Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 7. Стратегические альянсы
Стратегические альянсы 7.1. Стратегические альянсы как перспективная форма интеграции компаний Одной из особенностей развития мировой экономики в последнее десятилетие XX — начале XXI века стало интенсивное формирование стратегических альянсов. Это такая организационная форма экономической кооперации компаний, при которой каждая из участвующих сторон заинтересована в осуществлении взаимовыгодного сотрудничества, выступает равноправным партнером и вносит конкретный вклад в достижение общего результата, сохраняя при этом свою самостоятельность и независимость. Процессы глобализации конкурентной борьбы обусловили необходимость поиска новых стратегических подходов во взаимоотношениях компаний. Достичь успеха в одиночку становится довольно трудно. Поэтому установление деловых партнерских отношений, т.е. создание альянсов, между компаниями стало сегодня одной из самых популярных организационных стратегий. Компании стремятся получить выгоду от синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов друг друга. На фоне усиливающихся процессов глобализации и обострения конкуренции особый интерес представляют международные стратегические альянсы, в которых участвуют компании разных стран и часто бывают задействованы различные по своей сути экономические интересы. Организационные формы объединения компаний, значительно различающиеся по степени интеграции их участников, прошли исторический путь развития от концернов и семейных групп в начале века до стратегических альянсов в настоящее время. Примечательно, что вновь возникающие организационные формы не вытесняют предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их, т.е. происходит расширение многообразия форм. Характер взаимосвязей компаний становится все более сложным и тонким, особенно если учитывать возможность кооперации интегрированных структур. Стратегические альянсы — это более гибкая по сравнению со слияниями и поглощениями форма интеграции компаний. Образование альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии. Именно поэтому они заняли прочное место в международном и национальном бизнесе. Первые альянсы компаний как форма кооперации появились в XIX веке в нефтяной отрасли. В 1870 году Джон Рокфеллер создал первые в истории нефтяной индустрии совместные предприятия, занимавшиеся разведкой нефти. В последующие годы нефтяные компании расширили сферы сотрудничества, приступив к совместной эксплуатации трубопроводов, нефтехранилищ и нефтеочистительных мощностей. Основными целями этих объединений являлись снижение рисков и получение эффекта от масштаба бизнеса. Стратегические альянсы оказались в центре внимания компаний в 80-х годах XX века. Именно в эти годы для компаний весьма актуальным стал вопрос поиска форм сотрудничества друг с другом с целью минимизации общих издержек. В этот же период заметно активизировались и процессы слияний и поглощений. Однако многие из них оказались неудачными и принесли объединенным компаниям немало проблем. Ведущие компании пришли к выводу, что слияния и поглощения слишком дорога и предполагают окончательное решение судьбы конкретных компаний, что далеко не всегда соответствует стратегическим интересам участников таких объединений, в то время как альянсы при сравнительно невысоких издержках уже стали приносить вполне ощутимую выгоду, охватывая 90—-95% сбытовых операций компаний-производителей и 20—30% их контактов с поставщиками и подрядчиками [32]. С середины 80-х годов число стратегических альянсов в мире ежегодно возрастало более чем на 25% [71]. В США, например, с 1986-го по 1995-й год число совместных предприятий, представляющих одну из самых распространенных форм альянсов, возросло более чем в четыре раза [73]. В 1995 году 6% всех доходов, получаемых 1000 крупнейших компаний США, приходилось на альянсы, что в четыре раза превысило показатель 1987 года [74]. Создание альянсов активно продолжается и в настоящее время. Альянсы позволяют компаниям компенсировать свои слабые стороны и создать конкурентные преимущества участников на пути реализации их стратегических целей. Основными чертами этой мягкой, «продвинутой» формы кооперации являются: ■ договорные отношения, которые заменяют слияние капитала и освобождают компании от необходимости инвестировать средства на приобретение новых компаний; ■ договорные обязательства, которые заменяют организационную структуру собственности, поскольку члены альянса остаются юридически самостоятельными. При этом они действуют на рынке как единое целое и не подпадают под антимонопольное законодательство и под законодательство по защите свободы конкуренции. В создании альянсов присутствуют как конструктивные, так и деструктивные факторы. К конструктивным факторам следует отнести эффект синергии от использования конкретных преимуществ партнеров. Вместе с тем через альянс компании стремятся укрепиться на рынке, вытеснить партнера по альянсу с рынка. Это, безусловно, деструктивный фактор, который зачастую приводит к тому, что более половины альянсов распадаются, не реализовав намеченные цели и не преодолев возникающих на пути их развития трудностей. Основными причинами распада альянсов являются: ■ сложность определения четких целей объединения; ■ трудности в управлении и координации интересов участвующих сторон; ■ проблемы контроля за работой альянса; ■ возможность невыполнения партнером своих обязательств; ■ ошибки или неудачи одного из участников, приводящие к нанесению серьезного ущерба имиджу альянса в целом; ■ опасность утечки информации через сотрудников фирмы-партнера; ■ проблемы выбора критериев оценки эффективности работы альянса и подведения результатов его финансовой деятельности. Стратегические альянсы в международном бизнесе усиливают процессы концентрации и централизации капитала и придают им гибкую форму, позволяют крупнейшим компаниям наращивать мощь за счет согласования и объединения их усилий по приращению мировых рынков и устранению более мелких и слабых конкурентов. В связи с этим встает проблема монополизма. За счет объединения усилий в рыночной сфере крупнейшие компании получают монопольные преимущества на национальных и международных рынках. При этом компании, вступившие в альянс, зачастую не могут быть привлечены к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Однако критики из числа руководителей отдельных организаций и обществ выступают в защиту потребителей, поскольку монопольные позиции таких альянсов позволяют диктовать цены и сводят на нет усилия других конкурентов.
