Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стратегия наставления
В нашу общую концепцию замысла наставления (см. рис. 1) мы включили компонент «стратегия наставления». Стратегия — военный термин, связанный с образом руководителей, сосредоточившихся на диаграммах, картах и фактах во время обдумывания плана кампании. Их общий план ясно осознан, и командиры отдают приказы для тактических маневров, которые приведут личный состав к победе. Эффективная стратегия ведет к выполнению задач. Эта аналогия применима и к учителям. Хорошая стратегия в классе увеличивает вероятность того, что учебные задачи будут выполнены, студентам понравятся занятия и учеба будет продуктивной. Организованный учебный план и конкретный учебный процесс связаны между собой хорошо составленным планом урока. Почти в каждом формальном учебном контексте руководители предполагают, что учитель подготовит план урока, в котором найдут отражение конкретные цели, используемые материалы, методы и последующие учебные мероприятия. Некоторые молодые учителя рассматривают планирование урока как упражнение в терпении, мучение, которое нужно перенести для того, чтобы добраться до настоящего преподавания. В других случаях учителя принимают средство за цель и так долго составляют и пересматривают свой план, что на его осуществление остается уже мало сил и времени. ОЦЕНКА Письменный план урока не должен перечеркивать творчество или сдерживать произвольное общение учителя с классом. Действительно, хороший план урока становится механизмом свободного практического исполнения. Когда элементы урока ясно записаны, учитель может сосредоточить свое внимание на том, чтобы сделать изложение более живым. Первый элемент — это, конечно, список конкретных задач, относящихся к теме урока. Преподавание Библии с целью изменить жизнь требует ясного определения того, какие перемены необходимы. Подумайте внимательно о каждом студенте: в чем они нуждаются, чтобы знать и понимать тему? Какие изменения им присущи? Какие навыки должны развить, чтобы воплотить в жизнь то, что они учат? Рассмотрение и изложение потребностей конкретных учащихся улучшает практическую значимость наставления. Хороший план также включает список возможных мероприятий в классе. Учение никогда не бывает пассивным: истинные результаты достигаются не тем, что делает учитель, а тем, что делают студенты. Планируя мероприятия, принимайте во внимание ресурсы, доступные классу: тексты и справочные материалы, визуальные средства, аудиоматериалы, такие как пленки и записи, а также возможности самих учащихся. Комбинируя методы и ресурсы, можно выбрать несколько решений в качестве предпочтительных. В конце концов, ваш план должен давать некоторый способ, как удостовериться в том, изучили 47 3. РАЗРАБОТКА БИБЛЕЙСКОГО НАСТАВЛЕНИЯ ли студенты то, что вы хотели бы, чтобы они изучили. Метод оценивания может быть прост, например, несколько заданных вопросов, или тщательно разработан, как объемистое письменное задание. РАЗВИТИЕ Хотя мы и определили активность студентов как необходимый компонент обучения, поведение учителя оказывает прямое влияние на этот процесс. Гейдж определяет четыре компонента обучения, которые соответствуют поведению учителя; в этой парадигме обучение есть результат последовательности, которая включает (1) мотивацию; (2) восприятие; (3) ответ и (4) усиление^ Мотивация студента обычно отражает такие качества учителя, как энтузиазм и расположение к предмету. Лучше всего предмет воспринимается тогда, когда учитель дает четкие реплики, чтобы сосредоточить внимание на важных идеях и связать методы с содержанием. Возможность обмена репликами по теме с учителем и друг с другом улучшает усвоение, и, так же как утверждающий навык учителя, достижение ученика приносит удовольствие. Готовность группы учиться часто определяется в первые несколько минут урока. Тогда же устанавливается «психологический настрой», который часто длится в течение всего периода обучения. Этот настрой может быть как отрицательным, так и, к счастью, положительным. Размышления над собственным опытом помогут вам избежать следующих ошибок: Трата слишком большого времени на административные моменты (получение ведомости, объявления). «Мертвое время» без какой-либо предполагаемой деятельности (собирание материала, ожидание прихода остальных). Подавление интереса избитым вступлением («Откройте, пожалуйста, ваши Библии на...»). Вместо этого в качестве стимуляторов внимания ищите средства для отражения текущего момента (недавняя статья с новостями), для привлечения реалий (интересные физические объекты, связанные с уроком), драмы (пьесы, аудиокассеты), для обеспечения яркости (картины, слайды). Короткий обзор и изложение целей текущего урока являются хорошим переходным звеном от предисловия к уроку. Разъяснив задачи, источники и методы в письменном плане, учитель может сосредоточиться на сиюминутных факторах, способствующих процессу обучения. ВРЕМЯ Одной из переменных, no-настоящему отличающих высокопродуктивные уроки, является время, потраченное на обучение. Недавнее исследование среди отобранных общественных начальных школ показало колебание более чем 50% от общего числа часов в неделе, посвященных конкретному наставлению.м Потенциал повышения эффективности учебы просто за счет исключения напрасно потраченного времени огромен. Очень важно распределение * N.L.Gage, ed. Handbook on Research on Teaching. Chicago: Rand-McNally and Co., 1963. ft John I.Goodlad, A Place Called School. New York: McGraw-Hill Book Co., 1984. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 48 времени внутри учебного часа: удачная стратегия урока допускает адекватное время для каждого отрезка наставления и планирует его заранее, для того чтобы переходы от одной фазы к другой были плавными. РАЗНООБРАЗИЕ Монотонность не способствует вовлеченности студентов и отвлекает их от учебы. Разнообразие занятий помогает предотвратить скуку и позволяет легче усваивать материал. Исследование манеры детей учиться показывает, что личности четко различаются по своей способности воспринимать и перерабатывать информацию, представленную через разные органы чувств. Преподавание, при котором большая роль уделена беседе со студентами, приносит пользу некоторым; рисованные образы легче воспримутся другими. Для блага наибольшего числа студентов каждый урок должен содержать значительное разнообразие методов и видов учебных материалов. ТАКСОНОМИЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ Принимая во внимание, что каждая из трех областей наставления составляет иерархическую структуру, учителя должны прилагать усилия для того, чтобы вести студентов к более высокому уровню. В познавательной области, например, легко оставаться на уровне «знания», обращая внимание на фактические сведения только до тех пор, пока не сделано сознательное усилие для толчка вверх. Один из эффективных методов состоит в постановке вопросов. Вопросы могут вдохновить студента выйти за рамки категорий «что?», «когда?», «где?» и перейти к более значительными категориями «как?», «почему?» и «если?». ОЦЕНКА Удачная стратегия обеспечивает хорошие начальный и серединный отрезки урока, так же важно и заключение. Хорошее заключение не только подводит итог закончившемуся уроку, но и предваряет следующий; заключение дает некий ключ к обучению. Студент отвечает на несколько подготовленных вопросов, и способность подвести итог некоторым основным моментам, даже реакция, отраженная на его лице или в жестах, свидетельствует о понимании. Специальная методика играет меньшую роль, чем намерение: в каждом плане должна быть закреплена оценка достижений студента и всего учебного процесса.
|