Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сетевые компании
В основе построения сетевой организации лежит принцип организационного сотрудничества между потенциальными ресурсами, компаниями и группами компаний. Стратегия сетизации заключается в том, что компания перестает сама заниматься какими-то направлениями и передает их внешним пользователям. Например, маркетинговые исследования, обеспечение сырьем и материалами, составление бухгалтерской отчетности, подбор кадров и повышение их квалификации, послепродажное обслуживание продукции могут быть переданы специализированным компаниям. Это явление получило название аутсорсинга (от англ. outsourcing — процесс получения чего-либо из внешних источников). Таким образом, компания может освободиться от многих видов деятельности и сконцентрировать все ресурсы на приоритетных для себя областях специализации и собственных уникальных процессах. Уникальными для компании являются те области, которые могут создавать ей конкурентные преимущества. Прежде всего к ним следует отнести научно-технические разработки и производственный процесс. Сетевая структура означает распределение основных функций между отдельными подразделениями и компаниями. Координация действий осуществляется небольшим центральным офисом. Главное отличие такой структуры в том, что основные операции, такие, как производство, разработка новой продукции, сервис, бухгалтерский учет, выполняются отдельными компаниями (подразделениями) по контракту или согласно какой-либо другой договоренности. Связь центрального офиса с данными компаниями (подразделениями), как правило, осуществляется с использованием электронных средств и глобальной сети передачи данных. Революционность такого подхода к организации бизнеса состоит уже хотя бы в том, что, полагаясь на привычные определения и понятия, трудно представить, что из себя представляет и где именно находится подобная компания. В качестве примера можно привести компанию, занимающуюся разработкой программного обеспечения. К разработке различных частей крупного программного продукта (ядро, оболочка), как правило, привлекают команды со всего мира. Крупные промышленные компании, специализирующиеся на выпуске электронной аппаратуры и компьютеров, такие, как Compaq и IBM, прежде полностью выполнявшие самостоятельно весь цикл разработки и производства техники, теперь заказывают по своим чертежам и технологическим картам изготовление аппаратуры азиатским компаниям. Так им удается снизить себестоимость своей продукции и легче выдерживать конкуренцию с производителями более дешевых аналогов. Компаний, передающих производство на контрактной основе внешним исполнителям, т.е. оболочечных компаний, становится все больше. Такие компании сами занимаются трансакционными составляющими бизнеса: определением объемов производства и сбыта, ассортимента продукции. Самой первой компанией, которая в ходе расширения и глобализации бизнеса применила модульную структуру и добилась оглушительного успеха, стала Nike — лидер американского рынка по производству и продаже спортивной одежды и инвентаря (рис. 8.1) [81. С. 176].
Рис. 8.1. Укрупненная структура сетевой организации компании Nike Сетевая (модульная) компания представляет собой костяк, окруженный гибкой сетью наилучших поставщиков необходимых услуг, которые как модули в конструкторе могут быть задействованы (исключены) по мере необходимости. Сети из компаний могут быть представлены двумя организационными моделями: 1) сеть, формирующаяся вокруг крупной компании. Крупная компания является ядром сети, собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение отдельных видов деятельности. Крупная компания является головным заказчиком и занимает доминирующее положение в деловых операциях. Совершенно очевидно, что мелкие компании становятся очень зависимыми от крупной компании; 2) сеть компаний, близких по масштабам. Это объединение юридически самостоятельных компаний, поддерживающих друг с другом устойчивые хозяйственные отношения. Важнейшими преимуществами сетевых компаний являются: ■ присутствие компании во многих странах и возможность завоевывать в них рыночные позиции; ■ консолидация ресурсов по всему миру. Позволяет добиться наилучшего качества продукции при максимально низкой стоимости, что является одним из решающих факторов для достижения устойчивого преимущества над конкурентами; ■ гибкость в выборе рабочей силы. Выполнение любой функции, будь то инженерная разработка или сервис, можно заказать любой профильной компании в какой угодно точке мира; ■ практически неограниченная возможность замены компании — исполнителя каждой функции более предпочтительной; ■ возможность постоянно менять свою структуру для того, чтобы выходить на рынок с новой продукцией; ■ более высокая производительность, а следовательно, и удовлетворенность головного руководства выполняемой работой благодаря намного более гибкой структуре компании. Вместе с тем сетевые компании не лишены недостатков. К ним относятся: ■ слабый непосредственный контроль над всеми процессами. Руководители компании не имеют возможности наблюдать за ходом выполнения поручений, поскольку большинство подчиненных удалены географически и доступны только по каналам электронной и телефонной связи; ■ сильная зависимость от работы смежников. Если нанятая компания не выполнит свои обязательства по поставкам, работам, услугам, уйдет из бизнеса, то весь бизнес окажется под угрозой провала; ■ недостаточная преданность общему делу удаленных работни ков. У сотрудников может возникнуть стойкое ощущение ненадежности их рабочих мест в связи с большой возможностью заключения контрактных соглашений со сторонними организациями, поэтому текучесть кадров, как правило, в таких организациях выше, чем в традиционных бизнес-структурах; ■ необходимость перетасовывать сотрудников в случаях смены линии продукции или рыночной ниши для достижения оптимального набора квалификаций (skillmix). Сетевые компании часто называют виртуальными, поскольку основным средством взаимосвязи в них выступают телекоммуникационные средства. Современные телекоммуникационные технологии расширяют границы сотрудничества. Для эффективной совместной работы больше не требуется пространственное сосредоточение персонала (работать за соседним столом, находиться в одном офисе, здании, городе или даже стране). Современные компьютерные технологии позволяют осуществлять совместную групповую работу в удаленном режиме. Поэтому межфункциональные рабочие группы (команды), которые являются основой построения горизонтальных организаций, также могут быть виртуальными. Виртуальными они становятся не только в силу того, что отдельные участники этой группы работают в удаленном режиме через некое неосязаемое электронное пространство, но и в силу того, что изменяется сам статус работника в компании: его рассматривают уже не с позиции занимаемой должности, не как функционера, а как потенциальный ресурс, представляющий собой совокупность знаний и умений и доступный для всех в рамках компании. Формально для виртуальной компании имеют значение только содержание ресурса и его доступность. Структура сетевой (виртуальной) корпорации представляет самую гибкую из всех возможных форм существования деловых организаций. Формирование сетевой структуры, а тем более виртуальной, нельзя представить в виде последовательно осуществляемых этапов. Это интерактивный, непрерывный и очень длительный процесс. Однако многие ученые и предприниматели высказывают уверенность в том, что именно формирование сетевых организационных структур станет важнейшим направлением реструктуризации компаний.
Вопросы для самопроверки Как происходит трансформация управления в международных компаниях? Как Питер Друкер описывает компании будущего? Какие компании принято считать горизонтальными? На каких принципах основано построение сетевых организационных структур? В чем преимущества и недостатки сетевых структур?
Литература
Глава 9 Менеджмент в компании General Electric
|