![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Слияние автомобилестроительных компаний Daimler Benz и Chrysler
Большое число международных сделок по слияниям и поглощениям во второй половине 90-х годов XX столетия было совершено в автомобилестроительной отрасли. Если в начале 90-х годов этот сектор довольно четко делился на американский (представленный детройтскими компаниями «Большой тройки» General Motors, Ford Motor 'и Chrysler), японский и европейский, то уже спустя несколько лет компании начали сотрудничать и объединяться. Основными причинами объединения автомобилестроительных фирм стали высокая капиталоемкость отрасли и снижение прибыльности производства. Первым глобальным слиянием стало объединение Daimler Benz (Германия) и Chrysler (США). Седьмого мая 1998 года эти две компании объявили о создании первого в истории мидового автомобилестроения суперколосса DaimlerChrysler AG с оборотом 130 млрд дол. и чистой прибылью 4, 6 млрд дол. Сумма сделки оценивалась экспертами в 40 млрд дол., ее финансирование осуществлялось путем обмена пакетами акций из расчета две ценные бумаги Chrysler за одну Daimler. В результате акционерам Chrysler принадлежит 43% капитала новообразованной структуры, а акционерам Daimler— 57%, что автоматически превратило DaimlerChrysler в германскую компанию и позволило ей воспользоваться преимуществами, предоставляемыми для таких сделок налоговым законодательством Германии и местной системой бухгалтерского учета. Новая компания имеет две штаб-квартиры — в Штутгарте (Германия) и Оберн-Хиллз (США, штат Мичиган). Эта сделка ознаменовала вступление отрасли в эру ускоренной консолидации. Объединив свой производственный потенциал, Daimler u Chrysler только сделали серьезную заявку на лидерство в отрасли, но и обрели значительную финансовую мощь. В схватке за передел мирового авторынка DaimlerChrysler выглядела весьма внушительно: концерн располагал производственной базой на четырех континентах, совокупные активы составляли 120 млрд дол. Следует подчеркнуть, что оба партнера и до заключения сделки чувствовали себя довольно уверенно и занимали отнюдь не самые последние места в мировом автомобильном рейтинге. Зачем же компании решили объединиться? У руководства той и другой компании не вызывала сомнений способность каждой из них и в дальнейшем успешно действовать на своих региональных рынках сбыта, но шансы стать в одиночку по-настоящему серьезным конкурентом на мировой арене в условиях перепроизводства и затяжного кризиса в Азии были бы весьма невелики. Обе компании стремились получить большие преимущества от интеграции. Ассортимент продукции компаний практически не совпадал. Автомобили класса «люкс» Mercedes-Benz и более демократичные модели Chrysler сбывались в разных рыночных нишах. Chrysler была сильна в производстве мини-вэнов, приносящих немалую прибыль пикапов и спортивно-прогулочных машин; козыри Mercedes — седан класса «Е» и родстер SLK. Единственные конкурирующие аналоги — Jeep Grand Cherokee и модели Mercedes класса «М». Обе компании решили воспользоваться преимуществами друг друга. Daimler ' решила стать производителем широкого диапазона автомобилей: производить небольшие автомобили, обладающие большой мощностью, выйти на рынок с сильными продуктами в классе минивэнов и джипов. Daimler уже начала выпуск новой модели Smart car. Chrysler планировала, воспользовавшись международным влиянием Mercedes, возродить производство автомобилей для массового рынка. География сбыта. Каждая компания была сильна в том регионе, где позиции партнера были слабы. Chrysler 93% доходов получала от продаж в Северной Америке, a Mercedes-Benz 63% сбыта осуществляла в Европе. Обе компании стремились упрочить свои позиции на основном рынке сбыта партнера и объединить усилия по проникновению на перспективные рынки развивающихся стран. Диверсифицированная, взаимодополняющая производственная база участников сделки являлась солидной основой для дальнейшего расширения сбыта, прежде всего за счет освоения тех перспективных рынков, закрепиться на которых каждой компании по отдельности так и не удалось. Daimler стремилась вывести на рынок Латинской Америки и Азии свою продукцию. Выпускаемые Chrysler недорогие модели легковых автомобилей вполне могли помочь Daimler проникнуть на рынки развивающихся стран. В целях реализации стратегии освоения азиатского рынка DaimlerChrysler приобрела в 2000 году 34% акций японской фирмы Mitsubishi Motors. Компания декларировала, что она не собирается превращаться в массового производителя дешевой автопродукции и вполне сознательно не нацеливается на рыночные ниши, не отвечающие высокому классу изготавливаемых ею автомобилей. Использование преимуществ партнера. С помощью инженеров Daimler компания Chrysler планировала поднять качество своих автомобилей на более высокий уровень. Надежные и эффективные дизельные двигатели Daimler позволят усилить шансы субкомпактов и мини-вэнов Chrysler на успешный сбыт в Европе и во всем