Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что такое глобализация? 3 страница
1 Altvater E., Mahnkopf B. Die globale Ö konomie am Ende des 20. Jahrhunderts, in: Widerspruch, 31, 16. Jg. 1996, S. 21 f. Глобализация ставит под сомнение основную предпосылку Первого модерна, а именно то, что А.Д. Смит называет «методологическим национализмом»1, когда контуры общества в значительной мере покрываются контурами национального государства. Напротив, вместе с глобализацией во всех ее сферах возникает не только новое многообразие связей между государствами и обществами; в куда большей мере рушится структура основных принципов, на которых до сих пор организовывались и жили общества и государства, представляя собой территориальные, отграниченные друг от друга единства. Глобализация означает разрушение единства национального государства и национального общества; образуются новые силовые и конкурентные соотношения, конфликты и пересечения между национально-государственными единствами и акторами, с одной стороны, и транснациональными акторами, идентичностями, социальными пространствами, ситуациями и процессами – с другой. Smith А.D. Nationalism in the Twentieth Century, Oxford 1979, p. 191. IV Открытие мирового горизонта: к социологии глобализации «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров, она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, – отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара. И вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература»1. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии, цит. по: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе, М., 1956, т. 4, с. 427– 428. Это цитата не из Неолиберального манифеста 1996 года, а из Коммунистического манифеста Маркса и Энгельса, опубликованного в феврале 1848 года. Из него можно вычитать многое. Во-первых, то, что авторы Коммунистического манифеста в прямо-таки гимнических выражениях воздают должное революционной роли «буржуазии» в мировой истории; во-вторых, то, что дебаты об «эксплуатации всемирного рынка» датируются значительно более давним числом, чем хотели бы считать участники недавних публичных дискуссий; в-третьих, то, что по иронии судьбы совпадают основные гипотезы неолиберальной и исконно марксистской позиций; и не в последнюю очередь, в-четвертых, то, что национально-государственная точка зрения, еще и сегодня держащая в плену общественные науки, ставилась под сомнение уже в пору своего возникновения, в политических борениях зарождающегося индустриального капитализма. 1. Социология как интеллектуальная дисциплинирующая сила: контейнерная теория общества «Современная» социология видит себя, если обратиться к одному из ее определений, «современной» наукой о «современном» обществе. При этом схема членения социального пространства не раскрывается и как бы при общем согласии предполагается наличие того, что можно назвать контейнерной теорией общества. Во-первых, общества по этой теории предполагают – политически и теоретически – «государственное распоряжение пространством» (Дж. Эгнью и С. Корбридж). Это означает, что социологический взгляд подчинен дисциплинирующему авторитету – власти и силе национального государства. Выражается это в том, что общества (по определению) под-47 чиняются национальным государствам; общества суть государственные общества, общественный строй есть государственный строй. Так, в повседневной жизни и в научных исследованиях говорят о «французском», «американском», «германском» обществе. В дополнение к этому понятие политической составляющей связывается не с обществом, а с государством, что бывало в истории далеко не всегда (как показывает М. Виролли1). Только в этой логической и институциональной структуре «современные» общества становятся самостоятельными, отграниченными друг от друга обществами. Ибо во властном пространстве национальных государств они удобно устраиваются, словно в контейнере. С другой стороны, «современные» общества по определению являются обществами неполитическими, так как политическую деятельность естественным образом сосредоточивают только в пространстве государства. Эта упорядочивающая схема, во-вторых, действительна не только для внешних, но и для внутренних образований. Внутреннее пространство отдельных обществ подразделяется на внутренние совокупности, которые, с одной стороны, мыслятся и рассматриваются как коллективные идентичности (классы, сословия, религиозные и этнические группы), но, с другой стороны, разделенные и организованные в соответствии с органической метафорой «социальных систем» на отдельные миры со своим хозяйством, политикой, правом, наукой, семейными