Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как ученик Христа может защитить себя от затуманивания разума
Всем известно, что лучший способ быть здоровым — не болеть; в данном случае — остерегаться того, о чем мы говорили выше. Но есть также позитивное направление, альтернатива «затуманиванию разума», — «преклонение разума» думающих христиан. УЧЕНИК ХРИСТА МОЖЕТ УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ЗАТУМАНИВАНИЯ РАЗУМА ПУТЕМ ОСОЗНАНИЯ СВОЕЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ АВТОРИТЕТА ПИСАНИЯ, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРОГО ОН МОЖЕТ СРАЖАТЬСЯ С АБСУРДНОСТЬЮ ВЕКА За время своего полувекового учительства я замечал, что ученикам подчас трудно понять отношения между естественным и особым откровением. Неко- Nancy Barcus, Developing a Christian Mind. Downers Grove, III.: InterVarsity Press, 1977, pp. 16-17.
Douglas Moo, «Putting Secular World, p. 150. 71 5. БИБЛЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПРОЦЕСС ХРИСТИАНСКОГО МЫШЛЕНИЯ торые настолько сконцентрированы на Библии, не замечают реальность и значение Божиего откровения, существующего не на страницах Писания, а в других формах. Есть и такие ученики, которые в силу своей склонности к научным изысканиям испытывают определенные трудности, применяя принципы веры к процессу обучения. Однако мыслящий христианин поднимается до такого уровня, на котором он может объединить веру с любой формой познания. Мы должны видеть естественное откровение через призму особого откровения. Это приведет нас на путь христоцентричного мышления. Чем больше мы познаем библейскую истину в качестве достоверной основы, тем чаще стремимся рассматривать различные события и идеи с точки зрения Библии. Мы даже находим в ней больше здравого смысла, уважения к личности, бескомпромиссного реализма, а также возможностей восстановления и искупления, являющихся основанием для добродетели и идеализма, чем в учениях некоторых мыслителей. Ничто другое в мире не предлагает такого изысканного баланса между прямым осознанием зла и посвященностью нравственному долгу человека; такой неустрашимой надежды, такого обещания благости и восстановления^ УЧЕНИК ХРИСТА МОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ ЗАТУМАНИВАНИЯ РАЗУМА, ЕСЛИ ОБЪЕДИНИТ ВОЗМОЖНОСТИ РАССУДКА И ВЕРУ Эта тема созвучна с тем, о чем мы говорили выше, но она настолько важна, что я решил выделить ее отдельно. Существует слепая, непросвещенная вера, о которой Павел однажды сказал: «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим. 10: 2). Христианство, действительно, рационально, но не является рационализмом, интеллектуально, но не является интеллектуализмом. Разум — всего лишь инструмент веры, и христианский лидер позволяет рассудку и вере — маленькому мальчику и сильному мужчине — идти вместе. Однако он должен помнить, что на пути могут встретиться трудности, возможно, придется идти в гору, вот тогда сильный мужчина (вера) понесет на руках маленького мальчика (рассудок). Процесс веры (рассуждения) и рассуждения (веры), по словам Грутуйс, есть «поглощенность и убеждение христианского разума». Человек не должен быть слишком «заумным» для того, чтобы принимать библейские принципы в жизни и таким образом дать «отчет в... уповании» (1 Пет. 3: 15) сомневающемуся миру.п УЧЕНИК ХРИСТА МОЖЕТ ЗАЩИТИТЬ СВОЙ РАЗУМ, СОЗДАВ СЕБЕ ОКРУЖЕНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕННОЕ НА СЛОВЕ Зависимость человека от окружающего общества очевидна, влияние окружения — установленный факт. Как часто мы напоминаем впечатлительным подросткам, что телевизионные программы, которые они смотрят, музыка, которую они слушают, фильмы, на которые они ходят, и друзья, которыми они себя окружают, — все это оставляет неизгладимый след в их жизни. Однако мы сами почему-то ведем себя так, словно эти факторы не оказывают никакого * Barcus, p. 93. Groolhuis, p. 17 ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 72 влияния на жизнь взрослого человека. Суды заполнены делами, в которых взрослые люди требуют позволить им делать все, что они хотят, хотя многие из этих поступков развращают и тело, и разум. Апостол Павел предлагает знакомую уже нам формулу: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 10: 23). My утверждает, что сообщество, которым христиане добровольно себя окружают, является чрезвычайно важным фактором, влияющим на обновление ума. Как христианин может содействовать процессу обновления ума, ума, контролируемого Духом? Ключ к разгадке кроется в его окружении. Что оказывало на него влияние, в какой атмосфере формируются его взгляды? Как странно, что многие родители-христиане, проявляющие заботу об атмосфере, которая окружает их детей в школе, совершенно не осознают, что влияет на их собственный образ мысли. Разум, подвергающийся действию мирского телевидения, мирской рекламы, мирской литературы и мирских идей, вероятнее всего склонится к тому, чтобы стать мирским.''' УЧЕНИК ХРИСТА МОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ ЗАТУМАНИВАНИЯ. РАЗУМА, ЕСЛИ ОТДАСТ СЕБЯ ВОДИТЕЛЬСТВУ СВЯТОГО ДУХА ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ Это не является ни средневековым мистицизмом, ни современным харизматическим богословием. Руководство разума Святым Духом — ведущая тема Ветхого и Нового Заветов, она столь же древняя, как взаимоотношения Бога со Своим творением. Выше я ссылался на главу 4 из Послания к ефесянам — отрывок, имеющий негативный характер, — предостережение от невежества. Фрагмент из Писания, который вы прочтете сейчас, предлагает позитивную коррективу и напоминает всем думающим христианам о необходимости жить, как дети света. «Но вы не так познали Христа, потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4: 20-24). Грэнт Осборн проводит параллель между отрывком из Послания к ефесянам и Посланием к римлянам, глава 8: «обновленный разум разделяет взгляды и представления духа, он полностью посвящен Духу, нежели плоти».tt Христианские учителя, работающие над взращиванием студентов, посвящающих себя обновлению своего ума и преклонению разума, согласятся со значением молитвы, которое отражено в известном гимне: Да пребудет разум Христа во мне каждый день Все, что я делаю, — только по Его любви и силе Да пребудет Слово Божье во мне каждую минуту Пусть все видят — я торжествую, благодаря Его силе.'*" '" '' ' Moo in Woodbridge, p. 158. tf Woodbridge, p. 61. ftt Kate B. Wilkinson, 1925. 73 5. БИБЛЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПРОЦЕСС ХРИСТИАНСКОГО МЫШЛЕНИЯ Христианское сообщество покоится на духовном разумении. Это возвращает нас не к догматизму, но терпимости, не к выкрикам, но к рассудку. И, я думаю, учителя не должны остановиться на достигнутом. Обозначьте для себя определенные цели и верьте, что, по Божией благодати, они будут успешно достигнуты. Вера и познание соединяются в одном магическом слове «литургия», которое означает и поклонение, и служение. Думаю, именно это имел в виду Чарльз Весли, когда писал: Служить настоящей эпохе — мое призвание, Да будут все мои силы отданы исполнению воли Господа.
|