мире. Со своей стороны Chrysler предложила партнеру услуги прекрасно налаженной, лучшей в отрасли сети поставщиков. Уникальная система привлечения поставщиков неоднократно помогала компании выжить в критических финансовых ситуациях. До объединения Daimler придерживалась в отношениях со своими поставщиками тактики «выкручивания рук», что обеспечивало ей снижение цен на закупаемые комплектующие и узлы. В производстве автомобилей Сhrysler приблизилась к легендарному стандарту Toyota. В данном случае у Daimler появилась возможность изучить производственные приемы Chrysler. Объединив усилия, обе компании получили солидную экономию как в части складирования, так и логистики готовых автомобилей и запчастей, причем и в Европе, и в США. Компании намеревались совместно совершенствовать базовые технологии и наладить собственное унифицированное производство ряда элементов обустройства и отделки салонов (систем кондиционирования воздуха, дверных замков), а также реализовать проекты в других секторах бизнеса (авиастроении, вооружении, финансовой сфере и сфере информационных услуг). Процесс объединения компаний занял полтора года. В начале 2000 года было объявлено о завершении интеграционных процессов. Несмотря на определенные положительные результаты, эксперты назвали этот союз не совсем успешным. Подразделения Chrysler продолжают испытывать финансовые затруднения. Интеграционные процессы протекают значительно медленнее, чем ожидалось. Как и предполагали эксперты, большой проблемой для объединенной компании стало столкновение корпоративных культур и стиля ведения бизнеса. Под воздействием жестких мер по реорганизации, потребовавшихся в свое время Chrysler для того, чтобы отвести от себя угрозу банкротства, в компании сформировалась совершенно особая корпоративная культура с присущей ей оперативностью в разработке новых моделей, гибким производством и новаторскими традициями в дизайне. Daimler же больше тяготеет к консервативной, строго иерархической манере управления и известна склонностью конструкторов придерживаться в основном строго заданных классических форм. Значительной оказалась и разница в оплате труда работников равных категорий: в Chrysler она была в несколько раз выше, чем в Daimler. Это также вызвало негативные последствия. Руководители компаний Юрген Шремп {Daimler) и Роберт Итон {Chrysler) также не смогли совместить различные стили руководства. В результате Итон был вынужден покинуть компанию. Подводя некоторые итоги этого объединения, отметим, что в объединенной компании работает 365, 6 тыс. человек, в том числе 191, 6 тыс.— в Германии, 101, 4 тыс.— в США, остальные — в других странах. Операционная прибыль DaimlerChrysler за 2003 год составила 5, 7 млрд евро (в 2002 году операционная прибыль составила 6, 9 млрд евро). Чистая прибыль составила в 2003 году 0, 45 млрд евро (в 2002 году — 0, 56 млрд евро). Оборот концерна в 2003 году составил 136, 4 млрд евро против 186, 4 млрд евро в 2002 году. В 2003 году компания продала 3, 82 млн легковых автомобилей (в 2002 году — 3, 98 млн автомобилей). Снижение основных показателей деятельности компании объясняется общими тенденциями стагнации в мировой автомобилестроительной отрасли и низкой прибыльностью операций подразделений Chrysler. DaimlerChrysler провозглашает стратегию сокращения расходов во всех сферах деятельности компании. Основной акцент делается на подразделения Daimler и Chrysler, которые должны объединить усилия в разработке машин, закупках материалов и маркетинге. В стратегии развития компании DaimlerChrysler предусмотрено в ближайшие пять лет инвестировать более 50 млрд евро в разработку 64 новых моделей автомобилей.
Вопросы для самопроверки Что такое слияние компаний и в каких формах оно может осуществляться? Чем сделки по слияниям компаний отличаются от поглощений? Проанализируйте сделки по слияниям и поглощениям в историческом аспекте. Каковы отличительные черты сделок по слияниям компаний последней волны (вторая половина 90-х годов XX столетия)? Какие основные типы объединений используют компании? Какие цели преследуют компании при объединении? Каковы основные причины неудачных слияний? Какие цели преследовали автомобилестроительные компании Daimler Benz и. Chrysler при объединении и каковы последствия проведенной сделки? Литература 1. Владимирова И.Г. Организационные формы интеграции компаний// Менеджмент в России и за рубежом.— 1999.— № 6.— С. 113—129. 2. Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний//Менеджмент в России и за рубежом.— 1999.— № 1.— С. 17—25. 3. Международный менеджмент. Учебник для вузов/Под ред. СЭ. Пи-воварова, Д.И. Баркана, JI.C. Тарасевича, А.И. Майзеля.— СПб.: Издательство «Питер», 2000.— 624 с, ил. 4. Минго Дж. Секреты успеха великих компаний (52 истории из мира бизнеса и торговли)/Пер. с англ.— СПб., 1995.—264 с. (Серия «Бизнес без секретов»). 5. Управление современной компанией: Учебник/Под ред. Б. Миль-нера, Ф. Лииса.- М.: ИНФРА-М, 2001.- XVIII.- 586 с.
|