отношениями и т. д., они выстраиваются и дифференцируются по своим собственным «логикам» («ко-1 Так, например, в эпоху раннего итальянского Возрождения понятие политического было тесно связано с обществом; см. об этом: Virolli M. From Politics to Reason of State: The Acquisition and Transformation of the Language of Politics, 1250– 1600, Cambridge 1992, p. 2 f. дам»). Внутренняя однородность в значительной части есть порождение государственного контроля. Все виды социальной практики – производство, культура, язык, рынок труда, капитал, образование – стандартизируются, создаются, ограничиваются, рационализируются или хотя бы обозначаются как таковые в рамках национального государства (национальная экономия, национальный язык, литература, общественность, история и т. д.). Государство в качестве «контейнера» претендует на территориальное единство, в котором регулярно собираются статистические сведения об экономических и социальных процессах и ситуациях. Таким путем категории государственного самоконтроля становятся категориями эмпирических социальных наук – с целью подтверждения общественно-научных бюрократических дефиниций реального положения вещей. В-третьих, рука об руку с этим образом обособленных снаружи и изнутри, устроенных по национально-государственному принципу обществ идет самосознание и эволюционное представление о самих себе, которое складывается у современных обществ. Быть современным – значит иметь превосходство над другими. Это универсальное требование выражается в притязании на «освобождение человека от незрелости, в которой он же сам и повинен», (И. Кант) путем установления основных прав и правил демократического саморегулирования. С другой стороны, это желание облагодетельствовать человечество находит свое воплощение сначала в основанной на насилии истории европейского колониализма и империализма, а потом, после Второй мировой войны, в так называемой «политике развития» и «теории развивающихся стран». Не случайно слово «модернизация» впервые возникает в начале пятидесятых годов в названии книги о модернизации развивающихся стран. Эмпирические общественные и полити-49 ческие науки рассматривают себя, соответственно, то как политических лекарей, то как политических инженеров этого процесса и вырабатывают «социальные индикаторы», которые вроде бы позволяют измерять стадии и успехи модернизации и подвергать их контролю и воздействию со стороны национально-государственных органов. Я не хочу создавать нечто вроде ярмарочного силомера для демонстрации собственной правоты. Аксиоматика выстроенной на национально-государственных принципах социологии Первого модерна в дискуссиях последних лет была изрядно поколеблена. Однако ее запрограммированный взгляд, особенно касающийся организованной практики исследований и отшлифованных контроверз, по-прежнему остается доминирующим, в том числе и в Германии. Но эта контейнерная теория общества позволяет, даже вынуждает заново обратиться к осмыслению начального периода социологии в пору возникновения национального государства в Европе в ХIХ и первых десятилетиях ХХ века. Связь между социологией и национальным государством настолько тесна, что образ «современных», упорядоченных отдельных обществ, обретший вместе с укреплением организационно-политической модели национального государства обязательный характер, благодаря притязаниям классиков общественных наук на фундаментальность в лучшем смысле этого слова был абсолютизирован в логически неизбежный образ общества вообще. Не признавая никакой дифференциации, такие классики современных общественных наук, как Эмиль Юркгейм, Макс Вебер и даже Карл Маркс, придерживаются территориального определения современного обще-ства1, т. е. национально-государственной модели общества, 1 Smith A. D. Nationalism in Twentieth Century, a. a. O., S. 191 ff. 5 О поколебленной ныне глобальностью и глобализацией. Когда сегодня повсюду идут разговоры о закате «в духе Шпенглера», то это, без сомнения, связано и с тем, что общество и социология застряли в «территориальной ловушке» (Эгнью/Корбридж) отождествления национального государства и общества. Но мир не гибнет, ибо – как сформулировал, противореча самому себе, уже Макс Вебер – свет великих проблем культуры проникает все дальше и ученые вынуждены переосмыслять свои взгляды в новых понятиях и по-новому приспосабливаться к не поддающемуся интеграции многообразию безграничного мира и ориентироваться в нем. Ничто так не может помочь в осознании и объяснении этих важнейших предположений, как разработка и освещение альтернатив. Социологию глобализации можно представить себе