Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательная характеристика образовательного процесса
Методика преподавания в школе-студии в своей основе опирается на профессионально-хореографические учебники. Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальную лексику классического, русского и народно-характерного танцев, теоретическую и практическую части, индивидуальные, сводные и постановочные репетиции, что способствует развитию танцевальных навыков учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над сценическими постановками. Начиная со второго класса постепенно вводятся дисциплины по теоретическому циклу, такие как: общая культура и эстетика, история хореографии, история костюма. Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые должны получать учащиеся в процессе обучения (знания по музыкальной грамоте, методике исполнения и выразительности языка танца, знания французской терминологии, характерных черт и историю танцев различных эпох и народов, знания по танцевальному этикету). В практическую часть программы входит перечень умений и навыков, упражнений, знания танцевальной лексики и танцев из репертуара ансамбля. Программа дана по классам обучения, включая первый год – подготовительные группы. Материал программы включает несколько разделов по следующим дисциплинам:
Дисциплины предлагаются в перспективе на пять лет. Прием детей в танцевальный коллектив – дело сложное, требующее от руководителя чуткости, внимания, такта и профессионального подхода. При приеме в танцевальный коллектив учитывается чувство ритма, внешний вид, музыкальность, выразительность, состояние здоровья. Принимаются дети с достаточно удовлетворительными данными. Результативность последующей работы во многом зависит от того, насколько педагог был внимателен и требователен в период просмотра. Для объективной оценки может быть создана комиссия. Занятия в школе-студии учат детей владеть выразительными средствами танца и их характерными особенностями, развивают внимание и воображение, память и художественный вкус, содействуют физическому развитию учащихся. Обучение детей хореографии начинается на подготовительном отделении, затем происходит деление детей на классы с первого по четвертый. Количественный состав группы на подготовительном отделении от 15 до 20 человек. Состав класса на групповых занятиях от 10 до 15 человек, кроме индивидуальных (например, работа с солистами). Занятия в каждой группе на подготовительном отделении 2-3 раза в неделю, продолжительность не более двух академических часов, у шестилеток – 1 час 30 минут. Начиная с первого класса, продолжительность одного занятия может быть увеличена до трех часов от трех до пяти раз в неделю, соответственно учебной программе. Время индивидуальных занятий, включая работу с солистами, берется из расчета 0, 5 часа на ребенка. Основная задача занятий в пятой возрастной группе (4 и 5 классы) – подготовка детей к исполнительской и постановочной работе в ансамбле. Учитывая возраст обучающихся, педагог может строить учебный материал на более сложных танцевальных комбинациях, а также увеличивать норму упражнений, входящих в экзерсис. К этому времени в учебный процесс вводятся все предметы, которые заложены в программе. Много вводится лексического материала за счет дисциплины по композиции и постановке танца и за счет постановочных репетиций. В экзерсис (в 5 классе) не вводится новый материал, но усложняется за счет ускорения темпа музыки, пор де бра, поворотов. Все упражнения у палки исполняются на полупальцах. При постановке танцев, учитывая возрастные интересы исполнителей, в процессе занятий по композиции танца, нужно дать возможность учащимся самим составлять и показывать на занятиях отдельные упражнения, входящие в экзерсис на первых годах обучения, а затем самостоятельно строить урок по разделам, постепенно увеличивая его объем. Нужно выделить время для самостоятельной постановочной работы ребят, чтобы они могли сами создавать танцы, предназначенные для постановки в младшей группе. Требования к учащимся этой группы (4-5 класс):
Ученики этой возрастной группы показывают свои достижения через такие формы, как экзамен, встречи, выступления, концерты, фестивали, конкурсы, показательные уроки. Следуя принципу индивидуального подхода к особо одаренным детям, предполагается переход в последующие классы экстерном, минуя первоначальную подготовку, либо переход сразу же в состав ансамбля. Подготовительное отделение. Раздел “Ритмика” включает ритмическую гимнастику и музыкальные игры, тренаж современной пластики, прослушивание и разбор танцев музыки для средних и младших школьников. Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отображены в движении. Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности. Выполнение образного содержания музыкального произведения достигается через точную выразительную передачу посредством движений характера музыки. Вместе с тем ритмические упражнения служат и задачей физического воспитания, они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно влияют на работу органов дыхания, кровообращения. “Ритмика” Теория. Знакомство с различным характером, темпом, строением музыкального произведения (вступление, части), изучение динамических оттенков (фортепиано, стаккато-легато, акцент), изучение длительностей нот (целые, половины, четвертные, восьмые), понятие о ритмическом рисунке. Практика. Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Точное окончание и начало движения вместе с началом и окончанием музыкальной части. Движения в различных темпах, передача хлопками и ногами различного рисунка. Построение в колонну, шеренгу, круг и т.д. построение в пары, тройки, повороты. Игры организующего порядка, музыкальные игры, танцы-минутки. “Танцевальная азбука” Принцип и упражнения классического танца на середине зала. Постановка корпуса, положение анфас. Постановка и позиции рук, позиции ног 1, 2, 3, 6. Повороты и наклоны головы, корпуса, переводы рук, ног из позиции в позицию. Эти упражнения способствуют гармоничному развитию тела, приобретению технического мастерства, культуры движений, воспитывают правильную осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить основные правила хореографии. “Русский танец” Одним из основных предметов в программе является “Русский танец”. Материал программы включает в себя несколько разделов: азбука русского танца, перечень упражнений у станка и на середине зала, практические и теоретические рекомендации для обучения детей русскому танцу. Со второго года обучения в программу по русскому танцу вводятся образцы русского танца (изучение материала по областным особенностям). К концу пятилетнего обучения учащиеся должны знать все элементы русского танца, правила постановки корпуса, все положения рук, ног, знать и уметь отличать основные группы своего национального танца: лексику, ходы, фигуры хоровода, кадрили, “коленца” плясок и т.д., профессионально исполнять танец. Основные задачи предмета:
“Классический танец” Занятия классическим танцем дают основу для постановки рук, ног, спины и более успешного и правильного стилевого усвоения материала по русскому и народно-характерному танцам. Построение урока идет соответственно программе по классическому танцу: от простого к сложному. В начале обучения по курсу классического танца следует ограничиться небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений, имеющих целью: сохранение и корректировка правильной осанки, ознакомление с основными положениями ног и рук, развитие первоначальных танцевальных навыков. Эти упражнения разучиваются на середине зала. В занятиях с детьми первого класса станок почти не используется. Дети младшего возраста показывают свои достижения только на отчетных занятий, в концертах не участвуют. В среднем возрасте дети могут выдерживать уже большую физическую нагрузку. Поэтому занятия для них значительно усложняются. Вводится классический экзерсис (на него отводится не менее 30 минут занятия). Комбинации строятся с учетом уже имеющейся танцевальной техники и возрастных интересов ребят. Увеличивается количество движений, входящих в комбинацию, ускоряется темп исполнения, увеличивается физическая нагрузка, усложняется координация движений. Как правило, ребята этого возраста являются основными участниками всех концертных выступлений, у них уже сформировано серьезное, уважительное отношение к танцам, поэтому педагогу важно добиваться верного исполнения каждого упражнения, много работать над техникой и выразительностью, не допускать сюсюканья на уроках. Основной задачей является прочное усвоение программного материала. Знакомство учащихся с народным танцем по данной программе начинается со второго года обучения, хотя правильнее всего начинать вводить элементы народно-характерного танца с первого класса: поклоны в разных характерах, танцевальные движения и уже во втором классе – народно-сценический экзерсис, который составляет основу для более успешного и правильного стилевого усвоения народного танца. Упражнения у станка не превышают 20 минут (1, 2 классы) и до 30 минут в более старших классах на одном занятии. Дети любят народный танец, потому что он близок и понятен им благодаря богатству различных образов. Народные танцы можно интерпретировать, приближая из детской тематике, обогащая элементы танца темами, заимствованными из сюжетов сказочного и бытового характера, из детских игр, чтобы материл танца был доступен и интересен самому ребенку. Итогом обучения народному танцу является умение детей красиво и выразительно исполнять народные танцы, культура общения между партнерами, наличие представления о характере национальных танцев.
|