![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы конкуренции с учетом рыночной доли фирмы
Контрольные вопросы 1. В чем отличие ниши от сегмента рынка? 2. Перечислите последовательность этапов бенчмаркинга при разработке бизнес-плана. 3. Что такое конкурентоспособность предприятия? 4. Какие способы оценки конкурентоспособности предприятия вам известны? Раскройте их сущность. 5. Какие требования предъявляются к выбору факторов оценки конкурентоспособности предприятия в бизнес- плане? 6. Охарактеризуйте вероятные методы конкурентной борьбы в зависимости от степени доминирования фирмы на конкурентной карте рынка. 7. Какие вам известны недобросовестные методы конкуренции? Почему их использование нерационально в расчете на долгосрочную перспективу деятельности фирмы? ПРАКТИКУМ Задача 1. Фирма «Восток», специализирующаяся на выпуске кожгалантереи в широком ассортименте, разрабатывает биз- нес-план производства обновленного ассортимента продукции. Основной конкурент рассматриваемого предприятия — фирма «Элита». Ниже приведен список основных товаров фирм. Проанализируйте данный ассортимент. Кратко опишите сегменты потребителей этих товаров. Укажите пары конкурентных товаров. Для любой из пар (по вашему желанию) определите ряд характеристик товаров, значимых для потребителя. Ассортимент фирмы «Восток»: 1) папка для документов (кожа, 4 отделения, замок-молния, цвет черный, цена 1995 руб.); 2) кейс «Престиж» (высококачественная кожа, 5 отделений, кодовый замок, цвет черный, цена 6650 руб.); 3) спортивная сумка (синтетический материал, 3 отделения, возможность увеличения размера, замок-молния, яркая расцветка (различные виды), цена 1060 руб.); 4) дамская сумочка (высококачественная кожа, ^ отделения + кармашек, цвет черный, набор сопутствующих товаров в качестве сувенира — кошелек, зеркальце с фирменной торговой маркой, цена 4800 руб.);. 5) чемодан (кожзаменитель^ 2 отделения, замок с ключом, цвет — различные тона коричневого, цена 1450 руб.). Ассортимент фирмы «Элита»: 1) дамская сумочка (вышивка бисером, различные расцветки, 1 отделение + кармашек, цена 4800 руб.); : 2) хозяйственная сумка (синтетическийматериал, 4 отделения, возможность увеличения размера, замок-мол- ния, цвета: синий, зеленый, бордо, цена 820 руб.);,,...3) дорожная сумка (синтетический материал, 4 отделения, возможность увеличения размера, замок-молния, цвета: синий, зеленый, бордо, цена 1200 руб.); 4) дипломат (кожзаменитель, замок-защелка, 3 отделения, цвета: черный, коричневый, цена 2000 руб.); 5) папка для бумаг (кожзаменитель, 1 отделение, цвета: черный, коричневый, бордо, цена 270 руб.). Задача 2. Выполните оценку конкурентоспособности услуг по пошиву женского пальто по индивидуальным заказам населения фирмы «Силуэт» с использованием исходных данных, представленных в таблице:
Задача 3. В Процессе бизнес-планирования необходимо дать оценку деятельности фирм-конкурентов, специализирующихся на оказании парикмахерских услуг. Для решения данной задачи воспользуйтесь следующими методами: а) суммы мест; б) балльной оценки. Оцените уровень конкурентоспособности фирмы «Салон красоты». Исходные данные
2.7. ПЛАН МАРКЕТИНГА 2.7.1. Структура и содержание раздела Маркетинг представляет собой процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей, результатами которого являются предоставление потребителям благ, максимально удовлетворяющих их потребности, и получение компанией прибыли. При разработке плана маркетинга необходимо обеспечить максимальное приспособление производства к требованиям рынка, активное воздействие на рынок и на потребителя с помощью всех доступных средств (качество товара, реклама, сервис, цена и т. д.). Следует доказать, что предприятие способно довести свой продукт до потребителя. План маркетинга включает в себя большое число вопросов, требующих детальной проработки при подготовке бизнес-плана. Однако не стоит Все детали маркетинга включать в официальный вариант бизнес-плана. В данном разделе целесообразно изложить основные (наиболее интересные) моменты планируемой маркетинговой деятельности фирмы исходя из целей биз- нес-плана. Структура раздела может быть следующей: • стратегия маркетинга; • товарная политика; ' • ценовая политика; • сбытовая политика; • коммуникативная политика; • бюджет маркетийга. ' Стратегия маркетинга. Отправной точкой описания стратегии маркетинга является сегментация рынка и отбор целевых рынков. Для каждого целевого сегмента разрабатывается своя стратегия маркетинга с учетом позиций конкурентов в данн9М сегменте. При этом излагаются общие направления, а также стратегии внутри каждой составляющей комплекса маркетинга (товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики). Результаты могут быть представлены в виде таблицы (табл. 2.22).
