Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея триединства






Самым крупным и продуктивным научно-исследовательским институтом в области организации труда и управления был Центральный институт труда (ЦИТ)1. Уже в январе 1921 г. в выступлении на Первой Всероссийской конференции по НОТ А. К. Гастев поставил вопрос о необходимости создания «научно-боевого центра по организации труда», который должен, по его мнению, преобразовать всю произ­водственную жизнь России 2. Деятельность такого центра, считал А, Гастев, должна развиваться по четырем основным линиям: технической, хозяйственно-экономиче­ской, психической и педагогической3. В мае 1921 г. было принято решение о создании ЦИТ при ВЦСПС, а 24 августа 1921 г. постановлением Совета труда и обороны за подписью В. Ленина были определены задачи и методы работы ЦИТа 4.

Руководителем института был назначен выдающийся теоретик и практик науч­ной организации труда и управления производством, крупный общественный дея­тель Алексей Капитонович Гастев (1882-1941). Перу А. Гастева принадлежит свыше 200 монографий, брошюр, статей. Некоторые его работы были переизданы в 1970-е годы5. И все же внимание, уделяемое сегодня этому выдающемуся пионеру научного менеджмента, явно недостаточно6. Что же касается созданной им научной школы, в которую входили такие замечательные ученые, как Б. Ба-бин-Корень, Н. Беркштсйн, А. Бружес, М. Журавлев, К. Кекчеев, Ф. Кутейщиков, А. Лабутин, Н. Левитов, А. Михайлов, М. Пиолунковский, В. Перцов, Е. Саломоно-вич, Д. Хлебников, М. Фсстаи др., то она, по существу, остается неизвестной.

Следует подчеркнуть, что Президиум ВЦСПС поступил весьма дальновидно, на­значив директором ЦИТа А. Гастева. Под его руководством институт быстро превратился в ведущий исследовательский, учебный и практико-рационализатор-ский центр России в области научной организации труда и управления, получив­ший широкие полномочия и права, такие, например, как право непосредственного обращения в правительство, право созыва всероссийских съездов для координа­ции работ по НОТ в общегосударственном масштабе и др.7

Посетивший ЦИТ немецкий профессор Монрой, как уже отмечалось, записал в книге отзывов: «В Западной Европе до сих пор не существует такой комбинации исследовательского и педагогического учреждения»8. А если к этой комбинации присовокупить и третью составляющую - консультационно-рационализаторскую деятельность ЦИТ, можно сказать, что А. Гастеву и его соратникам удалось сделать одну из наиболее ценных находок в истории мировой организационно управленческой мысли, а именно - сформулировать и опробовать на практике идею триединого механизма развития научного менеджмента. В этой «три-единости», как показала жизнь, и состоит залог прогресса науки управления. «Невнимание или даже выпадение одного из компонентов, — справедливо отме­чал еще четверть века тому назад известный специалист в области менеджмента Г. X. Попон, существенно ослабит или даже вообще исключи'! возможность создания и развития теории управления»9.

Структура ЦИТ была максимально приспособлена к осуществлению перечислен­ных функций. Научно-изыскательская работа была сосредоточена в таких лабо­раториях, как фотокинолаборатория, фиксировавшая трудовые движения рабочих; техническая лаборатория, занимавшаяся усовершенствованием и изобретением средств труда; биомеханическая, физиотехническая и психотехническая лаборато­рии, изучавшие трудовые движения человека, обмен энергии, утомляемость, темп работы; педагогическая лаборатория, вырабатывавшая методику быстрого и на­дежного обучения рабочих и администраторов; социально-инженерная лаборато­рия, сосредоточившая свои усилия на изучении как отдельных производственных операций, так и управленческих процессов. Эта последняя стала идейным центром Консультационногоотдела ЦИТ, занимавшегося организацией опытных и орга-станций при различных учреждениях и предприятиях, осуществлявших практико-рационализаторскую работу.

По поводу учебной функции ЦИТ отметим, что при институте были одновремен­но открыты следующие курсы:

• инструкторов производства («И»);

• промышленных администраторов («А»);

• промышленных бухгалтеров («Б») 10.

Так был создан и «запущен и эксплуатацию» первый и самый мощный в стране центр научного менеджмента. Мы не будем останавливаться на материально-финансовых затруднениях, сопровождавших работу ЦИТ, особенно на этапе его организации, когда хозяйственное оборудование института было «равно нулю», а «каждый ключ стоил огромных путешествий, каждый стол требовал докладов и мытарств» 11. Рассмотрим теоретические воззрения коллектива ЦИТ во главе с А. Гастевым.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал