Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимание того, в чем нуждаются разные группы взрослых






В журнале «Лидерство» (Leadership), в одной из своих статей, Дэвид Майне выразил желание многих пасторов и учителей, которых мне довелось знать.

Я хочу, чтобы мои проповеди давали конкретные ответы на нужды сегодняшних людей. И я вижу, что они с радостью воспринимают такие проповеди, приближен­ные к их личному миру. Им не нужно много идей. Поверьте, они совсем не влюб­лены в официальные доклады и блестящие исследования. Я также предполагаю, что им не очень-то нравится теология или пространные кладовые библейских познаний.

Я всегда задаю вопрос: «Какие конкретные советы я даю людям, как я помогаю им применить то, что было сказано?» Это есть основополагающий вопрос. Если верно его направить, то слушатели на самом деле оценят то, что они слышат. И в этом они найдут для себя поддержку.''" ''

Eugene Trester, «Biblical Andragogy», The Bible Today (Sept. 1982), p. 293. David Mains, «From Applications to Action», Leadership (Fall 1986), p. 65.


141 9. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ ВЗРОСЛЫХ

Очевидно, многочисленные «группы с особыми нуждами» выходят на по­верхность среди взрослых практически в каждой церкви. Мы расскажем, весь­ма кратко, о четырех.

ОДИНОКИЕ

Рассмотрим четыре типа одиноких людей: те, кто никогда не вступали в брак (по выбору или по обстоятельствам); те, кто был в браке и чьи бывшие супруги все еще живы (разведенные или просто не живущие вместе); вдовы и вдовцы и так называемые «духовно одинокие» — христиане, чьи партнеры не знают Господа. Конечно, между этими группами огромная разница, однако мы попытаемся построить наше служение на их сходстве, в частности сход­стве нужд. В данном разделе нашей главы мы будем рассматривать родите­лей-одиночек отдельно от несемейных людей, хотя во многом их проблемы одинаковы. Что же необходимо одиноким людям?

Им нужно осознавать себя принятыми. Лишь после того как люди, кото­рые несли на себе тяжесть одиночества, в полноте осознают принятие их Отцом Небесным, они способны искать и получать приятие со стороны других людей и, что особенно важно, принять себя.

Одинокие нуждаются в осознании собственной ценности. Донна Петер-сон пишет:

Многие одинокие христиане мучаются в поисках себя. Парадоксально, но христиа­не, верящие в то, что Господь сотворил их по Своему образу и подобию и что Иисус Христос так возлюбил их, что умер во имя их воскрешения, имеют низкую самоо­ценку. Вместо того чтобы чувствовать свою ценность, как дитя Божие, они считают себя неполноценными из-за того, что не женаты или не замужни... Церковь, место для общения и ободрения христиан, делая слишком сильный акцент на браке и хрис­тианской семье, тем самым порой отчуждает от себя одиноких людей.''1

Одиноким нужно осознание своей принадлежности к чему-либо. Одино­чество и чувство незащищенности исчезает, если ощущение и реальность при­надлежности к чему-то явлена словом и делом. Слишком часто служение оди­ноким людям в поместных церквях образует некую отдельную структуру, сто­ящую в стороне от основной общины. Единство Тела нужно не только для поддержки одиноких людей, это, по сути, отсылает нас к примеру Новозавет­ной церкви.

ОДИНОКИЕ РОДИТЕЛИ

Почти половина детей, рожденных в 70-е годы, до восемнадцати лет жили в семьях, где был только один родитель. К 1990 году половина всех детей в американских школах будут возвращаться каждый день в дом, где их ждет один родитель. Для обычных же семей, где есть оба родителя, и они верую­щие, церковь никогда не должна заменять истинного, Богом данного родитель­ского служения. Она должно говорить о том, что Отец Небесный требует от родителей.

В тех семьях, где есть лишь один родитель, церковь должна предложить помощь и поддержку. Одним из важных шагов в этом направлении является освобождение людей от стрессов. То, о чем мы говорили в отношении одино-

Donna Peterson, «Life Is for Singles Too», Voices (Winter 1981), p. 6.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 142

ких людей, живущих без супруга (и), во много раз сильнее проявляется у ро­дителей-одиночек и становится психологическим и эмоциональным стрессом. Ситуация усложняется тем, что мы называем «стресс семейного очага». Се­мейное напряжение растет, особенно у родителей-одиночек, так как у их детей возникают трудности с установлением отношений в школе среди сверстников. Сюда добавляется финансовый стресс, возникающий в связи с уменьшением до­хода и необходимостью увеличить нагрузку на работе, иногда оставаясь дополни­тельно в вечерние часы, при этом эффективность взаимоотношений родителя и ребенка снижается. Социальный стресс приносит проблемы по мере того, как родитель-одиночка спрашивает себя, нужно ли ему повторно жениться (выходить замуж) или же просто проводить больше времени в кругу своих друзей, которые имеют семью. Людей, страдающих от стрессов и имеющих проблемы, Тело Хрис­та должно окружить заботой, давая чувство защищенности и мира; мы должны на практике помогать им, облегчая тяготы их жизни.