Товарная политика включает следующие основные направления: ассортиментная политика, создание новой продукции, стратегия предприятия в области качества продукции, дизай- новая стратегия, рыночная атрибутика товара, стратегия организации сервисного обслуживания.
Ассортиментная политика включает, обоснование широты (общей численности ассортиментных групп, товаров), > насыщенности (общего числа отдельных товаров) и глубины " {вариантов. предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы) товарной- номенклатуры, ее структуры: стадии жизненного цикла отдельных товаров, способы продления жизненного цикла товаров, обоснование товарных стратегий фирмы. Особое место в бизнес-плане уделяется созданию новой продукции. При разработке бизнес-плана развития предприятия следует учитывать, что благополучие предприятия обеспечивается надежно только тогда, когда жизненные циклы различных Товаров, выпускаемых им, перекрывают друг друга. Это означает, что еще до момента насыщения рынка одним товаром на рынок должен быть введен уже следующий, новый товар. Появление разрыва между циклами во времени часто ведет К потере предприятием позиций на рынке, снижению его экономических показателей и даже возможному банкротству. Создание новой продукции. В бизнес-плане приводится информация, отражающая: • основные направления разработки новых товаров; • организационную структуру НИОКР; • расходы на исследования и разработку; • возможные трудности, с которыми можно столкнуться при разработке товара; оценку реальных сроков разработки и освоения рынка новой продукции. Стратегия предприятия в области качества. В этом пункте бизнес-плана отражаются: • характеристики качества, наиболее привлекательные для покупателя; • тенденции изменения привлекательности продукции; • стратегическая линия предприятия в области повышения качества. Определение дизайновой стратегии. Стратегическая линия поведения фирмы в области дизайна; организация дизайново- го обслуживания продукции предприятия; стратегическая линия предприятия в области повышения качества, расходы на дизайновое обслуживание. Рыночная атрибутика товара. Рыночной атрибутике товара в бизнес-плане должно уделяться особое внимание ввиду особой значимости ее элементов для восприятия товара потребителем. В связи с этим следует привести подробное описание марки, упаковки, маркировки товара с указанием их назначения, свойств и выполняемых функций. (Стратегия организации сервисного обслуживания. Стратегия по организации сервисного обслуживания предполагает предпродажный и послепродажный сервис. Предпродажный сервис ориентирован на постоянное изучение и анализ требований потребителей с целью совершенствования качественных параметров предлагаемой продукции. Послепродажный- сервис предусматривает комплекс работ по гарантийному и послегарантийному обслуживанию (ремонт, поставка запасных частей и пр.). В бизнес-плане представляется информация о том, какие услуги включаются в рамки сервиса: бесплатная доставка товара; устранение вызванных транспортировкой неполадок; установка изделия, монтаж, приведение в рабочее состояние; сроки бесплатного гарантийного ремонта; первоначальное обучение персонала покупателя; пдатное проведение ремонтов по истечении гарантийного срока; снабжение запасными частями; техническое консультирование. Необходимо также указать форму предоставления услуг (обслуживание производителем, обслуживание продавцом товара, обслуживание специализированной организацией по контракту с производителем). ПРИМЕР. В рамках сервисного обслуживания контрольно- измерительного прибора (датчика давления АГАТ)предусматриваются прямые и дополнительные услуги. К прямымо относятся: • гарантийные обязательства по замене в течение полугода датчиков, которые не соответствуют указанным характеристикам; • изменение присоединительного узла по требованию заказчика; • предоставление номера телефона отдела гарантийного обслуживания для получения консультаций и дополнительной информации;;; • предоставление покупателю каталога продукции; • предоставлеиие подробных инструкций по пользованию Прибором/. Дополнительные: • проведение семинаров и обучение потребителей и внешних посредников; • осуществление посреднической деятельности по комплектованию заказчика приборами других производителей. Ценовая политика. В этом пункте осуществляется формирование целей ценообразования, исходя из общих целей бизнес- плана; выработка ценовой стратегии, выбор метода ценообразования и расчет исходной цены товара, выработка ценовой тактики, рыночное страхование цен. При этом обосновывается различие цены, устанавливаемой предприятием, и цен конкурирующих товаров, прогнозируется возможная реакция рынка на изменение цены товара. Сбытовая политика. Дается характеристика каналов распространения товара; обосновывается необходимость участия посредников и порядок их выбора, описываются используемые формы заинтересованности посредников. В бизнес-плане также необходимо изложить используемую предприятием систему товародвижения: разрабатывается комплекс целей товародвижения, описывается порядок обработки заказов, прорабатываются схемы транспортировки товара, приводится смета затрат на реализацию продукции. Коммуникативная полшпика. В бизнес-плане отражаются цели, задачи, фирменный стиль, стратегии, структура комплекса маркетинговых коммуникаций, характеристика инструментов комплекса маркетинговые коммуникаций. Бюджет маркетинга. Определяется метод расчета бюджета маркетинга, приводятся размеры затрат на маркетинг за три предыдущих года и на планируемый период, производится распределение бюджета маркетинга по направлениям работы.
|