Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новые наблюдения
Я сразу заметила, что когда мое сознание устанавливает контроль над спонтанным актом речи, это кончается развалом процесса речи, и этот развал оставлял меня с чувством боязни будущих «спектаклей», разочарованной, паникующей и беспомощной. Иначе говоря, я видела Контроль, Развал (заикание) и Страх: 1)- Исходная вина того, что я начала заикаться, - в попытке контроля речи. 2)- Контроль разорвал мою плавную спонтанную речь и создал прерывистую, нерешительную, повторяющуюся речь (заикание). 3)- И я отреагировала на этот развал в речи чувствами (страх, разочарование, паника, беспомощность). Я придумала хорошее сравнение, которым пользовалась всегда. Я представила речь рекой, текущей по пути наименьшего сопротивления. Заикание всегда стремится повернуть всё вспять: это результат постройки моим сознанием плотины на текущей реке, чтоб контролировать то, чему положено быть потоком моей спонтанной активности. Речь течет по пути наименьшего сопротивления. Пока моя Причуда Внутреннего Контроля принимала участие в речи, не получалось никакого потока. Вот и всё, что было. По моим наблюдениям, чем больше я думала о заикании, тем больше я заикалась. Заикание было продуктом моей собственной контрольной системы (контролирование убеждениями, воображением, неверными приоритетами, и жесткое сопротивление потоку). Пока я сильно, сильно, сильно не обозлилась на всю эту систему контроля, я была под ее гнетом. Величайший парадокс, наверное, в истине «Чем больше я стараюсь, тем хуже получается». Даже великий мыслитель, Савл из Тарса, размышлял над этой дилеммой. Он сетовал: «Те вещи, которые я стараюсь сделать, это именно те вещи, которые я не могу сделать. Несчастный я человек. Кто избавит меня?» Я больше не была моим Заиканием. Я была Свидетелем, который наблюдает мое заикание, который смотрит на то, что происходит, без оценок (это хорошо, это плохо, это должно быть, этого не должно быть). Способ, которым я делала это, был примерно таким: «Я вижу, что я заикаюсь. Я вижу, что выдавливаю из себя слово за словом с большим трудом. Я вижу, что чувствую себя выжатой. Я замечаю свое дыхание. Я вижу, что делаю усилие, чтобы дышать так, как мне кажется правильным. Я вижу, что чем больше я стараюсь использовать приемы, тем больше я заикаюсь. Я вижу, что, концентрируясь на технике, я теряю смысл произносимого (мысли о том «как» упраздняют «что я хочу сказать»). Я замечаю связь между моими большими стараниями и усилением заикания». Если я отреагировала на то, что проскочило «так быть не должно» или «я должна это отметить», значит, я смогла увидеть, что я делала, и просто возвращалась к наблюдению. Я заняла свое сознание работой по регистрации моих наблюдений. Это был довольно хитрый трюк, как мне сейчас представляется, потому что главная трудность конфликта заикания для меня была в том, чтобы заставить Большое Я и Малое Я работать вместе, сглаживая таким образом этот конфликт. Потому, когда я как бы между прочим занимала Малое Я сложной работой регистрации своих наблюдений, я делала именно это: я создавала связь между Большим Я и Малым Я.
|