Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психотерапевтический путь
Трудно даже вообразить, какую поддержку дух может оказать телу... Я часто страдаю болями в нижней части живота, однако воля и сила разума не позволяют мне слечь. Лишь бы дух не подчинился телу!
Гёте в разговоре с Эккерманом 21.3.1830 (Перевод Наталии Ман)
Подлинная сущность нашей души предполагает, что мы стремимся к встрече с миром не безучастно-холодно, но заинтересованно, участливо, т. е. эмоционально, пылко. Иными словами, пытаемся привести себя и свое индивидуальное «я» в созвучие с происходящим вокруг. Так ежедневно сплетается незримая связь с событиями и людьми окружающего мира, которая при созвучии сообщает нам чувство удовольствия, гармонии, уверенности. Равнодушие, непонимание, перегрузка, черствость и т. д. рвут эти незримые узы — в душе мы ощущаем себя глубоко уязвленными, нам неуютно, потому что отсутствует созвучность, внутреннее приятие мира. Каждый по опыту знает, что на разных этапах жизни и даже в течение дня наше отношение к миру неодинаково. То мы больше привязаны к вещам, то как бы поднимаемся над ними, то отвергаем их. В этой переменчивости — сущность здоровой души, ведь точно так же нам физически приходится равно выдерживать тепло и холод и соответственно на них реагировать. При депрессии, однако, наступают внутренняя
изоляция и застой характера. Чувства «каменеют» в голове, душа — как Прометей к скале Кавказа — прикована к прошлому, яд вины и самоукоры угрожают разъесть всякий оптимизм. Самоукоризна становится кинжалом, направленным в свою же собственную грудь. Человек начинает целиком жить в голове, «мозговать» и тем самым сосредоточивается на собственном теле, а не на мире. Темперамент, душевный волевой центр изнемогает, и ниточка связи с миром рвется. Вот почему, пока пациент еще способен дать отклик, необходимо постараться любыми средствами избавить его от балласта, снабдить новым импульсом, разбудить надежду на будущее. И тут банальным «ничего, все как-нибудь уладится» не обойтись. Ведь непреложный факт, что человек внутренне все больше нищает, если мысли его и чувства кружат лишь вокруг собственной персоны, и, наоборот, становится тем здоровее и душевно богаче, чем с большим интересом и сердечным участием относится к миру Для души любовь, участие, сострадание и сочувствие суть процессы тепловые, ибо они связаны с истечением. Огонь течет, лед застывает в комок. Итак, терапевтическая задача заключается в том, чтобы увести больного от патологической сосредоточенности на себе, от аутоагрессии, от изоляции и сделать его человеком заинтересованным, «открытым миру». Но смело шагать навстречу будущему можно, только отбросив уже оставленное позади, «висящее на горбу», багаж судьбы, — иными словами, душевно все это преодолев. Важнейшая задача терапевта — содействовать прояснению и упорядочению прошлого. То, что благодаря заинтересован
ности и любви превращается для души в тепло, благодаря осознанному познанию становится светом в душевном мраке. Мы не можем подробно останавливаться здесь на совокупной проблематике переживаний раннего детства и их телесно-душевных последствий. Разумеется, прошлое представляет собою важный компонент души, и если не наводить в нем порядок, а вытеснять его либо приукрашивать (сознательно или бессознательно), то позднее непременно проявятся душевные проблемы (например, депрессия) и невротическое поведение (навязчивые состояния или страхи). В часы амбулаторного приема снова и снова видишь, как не- или полупереваренные травмы детства проецируются на спутников жизни или на жизненные ситуации. Пациент до сих пор ссорится с отцом или до сих пор злится на события, случившиеся десятки лет назад. Но как же идти вперед, если ты все еще приклеен к неприятностям прошлого? Зачастую травма внешне пустяковая, однако для пациента она играет невероятно важную роль. Если не убрать с дороги эту проблему, никакие психотерапевтические советы не помогут. Обратившись к юмористическому образу, можно сказать так: если человек, намереваясь пройти в другое помещение, зацепляется подтяжкой за дверную ручку, он при всем желании с места не сдвинется, тут ни заявления о добром намерении, ни психологические рассуждения о слабости воли не принесут пользы — надо, чтобы кто-нибудь просто перерезал подтяжку. «Подтяжкой» может быть как душевная, так и телесная проблема. Нередко вовсе не просто определить или угадать чутьем, где кроется нерасчищенный душевный
