![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Иван IV Васильевич Грозный:Стр 1 из 14Следующая ⇒
Ю.А. ШАКИРОВ Иван IV Васильевич Грозный: Мифология и духовно-политические аспекты реформ Учебное пособие
Новомосковск 2008 УДК 93/99 ББК 63.3(2 Рос) Ш 176
Рецензент: к.и.н., доцент Л.Ю. Казанина (Новомосковский филиал Университета Российской академии образования) Шакиров Ю.А. Иван IV Васильевич Грозный: мифология, духовно-политические и социально-экономические основы реформ. Учебное пособие / ГОУ ВПО РХТУ им. Д.И. Менделеева, Новомосковский институт (филиал), Новомосковск, 2011. – с.
В учебном пособии рассматриваются духовно-политические и социально-экономические основы реформ Царя Ивана IV Грозного — великого русского мыслителя, создателя идеологии русской монархии — православного государства. Личность Ивана IV сыграла выдающуюся роль в истории России. Своими решительными действиями он сумел подавить заговор части правящей элиты, ориентированной на подчинение России католической церкви и Западу, а оставшиеся «западники» не имели достаточно влияния, чтобы заставить русское общество отречься от Православия и идеалов русской цивилизации и принять католичество. Для студентов неисторических факультетов дневной, вечерней и заочной форм обучения, активистов политических объединений, интересующихся современной историей России. Табл. 1. Библиогр.: 44 назв.
УДК 93/99 ББК 63.3(2 Рос)
© ГОУ ВПО Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Новомосковский ин-т (филиал), 2011
Оглавление
Введение 4 Авторы мифов об Иване ІV Васильевиче Грозном………………..10
«Издалека долго…»: социально-экономический аспект…………..21
Не есть власть, если не от Бога……………………………………...28
Жидовствующие………………………………………………………33
Формирование духовного образа «Святой Руси»…………………..38
Миф об «Избранной Раде»……………………………………………45
Миф о жестокости Ивана Грозного………………………………….58
Миф об отсутствии заговоров против Ивана Грозного…………….62
Миф об убийстве митрополита Филиппа……………………………68
Миф о разгроме Новгорода…………………………………………..74
Миф о небоеспособности опричного войска. Битва при Молодях……………………………………………………82
Миф о сыноубийстве………………………………………………….90
Заключение…………………………………………………………….98
Библиографический список…………………………………………...99
Введение
После смерти Ивана IV Васильевича Грозного минуло более 400 лет, но в научно-исследовательской, художественной, учебной литературе до сих пор нет единой оценки его деятельности. В глазах части современников его фигура предстаёт в виде зловещего монстра, кровавого палача, но другая часть почитает его как выдающегося политического деятеля. В современной России, когда значительная часть населения осознала преступную природу и людоедскую сущность сложившегося олигархического режима, остро встал вопрос рационального осмысления исторического пути нашего Отечества, а для того чтобы объяснить природу, логику, формы и методы выхода из исторического тупика нам помогает политический опыт Ивана Васильевича Грозного. Бурный XVI век зеркально отражает непростые реалии рубежа XX-XXI. Можно соотнести неутомимое подвижничество Ивана Васильевича, его мужество, самоотверженность, выверенную политическую линию с поведением современных сибаритов от высшего политического руководства современной России. Сравнимы здесь не только пресловутые «вертикали власти», но и мощь горизонтальных связей, выстроенная Иваном ІV; ситуативная политика нынешних политиков с продуманной стратегией консолидации государства; льготное налогообложение современных миллиардеров с налоговыми тяготами Владимиро-Суздальских бояр-олигархов и т.д. Иван Грозный имел стройную идеологическую концепцию проведения реформ, опирался в её проведении на народ, а лидеры современного олигархического режима озаботились созданием некоей «новой нации», формированием «российской идентичности», предавая своих соотечественников в ближнем зарубежье. Иван IV, победой над крымско-турецким войском при Молодях в 1572 г. положил конец работорговле, то в 2004 г., по данным ООН, Российская Федерация уверенно вышла на первое место в мире по объёмам торговли людьми. Если глава почётного посольства, которое направило английская королева Елизавета, Роберт Бест писал о восхищении Грозным его подданными, то нынешнее руководство более удовлетворено «восхищением всех в Америке», как раз теми людьми, у которых руки по локоть в крови наших соотечественников[1]. В царствование Ивана Грозного только на юге было отстроено более дюжины городов, шло строительство городских поселений на Волге, Каме и в Пермском крае. Приняв Россию со 160 городами, Иван Васильевич оставил потомкам 230, а в «новой России» за последние, с 1991 по 2010 гг., двадцать лет без следа исчезло 23 тысячи сёл и деревень.