РАЗВЕДЕННЫЕ

Конечно же, многих родителей-одиночек можно отнести к группе «одино­кие», а многих разведенных — к категории «родители-одиночки». Многих, од­нако не всех, поэтому разведенные становятся самостоятельной группой, в работе с которой местной церкви нужно использовать несколько иной подход. Доктор Альберт Солнит (Solnit), директор Центра по изучению детей в Новой Гавене (Yale Child Study Center), штате Коннектикут, считает, что развод яв­ляется самым сложным и серьезным ментальным кризисом, обрушившимся на детей в 80-е годы. Более миллиона детей в год страдает от распада семей. Это бедствие, проходя через все народы, весь мир, затронуло и церковь.

Не затевая спор о позитивных и негативных сторонах развода, ограничим­ся рассмотрением данного вопроса в рамках нашего служения людям, оказав­шимся в такой ситуации. Бесспорно, первым важным фактором является про­щение. При покаянии человека и его желании следовать воле Божией Цер­ковь Христа не должна принимать на себя право судить и осуждать. Разве­денным людям нужно помочь восстановиться и принять участие в общении церкви, хотя некоторые общины и накладывают на таких людей определенные ограничения.

Пастор должен быть доступным при встрече с разведенными людьми, давая таким образом понять отношение всего Тела Христа (Гал. 6: 1-5). В конце концов, можно организовать группы поддержки, состоящие из самих разведенных. Общение, помощь группы, молитвенная поддержка — все это можно эффективно использовать в данном виде служения.

Отношение церкви является самым главным аспектом. Давид Ламберт, бу­дучи отцом-одиночкой, сказал: «Какую позицию занимает церковь? В сегод­няшних проповедях родители-одиночки много слышат о себе. Это является одним из " острых углов" христианского служения. Но для большинства оди­ноких родителей это звучит насмешкой».1'

* David Lambert, «Coming Up Short», Moody Monthly (October 1987), p. 17


143 9. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ ВЗРОСЛЫХ

Ламберт говорит, что осознание является лишь первым шагом к реальной помощи. Поддержка, начиная от финансовой помощи до отношения любви и приятия, и есть самый главный подход к служению разведенным людям в по­местных церквах.

СЕМЕЙНЫЕ

Одна из основных задач в обучении взрослых сводится к укреплению и созиданию семей. Таким образом образуется цикл христианского образова­ния, от начальных попыток обучения дошкольников до классов для пожилых людей, в которых есть дедушки и бабушки. Воскресная школа и другие струк­туры образования церкви должны направлять свое внимание на реальные во­просы родителей и детей, с которыми они сталкиваются в конце нашей эпохи. Они должны принять к сведению последние исследования, такие как изучение Янкеловича, где сами родители перечисляют интересующие их темы для об­суждения.+

1. Родительство и трактовка сопровождающих его проблем, 34%.

2. Как рассказать детям о сексе, 31%.

3. Проблемы дисциплины, 36%.

4. Как справиться с проблемой употребления наркотиков среди детей, 49%.

5. Как убедить детей не курить, 37%.

6. Понимание новых методов преподавания в классе, 42%.

7. Как рассказать детям о религии, 32%.

Обязательства детей по отношению к родителям и обязательства родите­лей по отношению к детям весьма туманно определены нашим обществом, поэтому церковь должна их утвердить, ориентируясь на Библию. Проповедь с кафедры, воскресные занятия, семинары, лагеря для семейных — все долж­но быть использовано для развития в церкви серьезного образовательного слу­жения семье. Мы должны учить родителей, как стать настоящим примером для детей, как нести служение и создавать новых учеников. Первые две задачи достаточно ясны, о третьей поговорим подробнее.

Те, кто профессионально работают в сфере христианского обучения, часто называют обучение «служением приумножения». Поскольку каждый родитель есть учитель, родительство также (если не более) должно быть служением приумножения. Безусловно, к функциям родителей относится приумножение физическое, но духовные характеристики также имеются в виду. Родители-христиане должны воспитать детей, которые бы имели христианские ценности и посвятили себя Иисусу Христу и Его Церкви. Наша программа обучения ставит перед собой именно такие задачи.

Является ли служение в церкви взрослым анахронизмом — неосуществ­ленной мечтой? Или это уже родившееся дитя, которое нужно эффективно вскармливать? Согласно церковному опросу Денверской семинарии (Church Data Service), только 78% взрослых, посещающих церковь, ходят на вечерние воскресные уроки, по крайней мере, через неделю. В то же время Лайл Шал-

Daniel Yankelovich, et al Raising Children in a Changing Society. Minneapolis: General Mills, 1977.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 144

лер (Lyle Schaller) сообщает, что сегодня занятия по изучению Библии посе­щают большее количество людей, чем это было двадцать лет назад. Гарольд Вестинг рекомендует, чтобы уроки вечерних занятий Библии были направле­ны на нужды данного возраста в конкретный период времени, о чем и говори­лось в этой главе. Он утверждает, что нужны «уроки с общей целью», «дру­жественные уроки», периодическая избирательность, стимулирующее чув­ство товарищества, «малые группы по клеточному принципу», постоянно должен происходить процесс образования новых групп.

Обучение взрослых имеет прекрасное будущее, но только в том случае, если лидеры образования будут уделять ему особое внимание. Это не одна из возможностей, но необходимое условие. Как говорил Вестинг, «у вашей цер­кви будут расти группы изучения Библии, если их лидеры окажутся готовыми воспринимать изменения нашего общества».1'


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал