Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Участники христианского обучения
СВЯТОЙ ДУХ Мы отвели роли Святого Духа отдельную главу в этой книге. Тем не менее трудно переоценить важность Святого Духа в процессе христианского обучения. Все, что относится к двум другим составным частям процесса обучения (ученик и учитель), должно быть рассмотрено в свете того, что совершает Святой Дух — Его покровительство, взаимодействие с учителем, учеником и Словом Божиим. УЧИТЕЛЬ Чем отличаются учителя, работающие в сфере христианского образования? Часто мы считаем себя осведомленными о том, что должны делать учителя, потому что сами много времени провели под их надзором. Двенадцать лучших лет нашей жизни прошли в системе общего образования, где учителя имели огромное влияние (сознательно и неосознанно) на наше развитие. Однако большая часть того, что они делали, могла зачастую и не быть эффективной и не была достойна подражания. Давайте же попытаемся прояснить наш взгляд на учителя, внимательно изучив его роль с точки зрения христианской перспективы. Существуют ли какие-либо спорные представления о роли христианского учителя? Две группы слов представляют совершенно разные идеи об учителе. Обратите внимание на то, какие образы возникают при следующих словах. 1. Эксперт. 2. Власть. 3. Профессионал. 4. Одаренный. 5. Умный. 6. Мастер. 7. Специалист. 8. Блестящий. Все эти слова подчеркивают превосходные знания учителя, но они ничего не говорят о его способности обучать. Зачастую студенты, описывая своих любимых учителей, подбирают другие эпитеты и бывают недовольны, если в стиле учителя какие-то компоненты из их перечня отсутствуют. Отметьте разницу образов, возникающих после прочтения следующего списка слов: 1. Руководитель. 2. Инструктор. 3. Помощник. 4. Образец. 5. Ободряющий. 6. Движущий. 1'. Побуждающий. 8. Наставник. Эти слова описывают прежде всего отношения между учеником и учителем. Учителя библейской истины должны не просто накапливать и распределять большое количество информации о Библии, они должны оказывать по- ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА • 58 мощь ученику Иисуса в росте его взаимоотношений, нравственности, богословских взглядов и служении. Ученики с большей радостью будут ждать учителя-помощника, чей образ соответствует второму списку слов. Есть ли у учителей другие обязанности? Рассмотрим модель управления в бизнесе, для того чтобы объяснить, как учитель должен справляться с основными задачами процесса обучения. Мотивация. Мотивация, внутренняя или внешняя, остается одним из основных ключей к обучению. Корнелий Ярзма проницательно замечает: «Ученики учат то, на что они были направлены, но необязательно то, чему их пытаются научить».* Поэтому, если учитель чувствует, что ученик не имеет глубокой внутренней заинтересованности в изучении предлагаемого материала, он должен использовать все подходящие средства для того, чтобы ее вызвать. К большому сожалению, зачастую преподаватели для того, чтобы заставить учеников учиться, используют чувство вины, страха или давление академических требований. Если же все это не помогает, они жалуются на то, что сегодня ученики совсем никуда не годятся. Немногие пытаются заинтересовать учеников или показать, как то, чему они учат, можно применить в жизни. Итак, очень важно знать, чем заинтересовать студентов, и использовать эти знания в учительской практике. Время. Несмотря на то что количество времени, отведенное учителю, обычно установлено и оговорено заранее, не все преподаватели умеют его хорошо использовать. Зачатую для студентов приготовлено недостаточное количество интересных и разнообразных заданий. При этом учителя полагают, что слушание равно обучению, и говорят все время. На самом же деле, для того, чтобы урок не был скучным и слишком сумбурным, его нужно тщательно спланировать. Даже для взрослых людей было бы очень хорошо, если в течение часа три_четыре задания сменяли одно другое. Содержание. Если бы нам пришлось выделить какую-либо задачу учителя, несомненно, это была бы «внешняя сторона материала обучения», в которой кроется неубедительное извинение учителя за свои промахи в планировании. Способности студентов, возраст, осведомленность со Словом Божиим, духовное развитие — лишь некоторые моменты, требующие внимательного рассмотрения. Мы берем на себя большую задачу, чем просто «преподносить» ученикам Слово Божие и ждать, что они автоматически применят его к жизни. Мы должны уделить время для размышления о Писании, рассуждению о нем. Мы должны думать о том, как Библия влияет на нас, и молиться, чтобы Господь помог применить Слово в жизни. Иисус оставил чудесный пример, говоря Своим ученикам в Евангелии от Иоанна, глава 16, стих 12: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить». Иисус осознавал ограниченные возможности учеников, которые не могли принять все, чему бы Он хотел их научить. Удивительно то, что когда Иисус проповедовал и учил, Он открывал лишь небольшие фрагменты истины, самые же глубокие слова были сказаны после уроков во время бесед с учениками. Cornelius Jaarsma, «The Lerning Process», in An Introduction to Evangelical Christian Education, J.Edward Hakes, ed. Chicago: Moody Bible Institute, 1964, p. 82. > 9 4. БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБУЧЕНИЯ Библия представляет собой изложение христианского учения и преподно-: ит материал на разных уровнях. Одни доктрины рассматриваются как «сло-)есное молоко», другие отнесены к «твердой пище». Сам Иисус осудил фари-: еев за то, что они, разглядывая мелочи, не придавали значение таким важным юнятиям, как суд, милость и вера (Мф. 23: 23). Учитель должен отбирать тот материал, который ученик в состоянии принять, усвоить и претворить в кизнь. В то же время то, что учитель предлагает ученику на уроке, должно 1риближать его к служению, богословской стабильности, нравственной чис-готе, любви к Богу и ближнему. Пространство. Любое обучение должно где-то происходить. Однако мно-~ие библейские учителя не считают себя хозяевами места. Есть разные ситуации обучения — от отличных до ужасных. За последние десятилетия было юстроено множество прекрасных зданий для христианского образования. Но шесте с тем часто все эти прекрасные помещения остаются не замеченными 'и потому не использованными) многими учителями. Приведенная ниже таб-тица показывает, как можно творчески использовать пространство. Каждая фигура предназначена для определенной цели, даже если она необходима в короткий промежуток времени. Обратите внимание, как в каждой из этих {жгур смещается центр внимания. Эти изменения могут вызвать интерес и иправить его в нужное русло.