7.2. Цели создания альянсов Стратегический альянс — это коалиция двух или более компаний для достижения стратегически существенных взаимовыгодных целей и задач. Эти цели и задачи могут носить экономический и (или) политический характер и не имеют временных границ. Взаимная выгода не предполагает равенства доходов, а означает, что все участники альянса получают прибыль от участия пропорционально сделанным вкладам. Кроме того, стабильность альянса является прямым следствием этих выгод, перевешивающим эффективность других возможных действий. Основными мотивами вступления в альянсы являются: ■ достижение экономии на масштабах производства; ■ совместное использование производственных мощностей;» снижение рисков в деятельности; ■ получение доступа на рынок друг друга; ■ передача технологий, знаний, ноу-хау; и проведение совместных исследований; ■ обучение персонала; ■ совместная разработка и производство технически сложных изделий. Основные цели участников международных альянсов представлены на рис. 7.1. Стратегические альянсы упрощают доступ на другие рынки, сокращая барьеры на этом пути, повышая уровень конкуренции и принося выгоду участникам альянса. Растущая конкуренция заставляет в ином свете представить конкурентов, поскольку они, как правило, имеют одинаковые рыночные интересы, технологии и товары. Это сходство создает альянсам большие преимущества в конкурентной борьбе. Стратегические альянсы могут оказать положительное воздействие на все аспекты конкурентоспособности компании. К таким аспектам относятся цены и экономические показатели, доступ
Рис. 7.1. Уели участников международных альянсов
доступ на рынки и к ресурсам, применение новых технологий, способность к росту, организационная форма объединения всего этого и необходимые финансовые ресурсы. Чтобы найти способ повышения конкурентоспособности, необходимо определить, какое объединение ресурсов компаний будет наилучшим образом отвечать требованиям потребителей. Например, при разработке и внедрении нового изделия на рынок важнейшее значение имеет фактор времени. Альянс с разработчиками компонентов изделия позволит сэкономить время на разработку и внедрение изделия на рынок и значительные средства. Альянсы упрощают процесс создания новых изделий и единых стандартов для них, позволяют проводить совместную рекламу с меньшими затратами для каждого участника альянса. Кроме того, они облегчают доступ к ресурсам. Ведь конкуренция в сфере экономики превратилась в соревнование команд, а не одиночек. Чтобы получить больше возможностей для активных действий на рынке, разумно рассматривать другие компании в качестве потенциальных членов команды. Некоторые виды деятельности становятся более эффективными, если проводятся в больших масштабах. Альянс обладает более высоким качественным потенциалом, поскольку распределение операций между партнерами позволяет каждой компании сконцентрироваться на том, что она делает лучше. Сотрудничество в рамках альянса решает и вопросы разработки высоких технологий, которые не под силу решить одной компании. Технологии развиваются за счет сочетания потребностей рынка и научных разработок. Альянсы могут способствовать уменьшению степени риска посредством распределения ответственности за инвестиции между партнерами при новых разработках. Цели, ради которых компании вступают в стратегические альянсы, существенно различаются. Так, General Motors использовала альянсы для преобразования своего бизнеса, создав обширную сеть связей с автомобильными компаниями и поставщиками в Европе и Азии, а также в Северной Америке. Одни альянсы были созданы в целях улучшения продвижения продукции на зарубежный рынок, другие — для обмена технологиями, третьи были направлены на обновление ассортимента General Motors, четвертые предполагали изучение производственных методик. У компании Toshiba также большое число стратегических партнеров. Со шведской компанией Ericsson создан альянс с целью совместной разработки нового оборудования средства связи, с Sun Microsystems — портативных модификаций рабочих станций; с компаниями IBM и Siemens — чипов большого объема памяти; с подразделениями компании Time Warner реализуется совместный проект по разработке новой интерактивной кабельной телевизионной технологии. Примерами стратегических альянсов могут также служить соглашения между IBM и Mitsubishi и альянс IBM и Apple. Исторически компании развитых стран, ориентированные на экспорт, искали возможности сотрудничества с компаниями менее развитых стран, чтобы импортировать и продвигать на местные рынки свою продукцию. Ведущие международные компании разных стран создают международные стратегические альянсы. Это позволяет им усилить свои возможности по обслуживанию целых континентов и активно влиять на развитие процесса глобализации мировой экономики. Некоторые компании создают целые сети альянсов.
|