Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исцеление души духом
Свобода может быть создана только тем, что человек сам отдает себя наивысшему содержанию своего земного «я»...38 Рудольф Штайнер
Мы видели, что основу телесных и душевных болезней в конечном счете составляет эгоизм, «темные инстинкты», заблуждения, иллюзии и т.д. Иными словами, душа сама создает себе из несвободы и незнания телесно-душевные препятствия, которые через посредство болезней и ударов судьбы помогают ей скорректировать внутренний курс. Способны ли мы вообще настолько осветить душевный мрак, чтобы стало понятно, каковы в действительности мы сами и мир? Самопознание с нравственным усилием, направленным внутрь, и познание реальных взаимосвязей внешнего мира, не замутненных субъективными представлениями, могут до некоторой степени стать путеводной нитью нашей работы. Благодаря когнитивному стремлению вновь «вдохнуть» душою отделенное от нас — таков, как некогда сказал Рудольф Штайнер, смысл нашей жизни. Мы пока что невежды, но с помощью болезни и страдания можем прийти к познанию. И коль скоро мы достаточно рано по своей доброй воле примем на себя эту другую сторону болезни, сиречь познание, нам не понадобится выдерживать все болезни. Чтобы на первых порах вообще заострить внимание на духовном, можно прибегнуть к упражнению, которое Рудольф Штайнер называл «чудо дня». Это чудо мы сумеем
обнаружить, только пробудившись от обычного сна сознания. «Можно сей же час начать бодрствование и обнаружить, что, по сути, не проходит и дня, чтобы в нашей жизни не случилось чуда. Эту фразу, которую я только что произнес, можно перевернуть и сказать: если в какой-нибудь из дней нашей жизни мы не отыскали чуда, то мы просто упустили его из виду. Попробуйте однажды вечером обозреть свою жизнь, и вы непременно найдете там большое или малое событие, о котором можно сказать: оно вошло в мою жизнь удивительным образом, свершилось очень странно. Для этого достаточно как следует вдуматься, внимательно присмотреться душевным взором к жизненным обстоятельствам. Но в обычной жизни никто этого не делает, не спрашивает себя, к примеру, что и чему помешало...»39 Отсюда видно, что путь духовного познания сопряжен с внутренней инициативой и быстро его не пройти. Слишком неразборчивое поглощение эзотерических «комплексных обедов» способно даже парализовать душевные силы, что в итоге приводит к различным формам жизненного страха и депрессии. Занятость по-настоящему духовными предметами действует непосредственно, оттого-то человек и вызывает интерес вражьих сил. Опасности себялюбия и душевного обмана караулят тогда на каждом углу. Одно лишь интеллектуальное знание о духовных взаимосвязях, таким образом, отнюдь не гарантирует душевного здоровья. «Не надо обольщаться. Антропософия не облегчает жизнь, напротив, делает ее труднее. Почему же? Все дело в законе, который гласит: внутренняя
инициатива душевного переживания есть неотъемлемая составная часть судьбы антропософа. Он [Рудольф Штайнер. — Автор] говорит: антропософам хорошо бы знать это и принимать во внимание, но они зачастую подобны пчелам, которые боятся пустить в ход свое жало, а потому инициатива уступает первенство общему жизненному страху. Многие заболевают, не зная, откуда взялась болезнь. У антропософов корни болезней не те, что у других людей. Отчего антропософы часто болеют? Оттого, что не применяют закон внутренней инициативы, т. е. позволяют оттеснить себя в жизни на оборонные рубежи, в мещанство внутренней потребительской позиции... Однако обрести себя можно лишь с помощью жала душевной инициативы и постоянной готовности к атаке на жизнь»40.
Пути к самодезинтоксикации
Душевному здоровью свойственны творческая внутренняя жизнь и добровольное стремление к так называемым «добродетелям», которые обеспечивают безопасность на духовной «стезе», не дают сорваться с крутых утесов жизни. Основа для этого — приобретение одного из важнейших, краеугольных душевных качеств, а именно способности здравого суждения41. Прежде всего здесь необходимо знать, что ныне, ввиду особой ступени развития нашего «я», в нас обитает сущность, которая автоматически, через доопытные суждения, нахлобучивается на мир и вначале противопоставляет себя ему, но благодаря этому имеет повышенное «ощущение „я“». Пришла пора научиться как раз при оценке других людей развивать
больше интереса к другому, нежели к собственным симпатиям и антипатиям, каковые, ничего не сообщая об этом другом, говорят только о нашем к нему отношении. Взгляд должен первым делом отвлечься от сугубо личного в человеке, которое мы обычно ценим или же осуждаем, и обратиться к его объективным, зримым поступкам и талантам. Еще Гёте протестовал против того, чтобы частную жизнь человека выставляли на «всеобщий суд нравственности». «Как человек нравственный никто из нас миру не принадлежит. Каждый должен сам предъявлять к себе эти прекрасные общие требования, (а) коли там чего недостает, пусть исправляет это с помощью Господа и своего сердца и сам убеждает ближних, что в нем истинно и благо. Напротив, как то, для чего натура особо его образовала, он принадлежит миру... и пусть мир примет это с благодарностью и не воображает, будто уполномочен в каком-либо ином смысле вершить суд»42. Рудольф Штайнер сходным образом однажды высказался о Е. П. Блаватской, основательнице Теософского общества: «Давайте учиться рассматривать ошибки людей как их личное дело, а достижения людей — как дело всего человечества. То, в чем люди ошибаются, принадлежит их судьбе; то, чего они достигают, — дело человечества. Научимся же не заботиться о людских ошибках; пусть люди сами за них расплачиваются. Зато надобно научиться быть благодарными за их достижения, ибо ими живет развитие всего человечества»43. Если человек будет поступать именно так, то душа сама найдет внутреннюю силу и спокойствие и обратится к серьезным вещам. Ведь как только в сознание войдут вещи,