ооо оо 00 00 \/ ооо ооо 1. 2. CZZ1 о о о о о о оо % 0 0 о о о о о о з. . Расположение мест в шссе сосредоточено на преподавателе, но дает возможность студентам наблюдать друг за другом. !. Внимание смешается с преподавателя на нескольких студентов, но у них еще есть возможность наблюдать за лектором. >. Фокус внимания сосредоточен исключительно на студентах, а преподаватель помогает им, когда это необходимо. Участие. Учитель должен поощрять студентов к участию в уроке. Иисус юдбирает необыкновенные методы. Он использует многочисленные пригла-иения людей, которые желают пригласить Его к себе на ужин, чтобы побесе- ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 60 довать о религии. Именно эта манера принимать пищу с грешниками принесла Ему много нареканий. Очевидно, Иисус создавал вокруг себя атмосферу, которая вызывала вопросы о Боге. Однако Он не только располагал людей спрашивать, но и Сам задавал вопросы. Часто его слушатели оставались более, в замешательстве, чем чувствовали себя удовлетворенными. Хороший учитель должен создать такую атмосферу в классе, в которой ученики ощущали бы себя физически, эмоционально и духовно свободными, могли думать и говорить вслух. Если учитель не станет заботиться о необходимой атмосфере, ученики создадут ее сами, при этом не будет учтен интерес каждого. Процесс обучения выглядит намного проще, если его сравнивать с равномерно распределенными факторами, такими как заинтересованность, время, содержание материала, место и участие. Подобно Иисусу, христианские преподаватели должны не только вести контроль над успеваемостью, но мастерски планировать и проводить занятия. УЧЕНИК Сотни лет существуют разные подходы к образованию и теории обучения. Однако вопрос, как же человек учится, остается без ответа и по сей день. В колледжах разработаны теории того, как учиться, но ни одна из них не дает решение поставленной задачи. Психолог, занимающийся образованием, ответил на этот вопрос, разделив теоретиков обучения на два больших лагеря1": в одном приверженцы идеи развития, в другом — те, кто утверждают, что обучение происходит по принципу стимул-реакция. Сторонники обоих направлений по-своему помогают нам понять процесс обучения. Но ни один из них целиком не отвечает на вопрос, как происходит обучение. Для блага ученика учитель должен быть соучастником в процессе обучения, но, говоря о христианском подходе, нужно отметить, что конечный результат не может быть предсказан. Для христиан рассмотрение теории образования еще более усложняется в связи с вопросами о духовной истине. Отличается ли сущность духовной истины от всех других истин в мире? Необходимо ли нам познавать ее чем-то большим, чем простыми человеческими чувствами? Несколько фрагментов из Писания свидетельствуют о том, что для тех, кто собирается познавать библейскую истину, существуют некоторые трудности. Рассмотрим два отрывка, которые говорят об этом более открыто. Первое послание к коринфянам, глава 2, стихи 14-15. Независимо от того, что является истиной, существует разница между человеком природным и человеком духовным там, где это касается действия Духа Божиего. Некоторые считают, что падший человек настолько развращен, что неспособен понимать духовную истину.^ Другие полагают, что духовный человек способен понимать истину, но не в силах поступать согласно ей. В первом слу- Morris L.Bigge, Learning Theories for Teachers. New York: Harper and Row, 1964. J.Dwight Pentecost, Pattern /or Maturity. Chicago: Moody Press, 1966, p. 42. Daniel P.Fuller, «The Holy Spirit's Role in Biblical Interpretation*, in Scripture. Tradition and Interpretation. W.Ward Gasque and William Sanford LaSor, eds. Grand Rapids: Eerdmans, 1978, p. 192. 61 4. БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБУЧЕНИЯ чае, чтобы библейская информация имела смысл для ученика, ее должен освятить Святой Дух. Во втором — Святой Дух должен помочь воле человека сделаться действенной для духовного ответа. В обоих случаях духовная истина приходит к ученику через одно из пяти чувств. Но, согласно данной ситуации, учитель должен предвидеть проблемы понимания или применения истины. И здесь, конечно же, решающим моментом является духовное состояние, в котором находится ученик. Послание к евреям, глава 5, стихи 13-14. В этом отрывке автор проводит различие между «духовными» людьми. Одни, по-видимому, уже способны принимать «твердую пищу», в то время как другие потребляют «молоко». Так как зрелость приходит не сразу, учитель должен иметь в виду, что одни ученики будут успевать лучше, чем другие. Часто учитель предстает перед смешанной аудиторией. Такой урок должен быть сбалансирован между «мясом» и «молоком» (чтобы не подавить веру молодых) и «твердой пищей» (чтобы зрелые не заскучали). В христианском обучении Святой Дух, учитель и ученики собираются вокруг Слова Божиего. Каждый привносит свой вклад в этот процесс. Парадоксально, но Святой Дух иногда работает с учеником независимо от учителя. Тем не менее христианскому учителю необходимы ученики и Святой Дух, чтобы выполнить то, к чему он призван.
|