шлак, по сей день отравляющий существование. Иногда этого не знает даже сам пациент. Ведь в детстве нередки несправедливости, гнетущие обстоятельства (в том числе и тяжкие шоковые ситуации вроде инцеста), которые уходят в подсознание, глубоко под пласты дневного сознания, и как бы ждут в подполье урочного часа. Если позднее, например в отрочестве, подобные травмы повторяются, а первая душевная рана еще не зарубцевалась, то происходят внешне необъяснимые срывы или возникают агрессивные и депрессивные тенденции. Как пример великого множества душевных ран, которые мучают людей и с которыми они не могут справиться, мы приведем ниже одну детскую травму. О ней рассказывает голландский психиатр, переживший в результате инфекционной болезни тяжелую депрессию с бредовыми состояниями и после выздоровления обратившийся к анализу своего прошлого. «Стыд — ужасное чувство. В школе меня иногда дразнили. Я боялся этого, стыдился страха и стыдился стыда, в вечном круговороте. Стыд — это огонь, питающий сам себя. Я изо всех сил старался не привлекать к себе внимания, но учитель заметил-таки, что я грызу ногти. И вот однажды — никогда не забуду этот день — я увидел, что у него с собой пакет, вероятно со сластями. Этот пакет он кладет за кафедрой, так чтобы мы не видели. Глядя в окно и думая о своем, я услышал, как учитель вызвал к доске одного из мальчиков и сказал: «Отныне мы положим конец мерзкой привычке грызть ногти. — Чтобы увеличить напряжение, он помедлил — так инструменталь-
ная прелюдия оттягивает долгожданное вступление певца. — У нас в классе есть еще один мальчик из Суета, он всегда носит воскресный костюм и не появляется в школе, если у него хоть чуточку болит голова, сыночек отца-бездельника, тогда как ваши родители вынуждены зарабатывать на хлеб тяжким трудом и наверняка не позволяют вам оставаться дома из-за всяких пустяков... — А затем, на повышенных тонах, fortissimo грянуло: — „Ногтегрыз Пит Кёйпер! К дос-ке! Похоже, ногтями ты никак не наешься, вот я и принес тебе кое-что пожевать — надолго хватит. — С этими словами он достал из пакета подкову. — Бери! На вкус поди не хуже ногтей, а? Ну-ка, открой рот! “Дети хохочут и визжат от восторга. Рот я не открыл, крепко сжал губы, не из упрямства, а от страха. Меня выставили на посмешище, я готов был провалиться сквозь землю, от стыда покраснел как рак. Кошмар! Я ничего не видел, в глазах почернело, только лицо пылало огнем. „Попробуй, вдруг тебе понравится! — Он ткнул подковой в мои сжатые губы. — Ну, открывай рот! “ Улюлюканье. Новый толчок подковы. Я ощутил во рту солоновато-пресный вкус крови, струйка потекла по подбородку. Больше не помню ничего. Разве только, что бегом вернулся за парту, с мучительным ощущением, что я смешон и буду смешон всегда, как будто смехотворность составляла суть моего существа, которое заслуживало одной лишь издевки. Дома я не мог рассказать, что так сгорал со стыда, и стыдился, что со мной произошел столь постыдный инцидент. Вновь этот circulus vitiosus, этот заколдованный круг. Родителям я соврал. „Что у тебя со ртом? “ — „Упал с велосипеда, ударился лицом, потому что...“ Дальше не
