![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивы объединения компаний
Более 80% компаний, участвовавших в слияниях последней волны, важнейшей причиной объединений считают рост; второе место с большим отставанием занимает снижение издержек за счет экономии на масштабах. Возможность достижения значительных выгод за счет расширения рамок деятельности и масштабности является одной из причин увеличения размера сделок. Все чаще в этих случаях применяются термины «синергия» и «синергетический эффект». Синергия (oi греч. synergos — совместно действующий) — это возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта, эмерджентности [43], т.е. когда 1 + 1 > 2. Существует и ряд других мотивов объединения компаний (рис. 6.1) [9]. Синергетического эффекта можно достичь посредством: ■ экономии, обусловленной масштабами деятельности (сокращение издержек производства на единицу продукции.за счет совместного выполнения маркетинговых, сбытовых, рекламных, учетных функций и т.д.); ■ использования взаимодополняющих ресурсов партнера;
Рис. 6.1. Основные мотивы слияния и поглощения компании
■ экономии на трансакционных издержках (транспортные, рекламные расходы и т.д.); ■ увеличения рыночной доли и снижения конкуренции (эффект монополии), возможности вести ценовую конкуренцию; ■ совместного проведения НИОКР (устранение дублирования научных разработок и их совместное использование). Помимо синергетического эффекта компании стремятся использовать и другие преимущества объединения. Важным мотивом является повышение эффективности управления, которое достигается выдвижением на управленческие позиции более талантливых и мотивированных менеджеров. Этот мотив перекликается с желанием руководителей компаний повысить свой политический вес. Наличие избыточных средств побуждает компании к расширению своей деятельности в других сферах и отраслях, т.е. к использованию диверсификации. Этот мотив связан с надеждами на изменение структуры рынков и отраслей. Наличие у компании налоговых льгот также является побудительным мотивом к ее покупке. Наконец, существуют и чисто финансовые мотивы. Можно купить большую компанию и, продав ее по частям, получить прибыль. Приобретение уже существующей, успешно работающей компании иногда выгоднее, чем создание новой (возможна значительная разница между рыночной и балансовой стоимостью компании). Возможны и другие мотивы. Например, компании развивающихся стран часто объединяются с целью защиты от иностранных конкурентов, желающих проникнуть на рынок их страны.
|