как собрание слабо связанных друг с другом и друг другу противоречащих диссидентов социологии, построенной на национально-государственном принципе. До сих пор речь – в сравнении с main-stream, главным течением – все еще идет об отклонениях от основной теории, об установках и направлениях, а часто всего лишь об обещании исследований, которые возникают в совершенно разных культурных и тематических контекстах (от изучения миграции через интернациональный анализ классов, интернациональную политику, теорию демократии вплоть до cultural theory и социологии большого города), во многом противоречат друг другу, но тем или иным образом пробивают звуковой барьер национально-государственного мышления; причем – это нужно подчеркнуть – не столько критикой, сколько тем, что выдвигают и разрабатывают мыслительные альтернативы. Иными словами, дискуссию о глобализации, идущую в общественных науках, можно понимать и развивать как плодотворный спор о том, какие основные гипотезы и образы социального мира, какие приемы анализа будут в состоянии заменить национально-государственную аксиоматику. Мышление и исследования в ловушке обособленных, построенных по национально-государственному принципу общественных миров исключают все, что оказывается между этими внутренними и внешними организующими категориями. Это межкатегориальное содержание – все амбивалентное, подвижное, мимолетное, одновременно присутствующее здесь и там – раскрывается, во-первых, в рамках исследований миграции в пределах транснациональных социальных пространств. Во-вторых, теория мировой системы радикальным образом доводит эту мостовую перспективу до прямо противоположной гипотезы, что все социальные действия происходят в одном всеохватывающем пространстве – пространстве мировой капиталистической системы, которая ведет к дальнейшему разделению труда и усилению неравенства. Этот общий взгляд на мировую систему, в-третьих, ставится под сомнение тем, что теоретик политологии Джеймс Ро-зенау называет «двумя мирами всемирной политики», т. е. представлением, что имеется не одно, а по меньшей мере два конкурирующих друг с другом общества: общество (национальных) государств и многообразные транснациональные организации, органы, группы, личности, которые создают и развивают паутину социальных отношений. Во всех названных выше случаях тем или иным образом возникают транснациональные поля действия благодаря тому, что их стремятся создать и поддержать заинтересованные в этом организации. В-четвертых, в теории мирового общества риска место центрального единства, обусловленного целью действия, занимает категория нежелательных побочных последствий. Вследствие этого именно глобальные риски (их социальная и политическая конструкция), т. е. различные экологические кризисы (и их определения) порождают неизвестные ранее мировые беспорядки и волнения. В-пятых, в исследованиях представителей cultural theory гипотеза линейности и принцип «или – или», лежащий в основе национально-государственной аксиоматики, заменяются гипотезой «не только, но и»: глобализация è регионализация, связь è фрагментация, централизация è децентрализация – вот те движущие силы, которые неотделимы друг от друга, как две стороны одной медали. В-шестых, размышления о транснациональном гражданском обществе позволяют увидеть социокультурные процессы, накопленные знания, конфликты и идентичности, ориентирующиеся на «модель единого мира», на транснациональные социальные движения, на глобализацию «снизу», на новую мировую буржуазию. Аксиоматика, отождествляющая модерн с неполитическим обособленным обществом, здесь бессильна. Мировое общество без мирового государства подразумевает общество, организованное не на политической основе, общество, в котором для не узаконенных демократическим путем организаций появляются новые властные возможности. Это значит, что открывается новое транснациональное пространство для морального и субполитического поведения, что выражается, например, в покупательском бойкоте, а также и в вопросах транскультурной коммуникации и критики. Далее я намерен кратко охарактеризовать основные идеи этих постнациональных и транснациональных общественных образований и соответствующие приемы их исследования; при этом «логика развития» будет противопоставляться динамике глобализации, и таким образом будет набросана сложная картина общественно-политической дискуссии по проблемам глобализации, включающая ее внутренние противоречия. 