При Грозном раскрылись такие народные самородки, вышедшие из самых низов, как опричный воевода Хворостинин, лихой дьяк-чиновник Ржевский, бравший Очаков за двести лет до Миниха и Потёмкина, опричные предприниматели Строгановы, а современный режим открыл раздолье проявлениям самых худших человеческих качеств. Грозный знал русскую историю, опирался на историю России, черпал из неё силы в своей многотрудной деятельности, соотносил свои деяния с историческими примерами из прошлого. В свою очередь, нынешние плутократы придерживаются альтернативной точки зрения, когда утверждают, что «Россия – молодая страна» и ей в 2011 году «исполнится только двадцать лет»[2]. Современное руководство отвергает исторический опыт, утверждая, тезис о «тысячелетии недемократического развития» России[3]. Тем самым Россия перед всем миром демонстрируется как государство без исторической идентичности, без исторического прошлого, без исторических корней. Современная плутократия не может не понимать значимость фигуры Ивана IV Грозного в русской истории. Свидетельством её ненависти к этой значимой фигуре в русской истории могут служить два кинофильма вышедших в 2009 году на телеэкраны страны. Телесериал «Иван Грозный», прошедший на телеканале «Россия», снятый режиссёром А. Эшпаем, в содружестве с некими израильскими артистами, может запомниться только невообразимым количеством пошлости на каждую секунду этой кинокартины. Второй фильм П. Лунгина с лаконичным названием «Царь» представил собой концентрированное выражение ненависти к русскому народу, к его историческому прошлому и рассчитан на людей малообразованных и не интересующихся историей России[4]. Большинство зрителей, за редким исключением, эти фильмы восприняли критически, отвергнув изложение русской истории в карикатурно-уродливом виде. В эфире радиостанции «Русская служба новостей» 3 ноября 2010 г. член Общественной палаты Н. Сванидзе, не скрывая своей ненависти к русскому царю, говорил: «…он просто уничтожал Русь, он уничтожал русское крестьянство, уничтожал Русскую Православную Церковь. Считается, что он был врагом бояр. Ничего подобного! Вместе с боярами он уничтожал тысячи и тысячи простых людей». И. Я. Фроянов, профессор Санкт-Петербургского университета, комментируя это высказывание, заявил: «Николай Сванидзе не специалист в области русской истории. Он болтун, поэтому серьезно относиться к его высказываниям, связанным с русской историей, нельзя. Это пропагандист, человек, который озабочен демократической, в худшем смысле этого слова, идеей. Он русофоб и ненавистник России»[5]. Однако, не учитывать мнение людей, имеющих доступ к многомиллионной аудитории нельзя. Лжецов и русофобов, подобных Сванидзе, подрастающее поколение должно знать, чтобы с известной долей скептицизма воспринимать их кликушество. Идеологических подвижников плутократов не останавливают какие-либо моральные нормы, когда они начинают клеветать на русскую историю перед многомиллионной детской аудиторией. Так, например, некий доктор исторических наук И. Данилевский, на телеканале «Бибигон» (с 27 декабря 2010 г. телеканал «Карусель») в цикле передач «История России. Лекции», даёт своеобразное, весьма спорное, далёкое от воспитания у детей чувства любви к своей Родине, толкование жизни и деятельности великих русских правителей прошлого – Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и пр. В частности, в лекции посвящённой Ивану ІV Васильевичу, он доболтался до того, что сожжение Москвы в 1571 году крымским ханом, ставленником и вассалом султанской Турции, Девлетом-Гиреем было благом для подданных Русского государства[6]. Мол, только благодаря этому деятелю Иван Грозный отменил опричнину, которая и нужна была только для того, чтобы пытать, мучить