помню. Какая-то вымышленная история. Несколько дней я ходил с распухшей губой». Этот пример показывает, как скверно воздействуют на всю последующую жизнь возникшие в детстве и юности состояния страха, отчаяния и ужаса. Уже на раннем этапе они затрудняют развитие воли и с необходимостью приводят к меланхолии. Датский философ Кьеркегор, как известно, страдал тяжелой фобией (неврозом страха), потому что отец с раннего детства угнетал его «меланхолическими проблемами греховности», использовал маленького ребенка, чтобы проецировать на него собственную непреодоленную вину и страх. Не удивительно, что из этого «чувства вины перед Распятым» впоследствии развились страх перед миром, подозрительность и недоверчивость. Такие слишком ранние душевные перегрузки, препятствующие здоровому развитию детской души, снова и снова всплывают в беседах с пациентами, страдающими депрессией. В разрушенных браках порой (неосознанно) используют детей как заместителей партнера, сталкивая их со всеми проблемами и решениями. Но встречаются и прямо противоположные ситуации: люди, у которых жизнь складывалась более чем благополучно, которым не приходилось напрягаться, которые имели «всё», тем не менее ощущают внутреннюю пустоту. Когда прошлое упорядочено — а эта процедура рано или поздно заканчивается, — настает черед следующей терапевтической цели, а именно активизации собственной воли человека. Мы обрисуем здесь несколько возможностей и покажем, как вернуть активность трем душевным силам —
мышлению, чувствованию и волению, чтобы в результате укоренить характер в мире. Волю в мышлении можно активизировать, заново развивая восприимчивость к явлениям природы, к культурным и общечеловеческим проблемам. Для этого необходимо внутренне собраться с силами, захотеть уяснить себе сложные взаимосвязи, а не просто мысленно или эмоционально мусолить уже известное. Чтобы найти разгадку, развить в себе необходимую душевную жертвенность по отношению к миру и собственной судьбе, нужно усилить внимание к внешнему. Можно, к примеру, обратиться к биографиям ныне живущих или исторических личностей либо к эпохальным событиям. Взгляд тотчас отвлекается от внутренних проблем, от ипохондрической сосредоточенности на себе и устремляется вовне. Снова растет доверие к глубинным философским взаимосвязям в мире, к смыслу судьбы. Это «здравое» мышление, эта отдача вещественному превозмогает хмурость, сосредоточенность на собственной персоне. Мало-помалу исчезают и больное честолюбие, и тщеславие, и эгоизм, часто скрытые в депрессии. Самовлюбленность превращается в здоровое самосознание. «Человек ни в коем случае не должен подолгу жить лишь в собственной душе, занимаясь пустыми фантазиями, бесконечными бесплодными мудрствованиями; это состояние необходимо преодолеть. Собственная душа должна выйти из своего кокона и с любовью устремить взор на глубинные взаимосвязи во внешней жизни... Все, что мы делаем, стараясь истолковать скрытые взаимосвязи вовне, ограждает нас от ложной мистики».
Во время учебной клинической практики я нередко замечал, что, общаясь с тяжелобольными и сталкиваясь со сложными жизненными ситуациями, предрасположенные к меланхолии медсестры становились вдруг активными и бодрыми. Ведь исконный душевный закон гласит: меланхолический темперамент делается от веселого только еще печальнее, а вот благодаря сочувствию к тяжким судьбам сам душевно здоровеет. Вот с такой позиции и нужно подходить к страдающему депрессией, тогда скорее достучишься до его «нутра». Дело в том, что ему необходимо спуститься в бездну, и совершенно ясно, что его существо отчаянно противится любой поверхностности, даже самой благонамеренной. Белоснежку пробудили от сна в стеклянном гробе опять-таки внешние потрясения. Подлинную волю, которая мало-помалу должна проявиться во внешней деятельности, на первых порах активизируют попытками исподволь перевернуть то отношение к миру, какое характерно для большинства страдающих депрессией. Очень многие из этих людей, зацикленные на собственных желаниях и хотениях, целиком принимают себя такими, как есть, но все внешнее — в том числе и партнера — хотят видеть другим, соответствующим их представлениям и желаниям. Нередко они вдобавок занимают позицию, роковую для оздоровления души: всегда и во всем винят кого-нибудь из окружающих, тем самым снимая с себя всякую жизненную ответственность. Но в такой ситуации человек не может повзрослеть. Он живет в постоянном антагонизме к миру, к собственной судьбе и тем совершенно парализует свою силу воли. Изменить себя человек может только сам.