2. Транснациональные социальные пространства Лекарством от абстрактности – в том числе и глобальной – могут служить примеры. Что значит «транснациональное социальное пространство»? а) Африка не континент, а понятие Как показывает Патриция Аллей-Детмерс в своей работе «Trival Arts»1, Африка – это не четко очерченная географическая величина, не определенное место на земном шаре, а транснациональная идея и ее инсценировка, целенаправленно устраиваемая в разных местах мира – на Карибских островах, в гетто Манхеттена, в южных штатах США, в фавелах (нищенских кварталах больших городов) Бразилии, но также и во время крупнейшего европейского бала-маскарада на улицах Лондона. Выбор масок, музыки, костюмов и танцев заранее планируется и моделируется по тематическому сценарию, составленному в двух направлениях: все это заимствуется из культурного и идейного резервуара под названием «Африка» повсюду в мире и в то же время приспосабливается к особенностям черных субкультур в предместьях Лондона. Африке, инсценируемой на улицах Лондона, нет соответствий на всем африканском континенте. Да и откуда этому соответствию взяться? Где искать Африку в прочерченном границами мировом обществе? В руинах, которые оставили после себя колонизаторы? В лицах обитателей больших городов наполовину модернизированной Африки? В африканских четырехзвездочных гостиницах? В организуемых для туристов сафари? В иллюзиях и надеждах на back-to-the roots 1 In: Beck U. (Hg.), Perspektiven der Weltgesellschaft, a. a. O. (возвращение к корням) негро-американцев? В книгах об Африке, написанных в западных университетах? Или на Карибских островах с их пестрой культурой? А то и в борьбе за национальную идентичность в субкультурах черных Британии? С точки зрения тех, кто планирует танцы и маски для «африканского карнавала» в Ноттингеме, Африка утратила свое географическое место. Африка для них означает некое видение, идею, из которой можно вывести масштабы черной эстетики. Это не в последнюю очередь служит определенной цели – обоснованию, учреждению и обновлению африканской национальной идентичности для черных в Великобритании. Эта британская (Анти-)Африка в строгом смысле слова является воображаемым сообществом1 («imagined com-munity»). Она направлена на ослабление и уничтожение отчужденности афро-карибских групп в Англии. Следовательно, Африка «находится» в Ноттингеме. Но как раз такими парадоксальными и являются отношения в транснациональных «сообществах». То, что здесь «открывается», а на деле изобретается, часто противоречит образу, который сложился в головах тех самых транснациональных «африканцев». Большая часть исторической Африки была превращена в рабов и рассеяна по миру. Ее культуры были рассеяны и разрушены. Поэтому и те, кого называют «африканцами» (часто так называют их другие), оторвались от этого образа Африки. Более того: для многих «африканцев» их самоидентификация и подлинная Африка – противостоящие друг другу понятия. Они проклинают это свое состояние. Возможно, они выросли в мешанине культур, которые давно утратили свою однозначность, в которых 1 Термин Б. Андерсона. См.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., Канон-Пресс-Ц., 2001. – Прим. ред. эта особенность – быть черным – оценивалась негативно. В итоге получилось нечто парадоксальное: черные на Карибских островах и в городах Великобритании связывают с понятием «Африка» не-идентичность, не-прогресс, т. е. барабанный бой, танцы, суеверия, обнаженных, неграмотных туземцев, постоянную безнадежность. В этом можно увидеть негативно оцениваемое отражение евроцентристского образа Африки, усвоенного черными в метрополиях западного мира. Но это лишь обостряет вопрос: что такое «Африка» и где ее место в транснациональном социальном пространстве? б) Американские мексиканцы и мексиканские американцы Как уже было сказано, транснациональные социальные пространства аннулируют привязку общностей к определенному месту (имеется в виду привязка, которая мыслится в национально-государственных понятиях). Опробуемый нами образ мышления сводит воедино то, что считается несоединимым: возможность жить и действовать одновременно здесь и там. Лудгер Прис объясняет это на примере изучения миграции1. В мире представлений и в мире политики отдельных обществ, организованных по национально-государственному принципу, миграция делится на стадии (поддающиеся раздельному изучению на основе причинных связей) и контексты отъезда, странствия, прибытия на новое место и интеграции (которой может и не произойти). Мыслительные и исследовательские посылки транснациональных социальных пространств, наоборот, допускают возникновение чего-то 1 Pries L. Transnationale soziale R ä ume, in: Zeitschrift f ü r Soziologie, Jg. 25, Heft 6/1996, S. 456–472; см. также: Beck U. (Hg.), Perspektiven der Weltgesellschaft, a. a. O. нового, третьего: социальных взаимосвязей жизни и деятельности, для которых приемлемы «здесь и там», «не только, но и». Под и между обособленными и упорядоченными мирами образуются «социальные ландшафты» (Мартин Олброу), которые связывают место эмиграции и место иммиграции и преображают их. В работе о транснациональных формах общности, жизни и политической деятельности мексиканцев в Северной Америке и на их родине Лудгер Прис показывает, как осуществляется это повседневное наведение мостов между ними. «Для поддержки некоторых общин индейской народности миште-ков в Нью-Йорке были организованы специальные комитеты, которые ставили своей целью, к примеру, прокладку водопроводов в родных местах или восстановление церквей и деревенских площадей и собирали для этого пожертвования у работающих в Нью-Йорке мигрантов. Во время телефонных сеансов связи с ответственными лицами в мексиканских общинах поднимались серьезные вопросы и принимались важные решения. Собранные таким способом в Нью-Йорке средства нередко превосходили расходы на инфраструктуру, выделяемые местными общинами. Важным аспектом и серьезным аргументом стабильности и стабилизации транснациональных социальных пространств является то обстоятельство, что мексиканский штат осознал не только огромное экономическое, но и политическое значение миграции рабочей силы. Со времени президентских выборов 1988 года стал особенно ясен критический потенциал мексиканских мигрирующих рабочих (в большинстве своем голосовавших против правящей ИРП, Институционно-революционной партии), и мексиканское правительство проводит активную и целенаправленную политику установления экономических и культурно-политических связей. Бургомистры маленьких мекси-57 канских общин, например, приезжают в Нью-Йорк, чтобы предложить здешним ассоциациям мигрантов проекты инвестиций в развитие своих деревень. Наряду со спортивными союзами мигрантов в Нью-Йорке посольство активно поддерживает развитие групп с острова Гваделупа, устраивающих в американском мегаполисе культ девы Гваделупской (самой почитаемой национальной святой Мексики). Миграция рабочей силы на разных уровнях мексиканской политики во все большей мере рассматривается уже не только как (пассивный) предохранительный клапан для регулирования проблем в сфере занятости, но и как значительный потенциал прироста капитала и человеческих ресурсов для собственного социально-экономического развития. В результате такой политической ориентации в миграционной системе Мексика – США все активнее создаются институциональные опоры, которые обеспечивают в транснациональных социальных пространствах фланкирующую стабильность... Социоэкономические связи между регионами эмиграции и иммиграции вызваны, однако, не только ностальгией по прошлому (приверженность деревенским празднествам) или заботой об оставшемся на родине старшем поколении. В районах проживания индейской народности миштеков, например, развивается экономическая активность, выходящая далеко за пределы чисто исторического характера отношений в сфере миграции. Так, существует фирма «Пуэбла фуд корпорейшн» и семейный клан, занимающийся в Нью-Йорке сбытом tortillas (лепешек), который на торговле традиционными мексиканскими продуктами питания заработал миллионное состояние. Между миш-теками и Нью-Йорком, таким образом, складываются производственные и рыночные структуры, имплицирующие новое измерение cumulative causation (кумулятивной причинной обусловленности): в той мере, в какой динамика мигра-58 ционных связей заставляет двигаться потоки мигрирующей рабочей силы, растет спрос на специфически мексиканские продукты питания и услуги, которые, в свою очередь, открывают новые, обусловленные миграцией шансы получить работу в регионах эмиграции и иммиграции... Прибывающие в Нью-Йорк в поисках работы иммигранты, а также их родственники и знакомые могут рассчитывать, например, на отработанную сеть групп информационной поддержки, специализированных услуг и организаций солидарности (адвокатские конторы, комитеты помощи определенным этническим группам или регионам и т. д.). Целые кварталы (например, северная часть Амстердам-стрит или neighbourhood, т. е. район, в Квинсе) свидетельствуют об этой ставшей очень стабильной структуре, на которую транснациональные мигранты могут положиться и которая ими же будет воспроизводиться. Есть виды деятельности и социальные группы (состоящие из мексиканцев и американцев), которые существуют только за счет миграции и интересы которых заключаются в том, чтобы развивать и совершенствовать транснациональные социальные пространства. К ним относятся и