизить временные колебания в поступлении заказов от посредников и т. д. Среди наиболее распространенных приемов стимулирования посредников выделяют следующие: • скидки с цены при оговоренном объеме партий товара; • предоставление оговоренного количества единиц товара посреднику бесплатно при условии закупки определенного его количества; • премии-«толкачи», выплачиваемые дилерам при продаже товаров сверх оговоренного количества за определенный отрезок времени; • организация конкурсов дилеров; • участие фирмы-продавца в совместной с посредником рекламной кампании с соответствующими компенсациями затрат посредника на рекламу («рекламный зачет»); • фирма-производитель может предоставить «сбытовой зачет». В этом случае посредник получает определенную скидку за включение продукции фирмы в свою номенклатуру, чем компенсируется часть его дополнительных сбытовых издержек; • производитель товара (особенно это касается сложных технических изделий) может обеспечивать бесплатное повышение квалификации персонала посредников. 3. Стимулирование сбыта по отношению к собственному торговому персоналу преследует цель увеличить объем сбыта в подразделениях самой фирмы; поощрить наиболее эффективно работающих; дополнительно мотивировать их труд; способствовать обмену опытом между продавцами и т. д. Основными средствами этого направления являются: • премии лучшим работникам; • предоставление дополнительного отпуска; • конкурсы продавцов фирмы; • организация отдыха и туристических поездок для передовиков фирмы; • привлечение передовиков фирмы к обсуждению и распределению результатов деятельности фирмы; • моральное поощрение сотрудников — присвоение почетных званий, поздравление и вручение памятных подарков по праздникам и личным торжественным мероприятиям и т.п. В процессе реализации бизнес-плана производится оценка результатов проводимых мероприятий на основе сравнения показателей сбыта до, в ходе и после выполнения запланированных действий. Соответствующие коррективы вносятся в бизнес-план. Личная продажа. Личная продажа — инструмент комплекса маркетинга, который предполагает личный контакт продавца с покупателем, взаимодействие, общение с покупателем, в процессе которого устно представляются потребительские характеристики товара и принимается совместное решение о возможности (невозможности) сделки, купли-продажи товара. Как наиболее дорогостоящая и мощная стратегия коммуникации, личная (персональная) лродажа направлена на решение следующих основных задач: • выявление и убеждение потенциального покупателя апробировать новый товар или услугу; • обеспечение условий для продолжения покупок товара; • проведение мероприятий среди имеющихся покупателей по увеличению закупок товара; • поддержание эффективной обратной связи с потенциальными и новыми покупателями. В бизнес-плане излагаются меры по расширению личной продажи. «Паблик релейшнз». «Паблик релейшнз», или работа (связь) с общественностью, направлена на формирование и поддержание благоприятного имиджа фирмы, на убеждение общественности в необходимости деятельности фирмы и ее благотворном влиянии на жизнь общества. Связи с общественностью налаживаются и осуществляются по следующим основным направлениям: • формирование связей со средствами массовой информации; • организация связей с целевыми группами; • установление связей с государственными и общественными организациями; объединениями. В качестве важнейших можно отметить следующие мероприятия «паблик релейшнз»: сведения для журналистов; брифинги, пресс-конференции; организация дней открытых дверей, торжеств и выставок о деятельности фирмы; спонсорство и поддержка науки, исследований, образования, искусства и спорта; деятельность по охране окружающей среды; проявление заботы о детях и пенсионерах. Прямой маркетинг. Искусство и науку непосредственного воздействия на потребителя с целью реализации товара (услуг) и развития прямых отношений с клиентом стали называть прямым маркетингом. Выделяют пять форм прямого маркетинга: 1) прямой маркетинг по почте — прямой маркетинг почтовых отправлений (писем, рекламы, образцов, проспектов и др.) потенциальным клиентам. Рассылочные списки или базы данных формируются на основе информации о наиболее вероятных и существующих покупателях определенных групп товаров; 2) маркетинг по катачогам — прямой маркетинг посредством каталогов, рассылаемых выбранным клиентам или предоставляемых им в местах продажи товаров; 3) телемаркетинг — использование телефонных сетей для непосредственной продажи товаров потребителям. Сотрудники фирм предоставляют бесплатные для клиентов телефонные номера для получения от них заказов, информацию о которых покупатели получают на основе теле- и радиорекламы, прямой