Прежде всего необходимо научиться целиком принимать жизнь в ее многообразии, как она есть, видеть в ней стимул для собственной активности и для настоящего спора, а не повод для вечных жалоб на несбывшиеся замыслы и желания. Если поступать так, то можно активизировать ранее скованные печалью и жалобами волевые резервы, о которых человек даже не догадывается. Сила, какую вопреки ее назначению не направили вовне, оборачивается вовнутрь и парализует душу. Понятно, что значительно легче преодолеть это человеку с религиозным, духовным мировоззрением или с убежденностью, что удары судьбы суть призыв к собственной активности. Тогда болезненная меланхолия становится мужеством, а оно-то и необходимо в жизни. «Если ты пытаешься изменить свою жизнь, депрессии неизбежны. Если ты уже в депрессии, у тебя есть возможность развития в трех важных сферах: в оценке себя самого, в отношении к другим и в способности справляться со сложными жизненными обстоятельства-ми»22. Подведем итог: предрасположенность к меланхолии следует лечить, так сказать, гомеопатически, т.е. подобное подобным. Важными, серьезными и глубокими вещами, которые вновь пробуждают внешний интерес. Стоит ли удивляться, что вдумчивый, глубокомысленный человек впадает в печаль, когда изо дня в день его окружают поверхностные пустяки? Именно этим объясняются порой меланхолические настроения у подростков. Когда человек занят настоящими, важными философскими вопросами — такими, как смерть, смысл судьбы и т. д. (хотя и радостную сторону жизни тоже нельзя забывать), — он обретает куда
больше легкости, равновесия, оптимизма и уверенности, чем можно предположить. Если достаточно рано привыкаешь к серьезным материям, то позднее, когда возникает необходимость преодолеть трудные жизненные ситуации, у человека есть нужный «дорожный припас». К чему должен апеллировать терапевт при ярко выраженном душевном расстройстве, если пациент никогда не умел и не желал думать о важном? В этом-то и заключается главная проблема тех, кого душевно и телесно оберегали от всего — от всякого усилия, всякой боли, всякой борьбы. Лишь тот, кто спускался в бездны, способен изведать истинный взлет, и наоборот. Ведь к доброму и прекрасному, к любви тоже зачастую приходишь, только столкнувшись с их противоположностью. Но если в столкновении действительно преодолеешь эту внутреннюю противоположность, то и страх перед нею исчезнет. Тут не грех позаимствовать кое-что от природы пчел, которые, чтобы выжить, производят не только сладкий мед, но и необходимый яд и в случае чего решительно вонзают в жизнь свое жало. Впечатляющий эпизод такого рода описал в своем романе «Настоящий любимец судьбы» швейцарский писатель Альберт Штеффен23. Герой романа сознательно погружается в жизнь большого современного города, замечая и ее воздействие на свою душу и переживая множество отвратительных и унизительных ситуаций. В одной из таких ситуаций у него происходит важная встреча с неким человеком, который, находясь в гуще жизни, внутренне не испорчен этим «адом», ибо видит его насквозь и противопоставляет ему силы познания. Они вступают в
разговор. «„Зачем вы здесь, в этом опасном месте? “ — спросил Артур. „Затем что здесь, по-моему, обязательно должен быть кто-то испытывающий отвращение. Мысль о том, что для нашего времени необходимо отвращение, пришла мне несколько дней назад, когда я осматривал собрание греческих ваз. Чтобы достичь прекрасного, греки в отвращении не нуждались. Они изначально жили среди прекрасного. Нам же, если мы хотим находиться в гуще жизни, отвращение необходимо, чтобы правильно понять мир, чтобы прийти к духу внутри нас, чтобы защитить в себе Бога...“» Страдающему депрессией, коль скоро ему стало получше, особенно важно максимально использовать свои возможности, чтобы с большей стойкостью выдержать очередной спад. Очень полезно вести дневник, которому можно доверить чувства, мысли и проблемы, как бы извлекая их из себя и сознательно формируя. Тем самым человек в подлинном смысле слова освобождается от них. А когда благодаря активности что-то выносится наружу, на свободное место может вправду стать нечто новое. Больной депрессией должен мало-помалу осознать, что в мире он со своею болью не одинок и что те, кто внешне выглядит совершенно безмятежно, нередко просто носят маску, под которой прячутся беды. Завершая эту главу, ознакомлю читателей с двумя историями болезни, которые лучше любой теории покажут, каким образом вышеприведенные соображения можно преобразовать в терапевтический акт. Конечно, при условии, что в темной ночи души еще теплится искорка, которую можно раздуть. Как при всякой терапии, главную роль здесь
