Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие метроритма. Изучение длительностей. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Организация во времени - одна из важнейших задач на начальном этапе обучения детей музыке. Развитию чувства метроритма необходимо уделять особое внимание, так как ритмический слух обладает своими специфическими свойствами. Процесс формирования и развития этой музыкальной способности включает в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей. Восприятие музыкального ритма – активный слуходвигательный процесс. И очень важно, чтобы первоначальное восприятие музыки вызывало у детей двигательные реакции.
Следует начинать изучение соотношения длительностей не с арифметического расчета, а с представления об их временной взаимосвязи и связи с движением: четвертная длительность - шаг, восьмые - бег, половинная — остановка. В названии длительностей желательно использовать ритмослоги: «ти-ти» («бегом») - восьмые, «та» («шаг») - четвертная, «ту» («стой») - половинная, при этом обозначать длительности условными движениями («умными» ладошками): восьмые — хлопки в ладошки, четвертные — ладошки на стол или движение сверху вниз ребром ладони, половинные - ручки на пояс. Вводить понятия «четверть», «восьмая», «половинная» следует лишь тогда, когда дети будут свободно ощущать временную соразмерность звуков. При письме ритма на начальном этапе целесообразно использовать графическую запись палочками: короткие палочки соответствуют восьмым, длинные — четвертным нотам.
Также важным является рассматривание ритма внутри определенного метра, а не как расплывчатое, не обусловленное музыкальным смыслом, чередование музыкальных звуков определенной длительности; в ритмическом задании должно присутствовать ощущение метра как внутренней пружины, направляющей течение музыки от одной сильной доли к другой.
Для развития чувства метра можно использовать равномерное движение: хождение под песню, под инструментальное музыкальное произведение; подражательные движения, которые дети делают во время игры. Важное условие: метр необходимо отбивать, (отхлопывать) без остановок, без каких-либо отклонений от темпа.
Ритмическим занятиям легче всего придавать форму игры, и привлекать к ней всех без исключения детей. Уже с первых шагов необходимо воспитывать у ученика умение охватить взором ритмическую фразу в целом и научить осознавать ее внутреннюю структуру, начиная с наиболее простых построений и постепенно продвигаясь к более сложным.
Ритмизуя слова, мы начинаем изучение соотношения длительностей: «Сказка про льва» иллюстрирует ритмические группы в двудольном размере: ЛЕ-ЕВ - половинная, БЕ-ЛОЧ-КА – четверть и две восьмые, КРО-КО-ДИЛ - две восьмые и четверть, ПО-РО-СЕ-НОК – четыре восьмые, Ё-ЖИК – две четвертных ноты. Далее это могут быть знакомые детям стихи, которые они читают, «проговаривая» ручками или ножками ритмический рисунок (ровное движение восьмыми и остановка в конце фразы): «Наша Таня громко плачет...», «Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик…», «Гуси, гуси, га-га-га…». Затем песни, содержащие ритмическое движение только из восьмых и четвертей в размере 2/4: песня-игра «Гости» К.Орф, В.Калинников «Тень-тень», Украинская народная песня «Весёлые гуси», Французская народная песня «Большой олень», Т.Потапенко «Грибы», А.Филиппенко «Две лягушки», А.Филлипенко «Весёлый музыкант», Благ «Танец», Котляревский «Весёлый жук». Только когда дети смогут свободно, уверенно и выразительно отхлопывать, узнавать, выкладывать карточками ритмический рисунок знакомых песен, состоящий из восьмых и четвертей, можно ставить перед ними новую задачу осознания ритмических закономерностей. Новая половинная длительность: «Маляр» Лещинской, «Уточка» Арцибашевой; Затакт: считалка «Серый волк пришел из сказки», «Зимняя пляска» Старокадомского; Шестнадцатые: «Соловейко» Филиппенко, «Часы» Метлова, «Котята» Чичкова; Пауза: «Две лошадки» Лешинской, «На лошадке» Лепина.
Ритмическая «разминка». Дети, глядя на ритмические карточки, которые показывает преподаватель, отхлопывают их «умными» ладошками, проговаривая метрические доли: «раз, два». Позже задание усложняется: - дирижирование на 2/4, проговаривая ритмослоги; - отстукивание метрических долей, проговаривая ритмослоги; - отхлопывание умными» ладошками проговаривая метрические доли: «раз, два».
Это упражнение можно превратить в игру: закрыть карточки, перевернув их, попросить детей (четырех человек) вытащить по одной из ритмических карточек. Затем дети, как в лото, складывают эти карточки, «выстраивая» 4 такта так, как им нравится. Этот четырехтакт отхлопывают все дети, его можно варьировать, меняя местами карточки.
|