Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие метроритма. Изучение длительностей.






Организация во времени - одна из важнейших задач на начальном этапе обучения детей музыке.

Развитию чувства метроритма необходимо уделять особое внимание, так как ритмический слух обладает своими специфическими свойствами.

Процесс формирования и развития этой музыкальной способности включает в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей.

Восприятие музыкального ритма – активный слуходвигательный процесс. И очень важно, чтобы первоначальное восприятие музыки вызывало у детей двигательные реакции.

 

Следует начинать изучение соотношения длительностей не с арифметического расчета, а с представления об их временной взаимосвязи и связи с движением: четвертная длительность - шаг, восьмые - бег, половинная — остановка. В названии длительностей желательно использовать ритмослоги: «ти-ти» («бегом») - восьмые, «та» («шаг») - четвертная, «ту» («стой») - половинная, при этом обозначать длительности условными движениями («умными» ладошками): восьмые — хлопки в ладошки, четвертные — ладошки на стол или движение сверху вниз ребром ладони, половинные - ручки на пояс. Вводить понятия «четверть», «восьмая», «половинная» следует лишь тогда, когда дети будут свободно ощущать временную соразмерность звуков.

При письме ритма на начальном этапе целесообразно использовать графическую запись палочками: короткие палочки соответствуют восьмым, длинные — четвертным нотам.

 

Также важным является рассматривание ритма внутри определенного метра, а не как расплывчатое, не обусловленное музыкальным смыслом, чередование музыкальных звуков определенной длительности; в ритмическом задании должно присутствовать ощущение метра как внутренней пружины, направляющей течение музыки от одной сильной доли к другой.

 

Для развития чувства метра можно использовать равномерное движение: хождение под песню, под инструментальное музыкальное произведение; подражательные движения, которые дети делают во время игры. Важное условие: метр необходимо отбивать, (отхлопывать) без остановок, без каких-либо отклонений от темпа.

 

Ритмическим занятиям легче всего придавать форму игры, и привлекать к ней всех без исключения детей.

Уже с первых шагов необходимо воспитывать у ученика умение охватить взором ритмическую фразу в целом и научить осознавать ее внутреннюю структуру, начиная с наиболее простых построений и постепенно продвигаясь к более сложным.

 

Ритмизуя слова, мы начинаем изучение соотношения длительностей:

«Сказка про льва» иллюстрирует ритмические группы в двудольном размере: ЛЕ-ЕВ - половинная, БЕ-ЛОЧ-КА – четверть и две восьмые, КРО-КО-ДИЛ - две восьмые и четверть, ПО-РО-СЕ-НОК – четыре восьмые, Ё-ЖИК – две четвертных ноты.

Далее это могут быть знакомые детям стихи, которые они читают, «проговаривая» ручками или ножками ритмический рисунок (ровное движение восьмыми и остановка в конце фразы):

«Наша Таня громко плачет...»,

«Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик…»,

«Гуси, гуси, га-га-га…».

Затем песни, содержащие ритмическое движение только из восьмых и четвертей в размере 2/4:

песня-игра «Гости» К.Орф,

В.Калинников «Тень-тень»,

Украинская народная песня «Весёлые гуси»,

Французская народная песня «Большой олень»,

Т.Потапенко «Грибы»,

А.Филиппенко «Две лягушки»,

А.Филлипенко «Весёлый музыкант»,

Благ «Танец»,

Котляревский «Весёлый жук».

Только когда дети смогут свободно, уверенно и выразительно отхлопывать, узнавать, выкладывать карточками ритмический рисунок знакомых песен, состоящий из восьмых и четвертей, можно ставить перед ними новую задачу осознания ритмических закономерностей.

Новая половинная длительность:

«Маляр» Лещинской,

«Уточка» Арцибашевой;

Затакт:

считалка «Серый волк пришел из сказки»,

«Зимняя пляска» Старокадомского;

Шестнадцатые:

«Соловейко» Филиппенко,

«Часы» Метлова,

«Котята» Чичкова;

Пауза:

«Две лошадки» Лешинской,

«На лошадке» Лепина.

 

Ритмическая «разминка».

Дети, глядя на ритмические карточки, которые показывает преподаватель, отхлопывают их «умными» ладошками, проговаривая метрические доли: «раз, два».

Позже задание усложняется:

- дирижирование на 2/4, проговаривая ритмослоги;

- отстукивание метрических долей, проговаривая ритмослоги;

- отхлопывание умными» ладошками проговаривая метрические доли: «раз, два».

 

Это упражнение можно превратить в игру: закрыть карточки, перевернув их, попросить детей (четырех человек) вытащить по одной из ритмических карточек. Затем дети, как в лото, складывают эти карточки, «выстраивая» 4 такта так, как им нравится. Этот четырехтакт отхлопывают все дети, его можно варьировать, меняя местами карточки.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал