Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трансформация управления в компаниях
Начало нового тысячелетия ознаменовалось дискуссией о том, какими будут компании: какие они будут проповедовать ценности, ставить перед собой цели, как они будут устроены. Большинство ученых соглашаются с тем, что значительные изменения произойдут в организационных структурах компаний. Уйдут в небытие такие реалии, как иерархическая лестница армейского образца, обширные офисы компаний, большие трудовые коллективы. Компании станут подвижными, безграничными и нематериальными. Международные корпорации останутся лишь торговыми марками, «крышей», объединяющей в виртуальные коллективы тысячи внештатных специалистов, постоянно передвигающихся как по странам, так и по просторам Интернета. Общение между ними будет происходить посредством электронной почты. С развитием глобальной экономики компаниям, работающим по правилам и в соответствии с традициями одного региона, придется приспосабливаться к особенностям других регионов. Все больше отраслей будет работать с информацией, а не с материальными объектами. А компании, выросшие на технологиях и традициях прошлого века, будут вынуждены заново пройти весь путь к успеху. Известный ученый в области менеджмента Питер Друкер предсказывает изменения принципиальных основ деятельности компаний. Он считает, что произойдет переход от компаний, базирующихся на рациональной организации, к компаниям, базирующимся на знаниях и информации. Вступление человечества в новую стадию своего развития — в эпоху построения информационного общества — предъявляет соответствующие требования к проектированию компаний, формированию структур управления, объединению или разделению их функций. Компании постепенно будут отказываться от узкой функциональной специализации. Особое значение приобретут многочисленные горизонтальные связи на различных уровнях иерархии. Компании будут иметь квазииерархические структуры. Изменятся не только сами компании, но и традиционные связи между ними и их взаимоотношения, что повлечет возникновение компаний «без границ», сетей компаний. Более предпочтительными будут не крупные централизованные компании, а ряд мелких с гибкими специализированными формами труда. Значительно сократится число иерархических уровней управления в компаниях. Все большее значение в структуре управления компаниями будут приобретать центры прибыли — автономные подразделения, стратегические центры хозяйствования с большей степенью самостоятельности и ответственности за свою деятельность. Ведущие позиции займут венчурные компании (компании рискового капитала), которые станут нововведенческими центрами в крупных компаниях. Внутри организаций будут формироваться творческие команды, способные решать весь комплекс поставленных перед ними проблем. Глобализация бизнеса, формирование стратегических альянсов, сетей из компаний, информационные сети позволят использовать специфические рыночные возможности, что недоступно отдельно взятым компаниям. Закономерным является вопрос о том, по каким критериям будет оцениваться деятельность компаний. В настоящее время наличие обширных физических активов не всегда повышает значимость компании. Интернет-компании и производители программного обеспечения (как, например, корпорация Microsoft) имеют баснословную рыночную стоимость и довольно мало реальных активов, таких, как заводы, механизмы, сложные машины. А автокорпорация General Motors богата физическими активами, но ее рыночная капитализация существенно ниже, чем у Microsoft. В будущем большее значение для стоимости корпорации приобретут такие нематериальные активы, как изобретательность дизайнеров (например, у корпорации Inter), профессионализм программистов (как в случае с Sun Microsystems), опыт маркетологов (как у Procter & Gamble) и даже мощь внутренних ресурсов (как в случае с Southwest Airlines). Что же касается размеров компаний будущего, то они будут самыми разными, даже несмотря на большую специализированность. Размер компании имеет значение даже в условиях Интернет-экономики. В отраслях, базирующихся на сети компаний, например, в сферах программного обеспечения, развлечений или маркетинга схожих товаров, когда сходство с известным продуктом одной компании позволяет популяризировать товар другой, требуется, чтобы начинающие компании быстро достигали критической массы. Поэтому венчурный капитал все чаще направляется на развитие новых компаний. Основными видами компаний будущего будут горизонтальные и сетевые компании.
|