Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как ученик Христа может защитить себя от затуманивания разума






Всем известно, что лучший способ быть здоровым — не болеть; в данном случае — остерегаться того, о чем мы говорили выше. Но есть также пози­тивное направление, альтернатива «затуманиванию разума», — «преклонение разума» думающих христиан.

УЧЕНИК ХРИСТА МОЖЕТ УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ЗАТУМАНИВАНИЯ РАЗУМА ПУТЕМ ОСОЗНАНИЯ СВОЕЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ АВТОРИТЕТА ПИСАНИЯ, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРОГО ОН МОЖЕТ СРАЖАТЬСЯ С АБСУРДНОСТЬЮ ВЕКА За время своего полувекового учительства я замечал, что ученикам подчас трудно понять отношения между естественным и особым откровением. Неко-


Nancy Barcus, Developing a Christian Mind. Downers Grove, III.: InterVarsity Press, 1977, pp. 16-17.

Douglas Moo, «Putting the Renewed Mind to Work», in Woodbridge, Renewing Your Mind in a

Douglas Moo, «Putting Secular World, p. 150.


71 5. БИБЛЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПРОЦЕСС ХРИСТИАНСКОГО МЫШЛЕНИЯ

торые настолько сконцентрированы на Библии, не замечают реальность и зна­чение Божиего откровения, существующего не на страницах Писания, а в дру­гих формах. Есть и такие ученики, которые в силу своей склонности к науч­ным изысканиям испытывают определенные трудности, применяя принципы веры к процессу обучения.

Однако мыслящий христианин поднимается до такого уровня, на котором он может объединить веру с любой формой познания. Мы должны видеть ес­тественное откровение через призму особого откровения. Это приведет нас на путь христоцентричного мышления.

Чем больше мы познаем библейскую истину в качестве достоверной основы, тем чаще стремимся рассматривать различные события и идеи с точки зрения Библии. Мы даже находим в ней больше здравого смысла, уважения к личности, бескомп­ромиссного реализма, а также возможностей восстановления и искупления, являю­щихся основанием для добродетели и идеализма, чем в учениях некоторых мысли­телей. Ничто другое в мире не предлагает такого изысканного баланса между пря­мым осознанием зла и посвященностью нравственному долгу человека; такой неус­трашимой надежды, такого обещания благости и восстановления^

УЧЕНИК ХРИСТА МОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ ЗАТУМАНИВАНИЯ РАЗУМА, ЕСЛИ ОБЪЕДИНИТ ВОЗМОЖНОСТИ РАССУДКА И ВЕРУ Эта тема созвучна с тем, о чем мы говорили выше, но она настолько важна, что я решил выделить ее отдельно. Существует слепая, непросвещенная вера, о которой Павел однажды сказал: «Ибо свидетельствую им, что имеют рев­ность по Боге, но не по рассуждению» (Рим. 10: 2). Христианство, действи­тельно, рационально, но не является рационализмом, интеллектуально, но не является интеллектуализмом.

Разум — всего лишь инструмент веры, и христианский лидер позволяет рассудку и вере — маленькому мальчику и сильному мужчине — идти вмес­те. Однако он должен помнить, что на пути могут встретиться трудности, воз­можно, придется идти в гору, вот тогда сильный мужчина (вера) понесет на руках маленького мальчика (рассудок). Процесс веры (рассуждения) и рас­суждения (веры), по словам Грутуйс, есть «поглощенность и убеждение хрис­тианского разума». Человек не должен быть слишком «заумным» для того, чтобы принимать библейские принципы в жизни и таким образом дать «отчет в... уповании» (1 Пет. 3: 15) сомневающемуся миру.п