обладающие духовной ценностью, в освобожденное подсознательное тотчас вольется духовная сила. Оздоровив способность суждения вовне, необходимо подвергнуть себя честному внутреннему самопознанию, особенно что касается собственных тщеславий, пристрастий и эгоизмов. Иные люди от сугубой «духовности» уже не воспринимают собственную душу. Однако признание ошибок и искреннее желание их исправить, по Штайнеру, продвигают человека значительно дальше, чем затверживание наизусть каких бы то ни было лекций или выступление с оными. Ведь личные страсти в человеческой душе зачастую смешиваются с духовными знаниями, и тогда человек начинает маскировать свои ошибки так называемыми «объективными» духовными познаниями. Отсюда нередко возникают всевозможные социальные эскапады и напряженности. То есть очень и очень важно различать, что из несовершенств еще несешь в себе как человек душевный и инстинктивный и в чем ты уже тот устремленный к высокому человек, который, быть может, однажды преобразует этого несовершенного и освободит. «В обычной, филистерской, мещанской жизни люди влюбляются, мужчина влюбляется в девушку, верно? Это называют „влюбленность", и вполне справедливо. Наверно, и в обществе оккультном мужчины тоже влюбляются в девушек. Судя по практическим наблюдениям, такое и вправду не исключено. Кое-кто из вас, должно быть, слыхал о подобных случаях. Однако ж в таком обществе не всегда услышишь: X. влюбился в Y. Крестьяне говорят: он гуляет с нею, или она гуляет с ним, — что весьма точно описывает внешнюю ситуацию. Но в оккультных обществах порой
слышишь: я подробно изучил свою карму, и когда я ее изучал, в эту карму вошла другая личность; тогда мы поняли, что предназначены кармой друг для друга, что карма определила нам так или иначе вмешаться в судьбу мира. Тут, милые мои друзья, даже не замечают, сколько фальши, начиная с простого факта влюбленности вплоть до упомянутого заявления, примешано в эту историю, — фальши, которая коренится в нижеследующем. Материалистическое филистерское общество считает вполне нормальным, что двое людей влюбляются друг в друга, общество оккультное это зачастую считает не нормальным, а чем-то даже немного постыдным. Стыдиться людям не хочется. По каким причинам — мы докапываться не будем, ибо таких причин сотни. Да и вообще, стыдиться неприятно. Вот и говорят: карма сказала свое слово, а карме должно подчиняться. Разумеется, никто не станет делать то или другое просто из эгоизма, просто от эмоций, но — карме должно подчиняться. А ведь на самом деле... если честно себе признаться, правда в том, что ты влюбился, и всё. И если скажешь себе правду, то найдешь в жизни куда более надежный путь, нежели прикрывая правду всякими кармическими глупостями. Потому что главная, глупость — уснащать личную жизнь оккультными истинами — ведет к несчетным другим глупостям, именно оттого, что утрачивается внутренний масштаб соблюдения пределов...» Приведенное высказывание — лишь один пример практической ситуации, которая способна проявляться множеством способов. Если человек открыт сверхчувственному и в нем исподволь растет голод на реальные духовные познания, то его можно подготовить
хорошей литературой, которая в романической форме описывает взаимосвязи судьбы. Мне приходит на ум «День восьмой» Торнтона Уайлдера, увлекательный, глубокий кармический роман, или «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, переживания и встречи в сталинских лагерях, и проч.45 Человеку необходимо прежде всего примириться с фактами жизни, а к их числу относится в первую очередь его судьба. Благодаря воздержанию от симпатий и антипатий и стремлению согласовать собственные представления с событиями возникает вначале «правильное мнение», которое затем способно привести к правильной «точке зрения» в жизни46. В христианском смысле терапевтический путь начинается с «омовения ног», с признания, сколь многим в жизни мы, собственно говоря, обязаны мнимо негативному и якобы незначительному и болезненному. Очень многие люди помогали нам в жизни сформировать физическое и душевное бытие — порою и тем, что причиняли боль. Чтобы не стоять на голове, которая ведет к односторонности, и вновь здоровым вернуться к реальности, стать на ноги, необходимо сказать «да» земному праху, от коего обычно хочется уйти. Отсюда
развивается затем здоровая форма смирения. Тогда же, возможно, сделается понятен и смысл «бичевания». Иногда после долгих усилий отклик пациента завершается таким выводом: «Не случись всего этого, я бы не оказался там, где нахожусь сейчас. Конечно, я вовсе не хочу прятаться от плохого. Но, глядя на свою жизнь, я испытываю ощущение, будто всем этим руководила некая
незримая длань». Может ли меж терапевтом и пациентом случиться нечто более прекрасное?
О сколько раз в краю страданий, должно быть, я уже блуждал — и сколько разных одеяний земного тела я менял?
И сколько раз, должно быть, прежде из мира в мир я приходил, чтоб, вновь доверившись надежде, начать из обновленных сил?
Как наша жизнь, всегда в движенье волна: вот зыблется горой, но уготовано паденье уже ей бездной роковой.
Кристиан Моргенштерн
108
|