Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины неудачных объединений компаний
По различным оценкам от 55 до 70% сделок по объединению компаний последней волны оказались неудачными. Несмотря на то, что целью слияний является создание преимуществ, на практике зачастую не удается сохранить даже те преимущества, которые были достигнуты компаниями до объединения. Глобальное исследование, проведенное в 1998—1999 годах фирмой А. Т. Kearney на основе 115 сделок, показало, что 58% слияний не дали желаемых результатов [75. С. 3]. Вместо того чтобы вывести компании на качественно новый уровень, партнеры по сделке разочаровывали своих клиентов, проигрывали в конкурентной борьбе и теряли имевшиеся преимущества. Исследования показывают, что во многих случаях компаниям не удается достичь заявленных при слиянии целей. KPMG Consulting, проанализировав 500 крупнейших международных слияний 1996— 1998 годов, установила, что в первые годы после объединения снизились эффективность деятельности и рыночная капитализация более трети компаний, теперь они вынуждены разделяться или продавать активы. Ряды таких компаний в последнее время пополнили британская машиностроительная компания Invensys, продавшая нескольких подразделений, Tyco International, проводящая разделение на четыре части, AT& T и British Telecommunications, весь 2001 год занимавшиеся реорганизацией и выделением компаний, приобретенных в период бума на телекоммуникационном рынке. Исследования показывают, что неудачи подстерегают компании на всех стадиях слияния (табл. 6.1) [75. С. 4].
Таблица 6.1 Риск неудачи на разных стадиях слияния, по мнению менеджеров объединенных компаний
Опыт показывает, что любые слияния, будь они вызваны стремлением снизить издержки или достичь роста, связаны со значительными изменениями. Независимо от внешних факторов изменения всегда сопряжены с риском, поэтому к ним необходимо тщательно подготовиться. Компании должны предвидеть возможные изменения, чтобы быть готовыми встретить их во всеоружии. Руководство должно понимать, что рост не достигается путем простого суммирования объемов продаж двух компаний. Для этого необходимо выбрать подходящего партнера для слияния и иметь четкое представление о целях деятельности новой компании, выходящее далеко за пределы экономии на масштабах. Компания должна предлагать новые продукты, стремительно внедрять новейшие технологии, привлекать новых покупателей или даже создать новую отрасль. Важно также использование объединенных ресурсов, т.е. эффекта синергии. При правильном управлении слияния могут способствовать национальному, региональному и глобальному росту, не только приумножая богатство компаний, но и поднимая уровень жизни населения в целом. Важной проблемой при слияниях является адаптация корпоративных культур объединенных компаний. Когда одна компания явно влиятельнее, ее сотрудники не испытывают особого беспокойства, поскольку не думают, что в их компании произойдут значительные изменения. Если же сделку заключают примерно равные партнеры, изменения происходят в обеих компаниях. Постепенно отношение сотрудников к сделке меняется. Даже в тех редких случаях, когда компании продолжают делать то же, что и до заключения сделки, сотрудники чувствуют себя менее уверенно. Такая реакция сотрудников обусловлена пятью факторами, которые проявляются в любой ситуации, затрагивающей людей. К ним относятся:
1) потеря статуса и бывшей сферы влияния; 2) недостаточная ясность намерений компании; 3) жестокая борьба за выживание; 4) увеличение объема работы из-за добровольного или вынужденного ухода части сотрудников; 5) значительное влияние на личную жизнь. Исследование проблем, возникающих при слиянии компаний, проведенное А. Т. Kearney, позволило выявить факторы успеха слияний 90-х годов. К ним относятся: ■ доверие опыту. Примерно 74% компаний наняли для управления слиянием опытных менеджеров; ■ предпочтение своей отрасли. В 80% успешных сделок поглощения компании купили связанные с их деятельностью фирмы: 36% приобрели фирмы той же отрасли, 44% — тесно связанные со своей сферой деятельности; ■ концентрация на основной сфере деятельности. Около 48 % компаний, достигших наилучших результатов при слиянии, имеют хорошо развитую основную сферу деятельности. Среди неудачников таких только 19%; ■ наличие достаточных финансовых ресурсов. Успех слияния напрямую зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами; ■ избежание слияния на равных. Равноправное слияние не является рецептом успеха. Среди наиболее успешных слияний равноправными были лишь 7%. Возникает закономерный вопрос: могут ли компании, участвующие в слиянии или поглощении, предпринять что-то для предотвращения ошибок, сопровождающих большинство слияний? Исследование показало, что успешность интеграции компаний определяют три направления деятельности: 1) завоевание поддержки. Слияние должно быть принято и поддержано на всех уровнях — от высшего руководства до рядовых сотрудников компании. И чем раньше это будет достигнуто, тем лучше; 2) правильная ориентация. Персонал должен быть хорошо информирован и ориентирован таким образом, чтобы все сотрудники в своей деятельности руководствовались видением и основной целью слияния. Для успешного развития новой компании необходимо с первого же дня ее создания четко определить общее направление движения; 3) управление ожиданиями. Все ожидания — как внутри, так и за пределами компании — должны контролироваться и направляться в соответствии с интересами компании. Это означает честность и открытость информации еще до начала слияния и постоянное, широкое освещение процесса интеграции.
|