русских людей для их подготовки к Царствию Небесному[7]. Негативное отношение к русскому царю имеет свою давнюю традицию. В насыщенном виде оно выразилось в отсутствии его изображения на памятнике 1000-летия России, установленного в Великом Новгороде в 1862 году. Архитектор А. Кокоринов не забыл отлить в бронзе своё изображение, Анастасию Романову – жену государя, его мифических соратников – священника Сильвестра и А. Адашева. «Забывчивость» Кокоринова более чем странная, если учесть, что Грозный пробыл на престоле великого князя с 1533 по 1547 гг., а до своей кончины в 1584 г. нёс тяжкий крест первого русского царя. Русские историки XVIII-XIX вв. В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, Б. Н. Чичерин и др., уделяли значительное место изучению «грозненского» периода в истории Отечества. Ими был заложен тезис неизбежности развития России по пути укрепления монархической государственности. В связи с этой концепцией великий князь или царь, как правило, рассматривался как центр принятия политических решений во взаимоотношениях с боярством, которое, в свою, очередь, изображалось его окружением, но не особой социальной группой со своими специфическими интересами. Если и отмечалась косность боярства, то борьба государя сводилась к преодолению сопротивления отдельных лиц, не желавших усиления самодержавия. Советская историография сделала большой шаг, приступив к рассмотрению взаимоотношений царя и боярства с точки зрения их оппозиционной сущности друг другу. Несмотря на то, что в 30-40-х гг. XX века появились труды стремившиеся показать положительные стороны в деятельности Ивана IV, особенно в 50-е годы XVI века, в целом в отечественной историографии, начиная с Н. М. Карамзина (1766-1826), сложилось устойчивое, обличительное направление в изучении деятельности. На протяжении сотен лет историки смотрят на Ивана Грозного глазами предателя Курбского, который стал первым автором т.н. «концепции двух Иванов». Суть этой концепции заключалась в том, что первое время Иван Грозный был «добрым», а с введением опричнины впал в грех, стал жестоким мучителем своих подданных. На это обратил внимание современный историк А. И. Филюшкин: «До сих пор история правления первого русского царя излагается по заложенной ещё Н.М. Карамзиным на основе сочинений Курбского схеме " двух Иванов": хорошего государя в 1550-е гг., времени реформ, времени правления " Избранной рады", и необузданного тирана после 1560 г., после смерти царицы Анастасии... Существование данной схемы – самый главный след в истории, который сумел оставить Курбский. Его глазами историки и литераторы смотрят на Россию XVI в. вот уже больше 300 лет»[8]. В середине XIX в. С. М. Соловьев (1820-1879) рассматривал деятельность Ивана Грозного как положительную, как победу государственных начал над родовым строем. Соловьев не забывал и о морали. Он писал, что «не произнесёт историк слово оправдания такому человеку». Однако последователи Соловьева отказались от моральных оценок как ненаучных. Видный историк первой половины XX века С. Ф. Платонов (1860-1933) создал ту концепцию деятельности Ивана IV, которая с небольшими изменениями дошла до наших дней. По его мнению, Иван Грозный вел борьбу против боярской аристократии как главного тормоза на пути централизации. Утверждению платоновской концепции в советской исторической науке способствовали политические факторы: Сталин высоко оценивал деятельность Ивана IV. В 60-70-х гг. XX в. новые подходы к изучению истории России XVI в. обозначил талантливый учёный А. А. Зимин (1920-1980). Он порвал с традиционной концепцией борьбы боярства и дворянства, доказывая, что опричнина утвердила в стране режим личной власти. Этой точке зрения придерживается и современный учёный