![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиограмма. Общая характеристика.
Основныепонятия: психологическая теория деятельности, потреб- Ности, мотивы, цели, действия, операции, профессия, структура профес- Сиональной деятельности, классификация профессий, модуль профессии, Модель специалиста, прфессиограмма, трудограмма, психограмма. Изучение научной литературы, посвященной проблеме деятельно- сти, показывает многозначность категории «деятельность»: – деятельность как совокупность результатов и последствий, – деятельность как процесс преодоления трудностей, – деятельность как процесс самоизменения – деятельность как способ отношения к условиям своей жизни. Психологическая ____________теория деятельности начала разрабатывать- ся в 20-х – начале 30-х гг. прошлого века в России. Наиболее полно Данная теория изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности в его последней книге «Деятельность. Сознание, Личность». Деятельность человека состоит из нескольких уровней: – уровень особых видов деятельности; – уровень действий; – уровень операций; – уровень психофизиологических функций. Предметным содержанием деятельности являются потребности, мотивы, цели, условия достижения целей. Это внутренний план ее осу- ществления. К структурнымэлементам деятельности относятся: отдель- Ная деятельность, действия, операции. Это реализация деятельности, внешний план ее осуществления. Оба эти плана деятельности состав- ляют ее психологическое содержание. (Приложение№ 1) Источником активности человека, егодеятельности выступаютмно- гообразные потребности. Потребности человека – это переживание Нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и 3 8 Развития его личности. Потребность побуждает человека к активности. В ходе поисковой деятельности происходит встреча потребности с ее Предметом, опредмечивание потребности. В этом акте рождается мо- Тив, который и определяется как предмет потребности. Акт опредме- Чивания меняет и потребность. Она становится определенной, Потребностью именно в данном предмете. Добавим, что на основе од- Ной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным Деятельностям, то есть, одна и та же деятельность может определяться Разными мотивами, отвечать различным потребностям. Мотив побуж- Дает человека к постановке цели (образ желаемого результата), кото- Рая требует выполнения действий, направленныхна получениепредмета, отвечающего мотиву и удовлетворяющего потребность. Действие – основная единица анализа деятельности. По определению действие –
|