тоже играет не сам метод, а человек, его применяющий. Кроме того, к больному всегда приложимы лишь индивидуальные, а не общие правила. В этом смысле нижеследующие примеры должны лишь стимулировать терапевтическую фантазию. Первая пациентка страдала депрессией с преимущественно телесными симптомами, в частности хроническим навязчивым откашливанием, которое не прекращалось даже в сугубо интимных ситуациях и создавало серьезные сложности. Нередко в таком перханье психосоматически проявляется возмущение по поводу невыносимых обстоятельств. Ни врачи-специалисты, ни психотерапевты пациентке не помогли, и тогда ее направили в нашу клинику. Скоро выяснилось, что у пациентки существуют серьезнейшие эмоциональные проблемы с партнером, которых она не высказывала, а партнер не замечал. Рутинные внешние формы брака судорожно сохранялись, однако полностью утратили душевное содержание. Возник замкнутый круг невысказанных надежд и постоянного разочарования. Женщина как бы «выкашливала» в лицо мужу все, с чем была несогласна. У него же это перханье в самых неподходящих обстоятельствах вызывало раздражение и растущую агрессию, что вело у жены к усилению кашля, к физической скованности, а в итоге к депрессии. Мы решили в психологической терапии прибегнуть к так называемой «двойной бухгалтерии», ибо становилось все яснее, что собственно проблема пациентки состоит в бездонной пропасти между романтическим идеальным представлением
и будничной реальностью. Эмоциональная жизнь постоянно заглушала ее мышление. И вот врачи рекомендовали пациентке записать в тетрадь критические события прошлого, давая на одной странице характеристики своих желаний и ощущений, а на другой — воспринятых фактов. Шаг за шагом желаемое и реальность сопоставлялись, анализировались и обдумывались. Таким путем мышление постепенно высвобождалось из злополучных эмоциональных пут и вновь ориентировалось на реальность. Болезненные проекции на мужа уступали место здравому внешнему восприятию. Муж впоследствии также включился в терапевтический процесс и в результате сумел продумать собственное поведение, модифицировать его и обогатить свои знания о душевной жизни жены. Честная борьба за истину оказалась необычайно благотворной для этого брака и вдобавок дала супругам ряд новых импульсов в профессиональной жизни. Проблемы второй, более молодой пациентки (ей было около двадцати пяти лет) были значительно сложнее и продолжались дольше. Много лет девушка страдала тяжелой невротической депрессией с сердечными фобиями и длительными приступами страха, от которых ее безуспешно лечили амбулаторно и стационарно, так что ко мне она попала как «перелеченная и неизлечимая». Из предыстории, в частности, выяснилось, что сестра пациентки, инвалид, с самого своего рождения перманентно требовала полного внимания всей семьи, а тем самым совершенно лишила других детей родительской заботы и ласки. И теперь младшая сестра «силой» забирала себе то, чего годами была лишена. Здесь четко просматривалась картина инфантиль-
ной эмоциональной структуры: завышенные требования к другим, страх перед самостоятельностью, страх потери, постоянное муссирование беспомощности; иными словами, пациентка домогалась любви, разыгрывая остановку сердца и т.д. Больше анализировать было нечего, психиатры, как говорится, попросту ее «перелечили». Идти нужно было другим путем. Любопытно, что назначенные гомеопатические средства на первых порах помогали очень быстро, однако вскоре это оказалось иллюзией, ибо за неожиданным взлетом последовал очень резкий спад и на неделю пришлось даже назначить психотропные препараты. Последний способ — крестьянская усадьба — оказался бесполезен: эта пациентка уже через полтора дня сбежала оттуда. В терапии иной раз обращаются к таким вещам, которые помогли тебе самому, но всегда ли они помогают другому? Из полнейшей беспомощности в конце концов родилась перспективная идея: превратить болезненную жалость пациентки к себе самой в сильное сострадание к другим. «Чего бы вы пожелали себе, если б я был Господом Богом?» — однажды спросил я. «Чтобы меня постоянно окружали врачи, ведь мое сердце может отказать в любую минуту», — не раздумывая ответила она. «Это вполне возможно, — сказал я, — только не в роли пацентки, а в роли сиделки». После двухмесячных поисков мы наконец нашли за рубежом для этой необычной цели городскую клинику, где с пониманием отнеслись к нашему «случаю». В этой нейрохирургической клинике лечили детей со злокачественными опухолями, подростков с травмами мозга после тяжелых мотоциклетных аварий и проч. Изо дня в день наша пацентка видела ужасные физические страдания,
и интересно было наблюдать, как «Спящая Красавица», с каждым днем все больше пробуждаясь от глубокого душевного сна, начинает проявлять к судьбе других искреннее участие и сострадание, связанное с искренней заботой об отдельных детских судьбах. Не прошло и года, как все это больное наваждение будто рукой сняло. Спустя год девушка возобновила и благополучно закончила учебу. Теперь она замужем, имеет двоих детей и сама строит свою жизнь. Больное, упрямое и фальшивое «я» утратилось, было найдено подлинное «я». Именно об этом наверняка говорит и парадоксальная фраза: «Себя потеряй, чтоб себя же найти». «Идти навстречу призванию будущего мы суме
|