Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правила дедуктивных рассуждений
1. Правило заключения: (А => В и А (а)) => В (а), где А => В - общая посылка, 2. Правило отрицания: (А => В и В(а)) => А(а). 3. Правило силлогизма: (А=> В и В=> С) => (А=> С). Применение этих правил Покажем, как используются данные правила для проверки правильности рассуждения. Задача. Являются ли следующие рассуждения дедуктивными: 1) Все числа, запись которых оканчивается нулем, делятся на 5; число не делится 2) Если натуральное число кратно 8, то оно кратно 4; если натуральное число 3) Если запись числа оканчивается нулем, то оно делится на 5; число не Решение. 1) Определим схему приведенного рассуждения. Сначала сформулируем общую посылку в виде условного предложения: «Если запись числа оканчивается нулем, то оно делится на 5». Затем обозначим буквой А предложение «Запись числа оканчивается нулем», а буквой В предложение «Число делится на 5^ Тогда общая посылка примет вид А=> В, частная — это В, а заключение — А, т. е. имеем рассуждение по схеме: (А => В и В) => А. Это правило отрицания, гарантирующее истинность заключения. Следовательно, данное рассуждение дедуктивное. 2) Если обозначить через А предложение «Натуральное число кратно 8», через В предложение «Натуральное число кратно 4», через С предложение «Натуральное ч.юло кратно 2», то схема данного рассуждения примет вид: (А=> В и В=> С) => (А=> С). Такая схема — это правило силлогизма — гарантирует при истинности посылок истинность заключения. Значит, данное рассуждение дедуктивное. 3) Обозначим буквой А предложение «Запись числа оканчивается нулем», буквой В предложение «Число делится на 5», Тогда схема данного рассуждения будет иметь вид (А=> В и А)=> В. Она приводит к ложному выводу: например, число 15 не оканчивается нулем, но оно делится на 5. Вообще эта схема рассуждения не гарантирует истинности заключения — она может привести как к истинному, так и к ложному заключению. Рассуждение по схеме, приводящей в одном случае к истинному заключению, а в другом — к ложному, считают недедуктивным. Следовательно, данное рассуждение недедуктивное. Целесообразно запомнить две схемы недедуктивных рассуждений: \) (А=> В и В)=> А; 2) (А=> В и А) => В". Эти схемы не гарантируют истинности заключения при истинности посылок. Заметим, что полное дедуктивное рассуждение по приведенным схемам требует указания двух посылок. Однако в процессе рассуждений эти схемы иногда сокращают, опуская, например, общую посылку. В математике давно заметили, что использование схем, не гарантирующих истинность заключения, а также невыполнение условий применимости теорем и формул, применение ошибочного чертежа приводят к неверному выводу, ложному заключению. И математики стали придумывать умышленно неправильные рассуждения, но имеющие видимость правильного. Такие рассуждения получили названия софизмов. Разбор софизмов не только формирует умение правильно рассуждать, но и помогает усваивать многие математические факты. Рассмотрим пример софизма. Докажем, что 5=1. Из чисел 5 и 1 вычтем одно и то же число 3. Получим 5 — 3=2, 1—3 =-2. Возведем числа 2 и -2 в квадрат. Результатом этого явятся равные числа: 2" = 4, (-2)" = 4. Значит, должны быть равны и исходные числа 5 и 1. Итак, 5=1. Ясно, что заключение в проведенном рассуждении ложно. Но где допущена ошибка? Проанализируем проведенное рассуждение. Оно состоит из трех шагов, причем воспроизведенных в сокращенном виде. Мы же восстановим обе посылки каждого шага. 1-й шаг (вычитание из 5 и 1 целого числа 3). Общая посылка: «Разность любых целых чисел существует». Частная посылка: «Числа 5, 1 и 3 целые». Заключение: «Разность 5-3, 1-3 существует, и 5 - 3 = 2, 1-3=-2». Так как рассуждение велось по правилу заключения, то при истинных посылках мы получили истинное заключение. Поэтому ошибок на этом шаге нет. 2-й шаг (возведение чисел 2 и -2 в квадрат). Общая посылка: «Квадраты любых целых чисел всегда существуют и являются неотрицательными числами». Частная посылка: «Числа 2 и -2 целые». Заключение: «Квадраты чисел 2 и -2 существуют, причем 2=4, (-2)" = 4». Рассуждение здесь также велось по правилу заключения, получили истинный вывод. Поэтому ошибок на этом шаге не допущено
|