![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Советская модель преподавания права или правовое образование в советской школе.
С возникновением советского государства (1917) отменяется предметное образование, домашние задания, экзамены. Появляются учебные планы ГУВСа (Государственный Ученый Совет), по которым окончательно отменялось предметное обучение и вводился бригадно-лабораторный метод обучения. Такая модель просуществовала до 1934 года. Данная система не давала систематизироваться мышлению, а следовательно была неэффективна. С 1934 года снова вводится предметная модель образования. В программе советского образования появляется обществоведение в рамках которого преподается право. Однако вопросам права уделяется мало внимания. Главная цель обучения праву в советское время – сформировать послушного и лояльного государству человека. Появляется такой предмет, как Конституция в СССР (1937), в рамках которого школьники изучали право. Данный предмет существует до 1962 года. Был идеологизирован, выполнял задачи политического воспитания и просвещения учащихся. Многие статьи заучивали наизусть. 1963 год – появляется новый курс – обществоведение. Введение данного курса решало сразу несколько проблем (таких как перегрузка учащихся). 20-й съезд КПСС вводит несколько изменений в правовое образование. Право становится инструментом практической жизни. Расширяется спектр правового содержания образования. Возникает вопрос: «Что первично правовое воспитание или правовое обучение?». Это говорило о развитии методики преподавания права. На первый план выходит не только правовое образование, но и правовое воспитание. Однако правое воспитание и обучение не считалось первоочередной обязанностью школы. Но в 60-х годах тяжелая преступная обстановка показывает необходимость увеличения доли правового образования. Появляются элементы дополнительного правового образования (такие как правовые олимпиады, встречи с юристами и т.д.). Но системы правового образования еще заметить нельзя. В 70-е годы правовое воспитание станет одним из стратегических направлений деятельности государственных органов. В школах говорят о необходимости появления самостоятельного курса обучения праву. Заговорили о необходимости создания вертикали правового образования с 1-го по 10-й класс. Были выделены 2 подсистемы: идеология 1. Правовое просвещение на уроках при изучении основ наук 2. Создание комплекса внеурочной и внешкольной работы по обучению праву. В 1975 году появился курс «Основы советского государства и права» - выделился из обществознания. Данный курс знакомил учеников с основами семейного, гражданского, уголовного, административного и конституционного отраслей права. Целью данного курса было формирование гражданской ответственности, соблюдение правовых и моральных норм. Впервые появляется идея законопослушной личности, формирование такой личности станет главной задачей школы. В 80-е годы были сформированы следующие задачи правового обучения: 1. Формирование системы знаний по вопросом государства и права 2. Формирование уважения к советскому государству, праву и социалистической законности 3. Привитие навыков правомерного поведения 4. Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости к каким-либо правонарушениям 5. Формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права государства, общества, личности 6. Формировать умение противостоять неверным взглядам на государство и право, активно и убедительно их развенчивать Методисты разрабатывают различные пути повышения эффективности обучения праву. В 80-е годы издательство «Просвещение» выпускает первые книги по методике права. Многие из них представляют собой подобия конспектов. Учебный курс права был построен по принципу проблем, связанных с реальной действительностью, а не по отраслевому принципу как сейчас. 1982 – учебное пособие для студентов педагогических вузов «Методика правового воспитания учащихся». 1984 – опубликовано первое отечественное пособие по методике правового обучения «Методика преподавания основ Советского государства и права». В 80-х годах появляется предмет Советское право. Язык был приближен к школьному. Авторы Никитин и Соловьев. В учебник были включены международные документы по правам человека. Подготовить Семинар номер 2 – нормативно-правовая база современного образования
|