спортивные союзы, в которых каждое воскресенье встречается часть живущих в Нью-Йорке иммигрантов, в том числе и так называемых indocumentados, т. е. не имеющих вида на жительство и работу. В сезон 1966 года в их собственной футбольной лиге было заявлено 65 команд... В США (до сих пор активнее в Калифорнии, чем в Нью-Йорке) образуются политические группировки и организации (например, «Френте индигена оксакена бинасьональ» или журнал « Миштека анью 2000 »), отстаивающие экономические интересы и права мигрантов. Политический потенциал давления этих групп в США, и прежде всего на мексиканской стороне, нередко превосходит возможности влияния со-59 ответствующих местных политиков. Руководитель мексиканской футбольной лиги в Нью-Йорке выразил это так: «Как мексиканцы и простые рабочие-мигранты мы мало что значим, но вдруг нас стали обхаживать мексиканские политики»1. Можно предположить, что подобные транснациональные социальные пространства существуют и в Германии (отношения между немцами и живущими в Германии турками), но, насколько мне известно, этот вопрос до сих пор еще не был исследован. 3. Логики, измерения, последствия глобализации Как было отмечено выше, литературу о глобализации пронизывает основная контроверза2. На вопрос, что двигает вперед глобализацию, даются два противоположных (и, в свою очередь, распадающихся на множество вариантов) ответа. Первая группа авторов подчеркивает существование доминирующей «логики», другие авторы работают над теориями, выявляющими сложные, обусловленные многими причинами логики глобализации. Лишь попутно замечу, что эта центральная теоретическая контроверза взрывает смысловое поле слова «глобализация», так как с ним часто связываются противоположные значения. Одновременно повторяется историческая контроверза Макса Вебера между преобладанием экономических аспектов и теоретическим плюрализмом экономических, социальных и культурных начал в тематическом поле социологии глобализации. Попытки поставить в центр одну логику рас-1 Ibid., S. 461 ff. 2 См. об этом McGrew A. A Global Society? In: Hall St. u.a. (Hg.), Modernity and its Futures, Cambridge 1992, S. 61–116. крывают центральное измерение глобализации. Сопоставление (внешне) исключающих друг друга логик приводит к позиции, в которой различные частные логики конкурируют друг с другом. Сначала рассмотрим те основания, которые одно особое измерение и одну логику глобализации каждый раз объявляют центральной. Здесь должны быть названы следующие ведущие авторы: Уоллерстайн, Розенау, Гилпин, Хелд, Роберт-сон, Аппарадураи, а также – в качестве общего знаменателя – Гидденс. Уоллерстайн, одним из первых начавший в семидесятых годах сталкивать социальные науки с вопросами глобализации, ввел в обиход понятие «мировая система»; для него мотором глобализации является капитализм. Напротив, Ро-зенау, Гилпин и Хелд занимались проблемами интернациональной политики. Они ставили под сомнение национально-государственную ортодоксию, подчеркивая, во-первых, значение технологической глобализации (общество знания и информации) и, во-вторых, делая акцент на военно-политических факторах и точках зрения (политика силы). Без сомнения, как уже упоминалось, особенно сильно и на продолжительное время мышление в понятиях национального государства потрясли экологический кризис и широкое – после конференции 1992 года в Рио-де-Жанейро – признание его последствий. Мировое общество под аккомпанемент обвинений в том, что оно является «мировым обществом риска», пришло к необходимости осмыслить свое положение. Робертсон, Аппадураи, Олброу, Фезерстоун, Лэш, Урри и многие другие предпочитали аргументацию в традициях cultural theory. Они решительно возражали против распространенного представления о макдоналдизации мира. Культурная глобализация не означает, что мир в культурном отношении становится более однородным. Глобализация означает, скорее, «г-локализацию», т.е. в высшей степени противоречивый процесс как в том, что касается его содержания, так и в том, что касается многообразия его последствий. Два самых противоречивых последствия для стратификации мирового общества: глобальное богатство, локальная бедность (Бауман), а также капитализм без труда. Каждый из этих авторов относит происхождение и последствия глобализационной динамики в первую очередь к одному сектору институциональной деятельности: к экономике, технологии, международной политике, экологии, культурам или, соответственно, к мировой индустрии культуры, а также к новому социальному неравенству в мировом масштабе. Из взаимодействия этих перспектив возникает образ плюралистической социологии глобализации.
|