почты, торговли по каталогам; 4) телевизионный маркетинг — прямой маркетинг через телевидение (например, «Магазин на диване», «Телемагазин» и т- п.); 5) электронная торговля — прямой маркетинг через Интернет, С целью увеличения продаж с помощью прямого маркетинга используют интегрированный прямой маркетинг или упорядоченное, последовательное применение маркетинговых инструментов, например, проведение рекламы, прямого маркетинга по почте, телемаркетинга и личных контактов коммивояжеров с клиентами. Спонсоринг. В отличие от меценатства, предполагающего бескорыстную заботу о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интересами, спонсорство рассматривается как система взаимовыгодных отношений между спонсором и спонсируемой стороной, регламентируемых условиями договора. Спонсоринг — это спонсорская деятельность фирмы, осуществляемая на принципе взаимности, интерактивная форма отношений с использованием таких инструментов, как реклама, стимулирование сбыта, «паблик релейшнз», личная продажа. В настоящее время различают четыре вида спонсоринга: спонсоринг в области спорта, в области культуры, социальный спонсоринг, экоспонсоринг. Продукт-плейсмент. Под продукт-плейсментом понимают такую форму продвижения и размещения товара, которая осуществляется за счет эффективной интеграции функций рекламы с продуктом и /или услугой в медиапрограмме (кино-, видео- и телевизионные программы) с целью улучшения положения товара и успеха его на рынке. Использование продукт-плейсмента наиболее действенно при следующих обстоятельствах: • покупатели проявляют внимание к продукту, который воспринимается без предварительного специального коммерческого разъяснения его потребительских характеристик; • содержание фильма и имидж киноартиста могут быть перенесены на имидж продукта; • благодаря непрерывным напоминаниям о продукте могут создаваться познавательный и качественный эффекты; • продукт-плейсмент создает более высокое доверие к продукту и фирме, чем реклама; • спрос потенциальных покупателей различается во времени и территориально. Сдерживающим фактором развития продукт-плейсмента является высокая стоимость этой формы продвижения товаров и услуг. Брэндинг. В настоящее время, по мнению западных специалистов, конкуренция товаров переросла в конкуренцию брэндов. Брэнд представляется как образ марки данного товара (услуги), выделенной покупателем среди конкурирующих изделий: Отечественный рекламист И. Рожков дает определение брэндингу как деятельности по созданию долгосрочного предпочтения к товару, основанной на совместном воздействии на потребителя упаковки, товарного знака, рекламных обращений, материалов стимулирования и других, объединенных определенной идеей и однотипным оформлением, выделяющей товар среди конкурентов и создающей его образ. Брэндинг представляет собой совместную творческую работу рекламодателя, реализующей организации и рекламного агентства по созданию и широкомасштабному внедрению в сознание потребителя персонализированного брэнд-имиджа — образа, замаркированного определенным товарным знаком товара или семейства товаров на основе серьезных маркетинговых исследований. Эффективность затрат по разработке и тестированию брэнда зависит от длительности его жизненного цикла. Чем продолжительнее жизненный цикл, тем более эффективными могут быть затраты, так как удельная стоимость брэнда в этом случае снижается. Жизненный цикл большинства брэндов намного выше, чем товара. ~ Продукты, продаваемые под определенной торговой маркой, могут «вымереть» вследствие исчезновения или изменения вкусов потребителей, но сами торговые марки могут существовать практически бесконечно. Тольяттинский ВАЗ — самый мощный на сегодняшний день брэнд на автомобильном рынке России. За время существования этого брэнда сменилось несколько поколений автомобилей, поскольку каждая модель имеет определенный срок жизни на рынке, однако сам брэнд, благодаря его способности переноситься на новые товары, используется и по сей день. Следует иметь в виду, что не каждый товарный знак может стать брэндом. Для этоготоварный знак, товарная марка должны приобрести известность на рынке и доверие у покупателей. Оценка брэнда затруднена его «нематериальностью». В стоимостном выражении брэнд можно оценить по разнице между средневзвешенной ценой данной марки товара и ценой аналогичного товара другой известной марки на конкретной территории рынка. Полученная разница, помноженная на объем продаж, может дать представление о стоимости брэнда фирмы Sony. Брэнд представляет собой ценность, поэтому его необходимо защитить, что осуществляется путем его регистрации в организациях национальной, европейской или международной регистрации.
|