Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие библейских перспектив






Учитель, посвященный в библейские взгляды на жизнь и служение, до­лжен оставаться верным чистоте истины. Бог как конечный источник всей истины наделил сотворенную Им вселенную сопричастностью к этой истине, а действие всеобъемлющей благодати делает падшего и погибающего челове­ка способным приоткрывать истину. Поэтому христиане не должны произ­вольно отстранять возможность получения обоснованных выводов из опытных исследований в области человеческого поведения. Верующий также осознает, что истина более ясно открыта на страницах Писания; логика требует, чтобы истина от общего откровения была утверждена и явлена через особое откро­вение.

В поиске интеграции истины мы должны остерегаться двух опасных тен­денций. Первая, это утверждение «ничто, кроме Писания,» не поможет нам понять подходы к обучению. Библия часто и довольно сильно говорит о при­нуждающей роли учительства в деле подготовки людей к вере и духовной зре­лости, но практически умалчивает об эффективных методах. Другая край­ность состоит в полном признании всех научных изысканий без проверки их в свете библейской истины. Так как мы уделили значительное внимание пос­тулатам науки поведения, попытаемся соотнести их с Писанием.

Ведя разговор о христианском образовании, Марк Факкема уделил основ­ное внимание «трем камням основания» библейских ориентиров образования:

Ellen D.Gange, The Cognitive Psychology о/ School Learning. Boston: Little, Brown and Co., 1985.


ХРИСТИАНСКАЯ (1ЕДАГОГИКА 84

творению, греху и спасению.1 Каждая из этих фундаментальных доктрин вно­сит свой вклад в общую концепцию теории обучения с точки зрения библей­ских перспектив.

Человек, как говорит о нем Библия, не является продуктом случайного эволюционного развития, но непосредственного творения божественного на­чала. Первые главы Писания ясно показывают Божие подобие человека (Быт. 1: 26), подобие, которое заключается и в духовности, и в способности мыслить, рассуждать, знать, желать. Ограниченный разум человека отражает беспре­дельный разум Бога, но этому отражению присуще предположение, что чело­веческий ум потенциально превосходит физический уровень неразумных тво­рений.

Теория о том, что ум человека является всего лишь придатком тела, никак не соотносится с сотворением человека по образу Божию. Мы категорически отвергаем вывод Ватсона, который он сделал, подводя итог собственным за­ключениям: «Тот, кто занимается поведением, не находит никакой раздели­тельной черты между человеком и скотиной... (он) не находит разума в своей лаборатории, а также ни в ком из своих подопытных».

Апостол Павел, напротив, делает ударение на первостепенном действии разума в духовном преобразовании (Рим. 12: 2) и последовательно обязывает церковь вводить систему обучения.

Грех представлен как неизбежная реальность со времени грехопадения, реальность, оставляющая отпечаток на умственных и духовных способностях человека. Это наследуемое несовершенство влияет как на процесс приобрете­ния знаний, так и на их сохранение, в частности знаний о Боге (1 Кор. 2: 14-16). Главнейшая заповедь христианского образования непременно ставит евангелизм выше воспитания: спасение предшествует духовному пониманию. Без Божией благодати в искуплении и восстановительной работы Святого Духа любая способность восприятия истины ослабевает.

Какие библейские выводы мы можем соотнести с теорией обучения? Во-первых, чистота человеческой личности говорит нам о том, что человек — это не ум или тело, плоть или дух, но единое существо. То, что процесс обучения включает в себя физическое и нефизическое измерения, подтверждается осо­бой выразительностью, с который говорится в Писании об этом единстве. Де­тальное раскрытие этого процесса не является приоритетом для откровения, однако модель ума, информируемого исключительно реакцией на внешние стимулы, соотносится с человеком, носителем образа присносущного Бога. Библейские ссылки на учение и воспитание говорят о постоянном развитии: несколько фрагментов подчеркивают возрастающую способность учиться и показывают пользу учительства (Вт. 6: 5-8; Лк. 2: 52; 1 Кор. 13: 11). В конце концов, мы осознаем уместность поощрений и наказаний в обучении, признан­ных в Притчах в качестве основы действенной дисциплины и воспитания.

Ни одна из теорий обучения, о которых мы говорили выше, не претендует на особую ортодоксальность, если их подвергнуть особо тщательной библей­ской проверке. Элементы истины в каждой из теорий смешаны с предположе-

Mark Fakkema, Christian Philosophy: Its Educational Implications. Chicago: National Union of Christian Schools. 1952.


85 6. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ ОБУЧЕНИЯ

ниями и представлениями, не сопоставимыми с библейским откровением. Христианский учитель должен развивать в себе особую внимательность, чтобы отделять зерна от мусора. Тем не менее теории обучения вносят свой научный вклад в преподавательское искусство, на их творческом применении основана эффективность методов преподавания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал