Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные принципы организации программы. Успешное решение поставленных задач на занятиях, возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения
Успешное решение поставленных задач на занятиях, возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими к музыкальному искусству считаются следующие: ¾ принцип доступности и индивидуализации (учет возрастных особенностей ребенка и в связи с этим определение посильных для него заданий, учет индивидуальных особенностей ребенка); ¾ принцип постепенного повышения требований (постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, выполнение ребенком все более трудных новых заданий); ¾ принцип систематичности (непрерывность и регулярность занятий); ¾ принцип сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение к своим действиям); ¾ принцип повторяемости материала (занятия требуют повторения вырабатываемых навыков); ¾ принцип наглядности (при разучивании упражнения, новых ролей наглядность, т.е. безукоризненный практический показ педагогом, это один из основополагающих принципов); ¾ метод показа; ¾ словесный метод; ¾ музыкальное сопровождение, как методический прием (умение согласовывать движение с музыкой); ¾ импровизационный метод (развитие творческих способностей); ¾ метод иллюстративной наглядности; ¾ игровой метод; ¾ концентрический метод (позволяет возвращаться к пройденному материалу, но уже усложняя его).
Для изучения предмета сольфеджио необходимо использовать следующие методы: Первый методический принцип, лежащий в основе данной программы: взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Необходимость этого взаимодействия обусловлена самой особенностью восприятия, которое в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием (сфера интеллекта) и имеет эмоциональную окраску (сфера эмоций). С этой особенностью восприятия связан и второй методический принцип — первичность накопления музыкальных впечатлений (принцип опережающего восприятия), которые затем ложатся в основу активной музыкальной деятельности. И лишь на заключительном этапе этого процесса происходит теоретическое осмысление музыкальных явлений, «рождается» теоретическое понятие. С этим подходом связан третий методический принцип — от частного к общему. Ещё одним методическим принципом является — концентрический метод обучения, понимаемый как необходимость, постоянного возвращения к пройденному на новом уровне. Использование этого метода позволяет возвращаться к пройденным проблемам на новом музыкальном материале, что прямо противоположно методу «прохождения» (и благополучного забывания) тем. Это важно еще и потому, что предмет сольфеджио требует постоянной тренировки памяти и слуха в определенных направлениях, без этого невозможно поступательное движение в развитии музыкальных способностей. С концентрическим методом связаны еще два важных (особенно при обучении дошкольников) методических подхода: принцип повторяемости и принцип «от простого к сложному». Учитывая важность каждого методического подхода и особенностей его применения на начальном этапе, следует тщательно продумывать не только содержание, но и форму каждого урока. Урок на подготовительном отделении должен строиться по плану-сценарию, предполагающему драматургическое развитие «действия»: логику появления каждой формы занятий, движение к кульминации, а также взаимосвязь уроков- «сцен» между собой.
|