Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдаемое поведение






Ученик останавливает машину на сигнал СТОП, даже если рядом нет других машин или ГАИ

Готовясь к преподаванию взрослым, мы должны учесть три типа обучения, выявленные и описанные Блумом Кратволом и его сотрудниками. Это когни­тивное (познавательное), аффективное (эмоциональное) и конативное (психомоторное) обучение.

Когнитивное обучение относится к умственным процессам и определяет, что ученик должен знать, понимать, применять, анализировать, синтезировать и оценивать. Его целью является запоминание или воспроизведение. Такое обучение концентрируется на решении интеллектуальных проблем и система­тизации информации, данной ученикам. Понятие «когнитивное обучение» для большинства учителей представляет достаточную ясность, так как почти все уроки направлены на достижение познавательных целей.

Аффективную сторону, однако, уловить более трудно. Ее задачи сосредо­точены на чувственной атмосфере, эмоциях, отношении, степени принятия или отвержения со стороны учеников. Очевидно, учителя должны крайне бес­покоиться об этой стороне своего служения.

Третий тип обучения, описанный в одном из светских изданий, обычно на­зывается «психомоторный», он направлен на мышечные и моторные навыки, управление материалами и предметами или координацию рук и глаз. Сущес­твуют виды обучения в христианском образовании, которые попадают под эту категорию, но некоторые из нас предпочитают заменять термин «конатив-ность», который имеет отношение к навыкам, основанным на способностях к выполнению какого-либо действия. Проще сказать, когнитивное относится к тому, что ученик знает, аффективное — к тому, что он чувствует, и конатив­ное — к тому, что он делает. Эспих и Вильяме связывают все это в иллюст­рации человека, который подъезжает на машине к знаку СТОП.1' Опять же, психомоторность составляет третью категорию, но конативность описывает и

James E.Espich and Bill Williams. Developing Programmed Instructional Materials Belmont, Calif.: Fearon, 1967, p. 5.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 134

навыки, и механическую реакцию. Слово «конативное» — это прилагательное от «конатация», что означает «действие попытки», второе значение этого слова еще более помогает понять его смысл — «намеренное действие».

В первом прямоугольнике ученик интерпретирует значение сигнала СТОП как команду остановить машину. В отсеке «аффективное обучение» он чувст­вует, что нужно остановиться ради безопасности и порядка. В психомоторном конативном отсеке мы видим, что ученик подсознательно развил привычку нажатия тормоза, когда он хочет остановиться. Поведение попало в мишень? Ученик останавливает свою машину перед знаком СТОП, даже если вокруг нет других машин и полиции.

Более тридцати лет я обучал взрослых в колледжах, семинариях, церквах, на конференциях, семинарах и во многих других местах. Мне приходилось балансировать между тремя характеристиками целей, думая о том, как учеб­ные задачи отзовутся на нуждах учеников. Это было не так уж легко, однако учить взрослых — повеление.

Еще одно замечание. Обратите внимание, я нечасто использовал слово «поведение», говоря об учительских целях, несмотря на то, что этот термин сейчас популярен. Дело в том, что «поведение» — понятие достаточно широ­кое и включает в себя когнитивный, аффективный и конативный факторы. Мы берем на себя смелость не останавливаться на уровне знания и понимания в когнитивной сфере. Как говорит Лирой Форд, мы должны привести ученика от вопроса «Ну так что?» к восклицанию «Aral».1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал