Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Познавательное развитие. Реализация системы национально-регионального компонента требует от педагогов глубоких знаний особенностей природы родного края
Реализация системы национально-регионального компонента требует от педагогов глубоких знаний особенностей природы родного края, культуры, истории, обычаев, традиций народов, населяющих республику. Донести эти знания детям, погрузиться в самобытную атмосферу жизни народов УР, познакомиться с многонациональной культурой поможет специально организованная предметно-развивающая среда, в том числе мини-музей краеведения в детском саду. Экспонатами здесь служат национальная одежда, украшения, изделия народных промыслов. Имеются слайды, фотографии деятелей культуры, аудио- и видеозаписи, книги, газеты, журналы. Региональная программа дошкольного образования «Детям об Ижевске» Г.А.Корняевой предполагает ознакомление детей дошкольного возраста (5-7лет) с городом Ижевском (историей образования города, архитектурными строениями, памятниками, с людьми, прославившими город, и с наиболее важными и интересными событиями из жизни города). Программа базируется на концептуальных подходах программы Т.Н. Дороновой «Радуга» и может использоваться как самостоятельная программа по ознакомлению детей с 5 до 7 лет с городом Ижевском или служить региональным компонентом во всех разделах программы «Радуга» и других программ дошкольного воспитания и образования, по которым работают детские сады города Ижевска. И Удмуртской республики. Цель программы: Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста краеведческих знаний, стремлений к дальнейшему получению информации, формирование духовно-нравственных основ и ценностей. Воспитание будущего хозяина своего города. Задачи: 1. Воспитывать у детей любовь к родному городу, к его прошлому и настоящему, учить видеть историю вокруг себя. 2. Приобщать к культуре и традициям города. 3. Формировать у детей бережное, созидательное отношение к городу. 4. Активизировать поисково-познавательную деятельность детей через различные формы работы. 5. Дать детям интересную содержательно-упорядоченную информацию о городе. 6. Познакомить с причинно-следственными связями, как одним из жизненно-важных и необходимых условий целостности нашего мира. Для реализации поставленных задач работу с детьми необходимо осуществлять в двух направлениях, рекомендуемых программой «Радуга». 1. Направление – знакомить детей с интересными фактами, сведениями о городе Ижевске. 2. Направление - создать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей, в процессе которой каждый ребенок имеет возможность: а) дополнить, расширить, конкретизировать свои представления о городе; б) овладеть различными способами получения знаний (чтение, экспериментирование, личный опыт; просмотр художественных фильмов, спектаклей; посещение кружков, экскурсий и др.)
В программе учтены: - возрастные особенности детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения; - обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей; - создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка; - уважение к личности ребенка; - обеспечение качественной подготовки к школе.
Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер. Она составлена на основе принципов доступности и последовательности. Программа «Детям об Ижевске» предусматривает всестороннее воспитание ребенка: эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое, патриотическое. Она разработана и апробирована в детском саду с 1997 г. и показала практическую значимость в работе с детьми:
- дети с удовольствием рассказывают о памятниках архитектуры; - о строительстве поселка на реке Иж; - когда и кто основал город; - об истории Ижевского цирка; - об истории улиц (М.Горького, Советской, Пушкинской); - о знаменитых людях города (Г.А.Кулакова, М.Т.Калашников, А.В.Мамонтов); - о современных архитектурных сооружениях и т.д.
Содержание программы представлено двумя блоками: Первый блок – прошлое города Ижевска. Второй блок – наш город сегодня.
В I блоке – «Прошлое города Ижевска» - рассматривается его историческое прошлое через такие формы работы как: - организованные занятия; - поисково-исследовательская, краеведческая деятельность детей и педагогов (создание «Комнаты удмуртского быта», краеведческих уголков в группах); - просмотр исторических фильмов, слайдов, рассматривание иллюстраций; - экскурсии, целевые прогулки; -дидактические игры; -праздники и развлечения.
II блок – «Наш город сегодня» - включает в себя все вышеназванные формы работы, но особо значимыми являются: - экскурсии; - встречи с интересными и знаменитыми людьми (художники, поэты, спортсмены, композиторы и т.д.); - посещение и организация выставок; - интегрированные занятия.
Формы подачи материала по ознакомлению детей с городом:
1. Обучающая или информационная непосредственно образовательная деятельность (НОД) – передача детям определенных не известных им ранее фактов и сведений о городе. 2. НОД на закрепление – работа с картой, викторины и т.д. 3. Игровая деятельность – конструирование, сюжетно-ролевая игра, настольная игра в лото и т.д. 4. Трудовая деятельность – уборка территории детского сада, близлежащей улицы, парка и т.д. 5. Наблюдения, прогулки, экскурсии. 6. Просмотр слайдов, картин, иллюстраций, открыток, альбомов и телепередач, используя прием сравнения старого и нового с целью приучить детей самостоятельно анализировать. 7. Сотрудничество с Национальным музеем Удмуртии (экскурсии, посещение выставок и встречи с сотрудниками музея). 8. Встречи со знаменитыми людьми города Ижевска. 9. Сотрудничество с семьей в поисках интересных сведений о городе Ижевске: - беседы с приглашением дедушек, бабушек об истории тех мест, где они сейчас живут, где жили, что было на том месте, какими были детские сады раньше и др.; 10. Знакомство с наиболее важными и интересными событиями из жизни города: «А знаете ли вы?», «Сейчас узнаем». 11. Праздники и развлечения. 12. НОД по ИЗО («Мы рисуем город Ижевск», «Моя улица», «Мой дом», и т.д.) 13. НОД по музыке (разучивание песен об Ижевске). 14. НОД по теме, предложенной самими детьми.
Подача нового материала периодически прерывается и предлагается детям просто беседа о том, где они побывали с родителями, что нового и интересного узнали о своем городе. Используется традиция «Утро радостных встреч». Где дети, принесшие картинку или книжку, сами продемонстрируют ее детям, попутно объясняя те или иные иллюстрации и тексты.
В ДОУ активно действует инновационный интегрированный проект «Скаутский рюкзачок».
|