![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понимание того, как взрослые учатся
О том, как взрослые учатся, уже говорилось в этой главе (см. раздел «Понимание отличий взрослых»), но было бы полезно отдельно остановиться на этой теме, особенно в отношении учебных андрагогических теорий. Мы упоминали об Эриксоне, Хэвихарсте, Левинсоне и Науэлсе. Если бы наша глава являлась целым томом, посвященным только теории обучения взрослых, следовало бы добавить рассказ о пяти стадиях Боэлена (Boelen) и семи стадиях Роджера Гоулда (Roger Gould), дав описание того, как разнообразные теории обучения взрослых вносят свой вклад в общее понимание обучения. Но крупнейшим проповедником в этой области был Малколм Науэлс, делавший акцент на андрагогии, — теории и практике образования взрослых. * David 0-Moberg, «What the Graying of America Means to the Local Church», Christianity Today (Nov. 20, 1981), p. 33. ft Malcolm Knowles, The Adult Learner: A Neglected Species. Houston: Gulf, 1973. 139 9. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ ВЗРОСЛЫХ Этот термин впервые был использован немецким школьным учителем Александром Каппом в 1833 году и получил распространение к 1954 году в системе европейского образования; профессор Т.Хэйв (T.T.Have) читал лекции и писал об андрагогии в Нидерландах. В 1966 году университет в Амстердаме представил докторскую работу по андрагогии. В 1950 году на сцене появился Науэлс с книгой, озаглавленной «Неофициальное образование взрослых» (Informal Adult Education), за которой следовали другие издания, среди них — «Современная практика образования взрослых» (The Modern Practice of Adult Education), опубликованная в 1975 году. Совершенно ясно, что Науэлс — приверженец теории развития и обращается к андрагогии как «процессуальной модели», направленной скорее на то, что происходит во время обучения, нежели на само содержание обучения. Поскольку Науэлс не предлагает нам теологического обоснования, евангельские учителя должны соблюдать определенный баланс, делая акцент на содержании (авторитет непогрешимого Слова Божиего), но в то же время не забывая о полезных мыслях из теории Науэлса. Основываясь на теории Науэлса, андрагогия основывается на семи положениях: 1. Создание атмосферы, располагающей к обучению. Цель этого шага — 2. Создание механизма обоюдного планирования. Мы поощряем ученика 3. Определение нужд обучения. И личные, и общественные нужды должны 4. Формулировка целей программы. Этот шаг помогает определять содер 5. Создание образца обучения. После того как мы определили цели и пути 6. Оснащение учебного процесса подходящими методами и материалами. 7. Оценка результатов обучения. Во время этого последнего шага мы на Нужно отметить, что в своих ранних работах Науэлс утверждал андраго-гику по контрасту с педагогикой (обучением детей). И лишь не так давно он изменил свое убеждение и показал, что андрагогика — другая модель представлений об ученике, и она должна применяться наряду с педагогикой. Все это очень напоминает образовательный цикл, который используют некоторые из вас (см. главы 7-8). Однако уникальность образования взрослых делает ударение на личной ответственности, собственной инициативе, безотлагательности и практичности изучаемого материала. В заключение этой части я должен сказать хотя бы несколько слов о си-нергогике, более прогрессивном подходе к обучению взрослых, который основан на принципах андрагогики. Синергогика — это «обучение, сконцентрированное на ученике, которое применяет принципы андрагогики к учебной ситуации, когда имеются группы сверстников». Этот подход отличается от всех остальных, потому что он заменяет авторитетную фигуру на учебный проект и делает ученика активным участником, ответственным за свое собственное ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 140 обучение. Основной задачей является притягивание студентов друг ко другу, а не конфронтация, применение «коллегиальных объединений» для повышения мотивации. Синэргогика дает ученикам наполненные смыслом указания через учебный проект и инструменты. Учитель структурирует процесс обучения путем подготовки основания из упорядоченных шагов по овладеванию знаниями и навыками (когнитивные, аффективные и конативные). Существует множество примеров этого процесса, самый простой — «объединение эффективности усилий». В этой модели учитель назначает индивидуальную подготовку, общую для всех членов класса (задания по чтению, интервью, просмотр видео). Затем он создает адекватный инструмент по оценке знаний, возможно, это будет тест, который определит ключевые сегменты обучения. Тест разработан, и группа студентов собрана вместе. Дискуссия направлена на достижение согласия в группе, ее саморегулирование. Цель — доказать, что результаты группы в целом лучше, чем результаты отдельных личностей. Это показывает преимущество работы в команде (сотрудничество, а не соревнование) по контрасту с обучением в одиночку. Эуген Трестер подчеркивает это в своем высказывании. Многие учителя, занятые в сфере библейского обучения взрослых, начинают осознавать, что для успешного достижения цели им самим нужно овладеть навыками, которые позволяют облегчить процесс научения. Люди, работающие в системе образования, знали давно, но лишь теперь начинают применять в своей работе древнее представление о том, что не учительство, но процесс научения учеником является ядром образования. Начинающему учителю часто требуются годы преподавания, пока он не переместит фокус внимания с себя на учеников. Все большее число работников образования убеждаются, что им необходима подготовка, хорошее знание теории и богатый опыт в сфере поддержки взаимозависимого обучения взрослых.'''
|