В. Б. Кобрин. Только в 90-х годах XX века появляются труды, авторы которых поставили вопрос об исторической реабилитации Ивана Грозного. Самым видным из них был митрополит Ленинградский (впоследствии Санкт-Петербургский) и Ладожский Иоанн (в миру Иван Матвеевич Снычёв; 9 октября 1927 – 2 ноября 1995). Мыслитель, богослов и историк, митрополит Иоанн считал, что источники, которыми пользовались историки, крайне пристрастны. В этом же контексте давалась и оценка опричнины: «Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга»[9]. С. В. Перевезенцев выделил три направления в оценке личности и деятельности царя: – «обличительное», истоки этого направления восходят к сочинениям А.М. Курбского, а следовали ему П. И. Ковалевский, С. Б. Веселовский, А. Г. Кузьмин и др.; – «апологетическое», которое также возникло в XVI веке, в официальном летописании XIX в. близок к нему было известный историк и юрист К.Д. Кавелин, а в наше время — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, И.П. Фроянов и некоторые другие. – «объективистское», которое, с одной стороны, признаёт значительный вклад царя в созидание Российского государства, с другой стороны, обличает его деспотические наклонности (В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, С. Ф. Платонов, А.А. Зимин, Р. Г. Скрынников, А. Л. Хорошкевич, В. Б. Кобрин, Б. Н. Флоря, А. Л. Юрганов и др.)[10]. Вместе с тем, С. Перевезенцев отметил, что позиции «обличительного» и «объективистского» направлений смыкаются на обличительной основе. Представляется, что это не совсем так. 17 февраля в Институте динамического консерватизма прошел круглый стол об актуальности опричнины. Настоящим событием социально-исторической мысли явилась работа А.И.Фурсова, получившаяся на основе сделанного им доклада. Несомненно, глубокими и нетривиальными были также выступления М. Калашникова, А. Елисеева, Е. Холмогорова и других участников. В статье Фурсова впервые была показана исключительная сложность опричнины XVI века, нестандартность её как политической инициативы, целенаправленно преображающей властные и социальные отношения. Фурсов убедительно показал положительную сторону внутренней связи опричнины и её новых версий в русской истории, а также диалектику трех полюсов русского государства: олигархии, опричнины и самодержавия. С незначительными изменениями доклад был опубликован в журнале «Наш современник»[11]. Тему актуальности опричнины, её связь с современностью рассмотрел В. В. Аверьянов[12]. Материалы круглого стола убедительно показали, что «объективистское» направление смыкается не только с «обличительным». Если работы Фурсова и Аверьянова приоткрывают новые аспекты мотивации политических поступков Ивана Грозного, то труды профессора Санкт-Петербургского университета И. Я. Фроянова в значительной мере опираются на анализ духовных и идейных мотивов его поведения[13]. Вне всякого сомнения, исследование И. Фроянова, посвященное изучению объективных причин вызвавшим к жизни опричнину, стало событием в научной жизни. По мнению учёного, в середине XVI в. угрозы, вставшие перед страной достигли такого уровня, что опричнина стала вынужденной и специфической формой самозащиты молодого Русского государства и русского народа. Большой вклад в понимание духовно-религиозных мотивов внесли и работы С. Перевезенцева, А.В. Каравашкина, А.Л. Юрганова, А. М. Панченко, Б. А. Успенского. Большая работа по расширению источниковедческой базы, разоблачению фальсификации иностранных источников провели А. И. Филюшкин, Т.В. Грачёва, Н. М. Пронина, Ю. Е. Кондаков, В. Г. Манягин, А. В. Тюрин и др.[14] На прежних позициях, апологетики иностранных источников, остаются израильский историк российского происхождения А. Янов и драматург Э. Радзинский.
|