Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вместо предисловия. Жизнь не есть сон. Сном она становится
Жизнь не есть сон. Сном она становится лишь по вине человека, душа коего не следует зову пробуждения.
Эрнст барон фон Фойхтерслебен. О диететике души1
В этой книге говорится не только о тяжелом недуге, о депрессии, но и о его «младших братьях и сестрах» — страхе перед будущим, недоброжелательстве, зависти, апатии, безразличии, недовольстве и внутреннем параличе. Эти душевные состояния, подобно эпидемической болезни поразившие людей нашего времени, определяющие наши мысли и чувства, парализующие нашу волю, необходимо распознавать и преодолевать. Желая побыстрее от них отделаться, мы вскоре замечаем, что жизнь отнюдь не компьютерная программа, которую легко изменить. Не станем кривить душой и спросим себя: способны ли мы ныне противопоставить жизни хоть малую толику внутренней силы, уверенности, спокойствия и веры? Не превращается ли у нас любое дождливое лето сей же час в экологическую катастрофу, малейшая размолвка --в разрыв навеки, а родимое пятнышко — в злокачественный рак кожи? Итак, уже в силу самого жизненного настроя мы стали своеобразным «траурным сообществом», которое вечно жалуется и оттого забывает о жизни, как путник в пустыне,
окруженный тысячью источников, умирает от жажды, ибо не находит того из них, какой избрал личным своим идеалом. Каждый может сам по себе начать «траурную работу», чтобы преодолеть настроения неблагодарности к жизни, чтобы из недовольного идеалиста, ищущего лишь благоденствия, сделаться в жизни активным реалистом, а это, как говорил русский писатель Лев Толстой, означает: любить то, чем занят в эту самую минуту, превыше всего дорожить человеком, стоящим перед тобою сейчас, и более всего ценить время, которое совсем рядом, — настоящий миг. Остроумную карикатуру упомянутого идеализма еще в 1927 г. нарисовал КуртТухольский2. Она не утратила злободневности и раскрывает одну из главных причин депрессии благоденствия: преобладание внешней видимости над внутренним бытием. Вы можете прямо сейчас решить, кем хотите стать — «идеалистом» или «реалистом» в духе Тухольского.
Идеал
Ишь чего захотел: виллу на лоне природы с обширным садом, чтоб выходила на море передом, на Бродвей задом; чтоб пошикарней (хоть и деревня) был вид окрест, эдак в ванну заходишь — в окно видать Эверест; но чтоб было вечером близко ходить в синема. Словом, все просто, ну прямо скромность сама.
Девять комнат — нет, лучше еще одну. А на крыше сад (посадишь дуб да сосну), радио, центральное отопленье и пылесос, и прислугу — чтоб тише воды да не задирала нос, и жену-конфетку, породистую такую (и еще одну, на уикенд, запасную), — библиотеку, и кругом чтоб всегда только пчелки гудели, а людей ни следа.
В стойлах: два пони, четыре коня породы редкой, восемь машин и, ладно, мотоциклетка: тебе, конечно, как нечего делать все это водить. А иногда на красную дичь с винтовкой ходить.
Эх, как же забыл я об этом: а еда-то! Кухня — по лучшим парижским заветам, вина, какие хочешь, да все в хрустале; но — изящен, строен, хоть всего полно на столе.
И деньги. Ну, и камни — какой-нибудь эдакий кабошон. И еще миллион. И еще миллион. И поездки. И множество жизни приятных даров. Платье — от кутюрье. И всегда здоров.
Ишь чего захотел.
И как это здесь, на земле, так бывает — все кажется, ну вот не хватает для полного счастья того да сего.
Вечно нету чего. Есть деньги — никак не найдешь Анету, есть жена — а тогда уж и денег нету. С гейшей ложишься — мешает веер проклятый, и вообще — то уха нету, то ваты. И так вот всегда.
Да успокойся ты насчет уха.
На всякое счастье своя проруха. Нам так много надо. Иметь. Быть. Да чтоб уважали. А чтоб было все сразу — такое найдешь едва ли.
|