Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. Каннегиссер. Авторитет руководителя
Весьма поучительны мысли о стиле руководства и этике взаимоотношений видного российского экономиста — И. Каниегиссера, долгие годы работавшего директором одного из крупнейших заводов России. В частности, интересно положение, выдвинутое автором и сохраняющее свою актуальность в обозримом будущем: у руководителей не должно быть «любимцев». В случае разногласия или споров между служащими решение со стороны начальника должно быть беспристрастным и проводиться с полной последовательностью и настойчивостью. Следует иметь в виду, что только справедливость может внушить доверие подчиненным, тогда как пристрастие к «фаворитам» неизбежно влечет за собой неприязненное отношение и к руководителю, и к руководимому им делу53. Развивая это положение, И. Каннегиссер с возмущением писал о тех руководителях, которые подчас вводят в обычай или даже только терпят систему доносов, осведомительства, взаимной слежки подчиненных, полагая при этом, что так легче будет избежать злоупотреблений и установить надежный контроль. Это глубокое заблуждение. Такая система сеет лишь взаимное недоверие, рознь в коллективе, что, естественно, не способствует согласованной дружной работе. Путь должен быть принципиально иным. Руководитель должен создавать такие условия, при которых злоупотребления невозможны или быстро обнаруживаются, и в случае, если кто-нибудь считает себя обиженным или замечает неисправность коллеги, он должен заявить об этом открыто. В коллективе должна быть сформирована обстановка гласности. И если известно, «что при добросовестной жалобе не будет допущена репрессия с чьей бы то ни было стороны, что всегда производится нелицеприятный разбор дела, то никто не будет ни стесняться, ни опасаться открыто говорить о замеченных ошибках, и осведомленность начальника будет лучше и точнее»54. Руководитель коллектива должен быть социальным лидером. Требуя от подчиненных порядка и дисциплины, он обязан заботиться о том, чтобы условия жизни и труда соответствовали их материальным и духовным потребностям. Особое значение И. Каннегиссер придавал фактору «уверенности в прочности положения», ибо там, где состав постоянно меняется, «работа не может идти дружно и производительно»55. Рассматривая вопрос о служебной карьере и кадровых перемещениях, И. Каннегиссер продолжал и развиал мысль о недопустимости «любимчиков». «При повышениях по службе, - писал он, — необходимо обязательно выбирать достойных того и, кроме действительной заслуги и соответствия назначению, никоим образом не допускать других мотивов повышения. Всякий фаворитизм возбуждает зависть, неудовольствие и упадок рвения со стороны тех, кто считает себя обойденным* '". Вряд ли возможно оспорить этот тезис автора. Другой чрезвычайно важный тезис И. Каннегиссера — каждый руководитель Очень важно, чтобы руководитель обладал «быстрым умом», хорошей реакцией, позволяющей «скоро решать вопрос», так как нередко быстрота решения бывает важнее, чем нахождение идеального из нескольких возможных решений после продолжительных исканий. В реальной Производственной жизни часты ситуации, к которым вполне применима поговорка Петра Великого: «Промедление времени смерти подобно». И если даже один раз из десяти такой руководитель ошибется, все же это менее ущербно, чем правильное принятие всех десяти решений через продолжительное время. Конечно, оговаривался автор, бывают чрезвычайно серьезные вопросы, требующие продолжительного изучения и тщательного обследования. Решать подобные вопросы без коллективного, внимательного обсуждения по меньшей мере легкомысленно. Но текущие проблемы будничной трудовой жизни обычно должны решаться оперативно. Важная черта хорошего руководителя — умение, не стесняясь, признать свою ошибку. Попытка, продиктованная чувством ложного стыда, свалить ее на другого гораздо больше подорвет его авторитет, чем сам факт ошибки. Другое важнейшее качество — глубокое знание руководимого объекта. Разумеется, писал И. Каннегиссер, если производство разнообразно, директор не может, да и не должен быть специалистом «по всем частям». Более того, это позволит ему быть свободным от таких типичных недостатков, как односторонность и мелочность. Но общие технические знания в данной отрасли и широкий кругозор руководителю необходимы, «так как иначе ему трудно будет следить за ходом дела и судить о нем»58. То же обстоятельство, что он знает что-нибудь специальное хуже своих сотрудников, не должно его стеснять. В таких случаях руководителю не следует пренебрегать случаем выслушать совет и даже поучиться чему-либо даже у простого рабочего. Абсолютно необходимы, по мнению И. Каннегиссера, и такие качества руководителя, как безукоризненная честность и правдивость: «Где нет убеждения в честном отношении начальника к делу и к подчиненным, там не может явиться у последних преданность интересам предприятия»59. В сочетании с твердостью, сердечностью и доброжелательностью в отношениях с сотрудниками, это качество обеспечивает руководителю незыблемый авторитет. Создав надлежащую обстановку в трудовом коллективе, руководитель тем самым создает вокруг себя то, что С. Стрельбицкий назвал «автоматизмом управлениям. «Работает система, — писал он, — и таким образом ход дела перестает зависеть от " головной боли" или отсутствия настроения у того или иного работника по управлению. Кроме того — дело не несет ущерба в случаях выбытия того или другого работника (в особенности в области " души" дела — управления): стоявший рядом с выбывшим в состоянии продолжать его дело»60. Размышления С. Стрельбицкого об «автоматизме» управления представляют большой интерес. Любопытно, в частности, его утверждение о том, что свидетельством достигнутой системой управления идеальной высоты автоматизма может явиться возможность безболезненного выбытия из коллектива самого руководителя па продолжительное время. Современные эксперименты, проведенные в США, подтверждают правильность мысли отечественного автора. Таким образом, авторы социальной концепции управления сформулировали достаточно интересные положения, в значительной мере не потерявшие своей актуальности и сегодня. К сожалению, на рубеже 20-30-х годов утвердился иной, жестко авторитарный стиль руководства, стиль, против которого всем своим существом была направлена концепция «человеческих отношений».
|