УЧЕНИК ХРИСТА МОЖЕТ ЗАЩИТИТЬ СВОЙ РАЗУМ, СОЗДАВ СЕБЕ ОКРУЖЕНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕННОЕ НА СЛОВЕ Зависимость человека от окружающего общества очевидна, влияние окру­жения — установленный факт. Как часто мы напоминаем впечатлительным подросткам, что телевизионные программы, которые они смотрят, музыка, ко­торую они слушают, фильмы, на которые они ходят, и друзья, которыми они себя окружают, — все это оставляет неизгладимый след в их жизни. Однако мы сами почему-то ведем себя так, словно эти факторы не оказывают никакого

* Barcus, p. 93. Groolhuis, p. 17


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 72

влияния на жизнь взрослого человека. Суды заполнены делами, в которых взрослые люди требуют позволить им делать все, что они хотят, хотя многие из этих поступков развращают и тело, и разум.

Апостол Павел предлагает знакомую уже нам формулу: «Все мне позволи­тельно, но не все полезно» (1 Кор. 10: 23). My утверждает, что сообщество, которым христиане добровольно себя окружают, является чрезвычайно важ­ным фактором, влияющим на обновление ума.

Как христианин может содействовать процессу обновления ума, ума, контролируе­мого Духом? Ключ к разгадке кроется в его окружении. Что оказывало на него вли­яние, в какой атмосфере формируются его взгляды? Как странно, что многие роди­тели-христиане, проявляющие заботу об атмосфере, которая окружает их детей в школе, совершенно не осознают, что влияет на их собственный образ мысли. Разум, подвергающийся действию мирского телевидения, мирской рекламы, мирской лите­ратуры и мирских идей, вероятнее всего склонится к тому, чтобы стать мирским.'''

УЧЕНИК ХРИСТА МОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ ЗАТУМАНИВАНИЯ.

РАЗУМА, ЕСЛИ ОТДАСТ СЕБЯ ВОДИТЕЛЬСТВУ СВЯТОГО ДУХА

ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ

Это не является ни средневековым мистицизмом, ни современным хариз­матическим богословием. Руководство разума Святым Духом — ведущая тема Ветхого и Нового Заветов, она столь же древняя, как взаимоотношения Бога со Своим творением.

Выше я ссылался на главу 4 из Послания к ефесянам — отрывок, имею­щий негативный характер, — предостережение от невежества. Фрагмент из Писания, который вы прочтете сейчас, предлагает позитивную коррективу и напоминает всем думающим христианам о необходимости жить, как дети света.

«Но вы не так познали Христа, потому что вы слышали о Нем и в Нем научи­лись, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума ва­шего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4: 20-24).

Грэнт Осборн проводит параллель между отрывком из Послания к ефеся­нам и Посланием к римлянам, глава 8: «обновленный разум разделяет взгляды и представления духа, он полностью посвящен Духу, нежели плоти».tt

Христианские учителя, работающие над взращиванием студентов, посвя­щающих себя обновлению своего ума и преклонению разума, согласятся со значением молитвы, которое отражено в известном гимне:

Да пребудет разум Христа во мне каждый день Все, что я делаю, — только по Его любви и силе Да пребудет Слово Божье во мне каждую минуту Пусть все видят — я торжествую, благодаря Его силе.'*" '" ''

' Moo in Woodbridge, p. 158. tf Woodbridge, p. 61. ftt Kate B. Wilkinson, 1925.


73 5. БИБЛЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПРОЦЕСС ХРИСТИАНСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Христианское сообщество покоится на духовном разумении. Это возвра­щает нас не к догматизму, но терпимости, не к выкрикам, но к рассудку. И, я думаю, учителя не должны остановиться на достигнутом. Обозначьте для себя определенные цели и верьте, что, по Божией благодати, они будут ус­пешно достигнуты. Вера и познание соединяются в одном магическом слове «литургия», которое означает и поклонение, и служение. Думаю, именно это имел в виду Чарльз Весли, когда писал:

Служить настоящей эпохе — мое призвание,

Да будут все мои силы отданы исполнению воли Господа.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал