Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правительство






Государство — не только то, как мы организуем свою социальную сферу: дороги, полицию, суды и транспорт. Государство — в пер­вую очередь то, что придает нам официальный статус как народу; это сведение в единый кодекс наших собственных представлений о себе как о народе.[415] В США основные принципы и стремления американского народа изложены в Декларации независимости — документе, подписанном небольшой группой мятежников, кото­рые наверняка были бы перевешаны по одному, не держись они так крепко друг за друга. Декларация, составленная аристокра­тами, идеалистами, рабовладельцами и землевладельцами, уди­вительным образом отражает фундаментальное и общее пред­ставление американцев эпохи революции о том, кем они хотели бы стать:

 

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы рав­ными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых.

 

Современный человек не в состоянии оценить, каким нару­шением всех норм предстали эти слова перед миром. Несмотря на распространение идей Просвещения, демократических об­ществ в те времена не наблюдалось. Правление осуществлялось сверху, божественной властью монархов и силой оружия. Боль­шей частью мира правили великие империи: Великобритания, Франция, Австро-Венгрия, Россия, Порта (Османская империя). Представление о людях, наделенных правами лишь на том осно­вании, что они свободные личности, не получающие милость из рук власть предержащих, было, мягко говоря, революционным.

Формой правления, возникшей на основе этих идей, стала ре­спублика. Как робот Родни Брукса учился ходить, так и Соеди­ненные Штаты делали первые неуверенные шаги, спотыкались, падали, снова шли вперед, порой ступая на неправильный путь. Но идеи Декларации вдохновляли революционные движения во всем мире, и сегодня большинство государств управляются, по крайней мере, по форме, народом, который эти государства призваны представлять.[416]

Безусловно, за двести с лишним лет появилось слишком много проблем. Назовем лишь некоторые из них, и в первую очередь разросшуюся бюрократию, чьи интересы настолько тесно переплетены с правительственными, что голос народа улавлива­ется с большим трудом. Коррупция существует в самых разных масштабах — небольших, когда кучка бюрократов берет взятки за свои услуги, или огромных, когда крупные банки концентрируют колоссальные капиталы за счет присваивания прибыли и обобществления убытков. При любом варианте коррупция яв­ляется результатом отсутствия принципа прозрачности, а также тенденции к централизации власти в руках немногих.[417]

В большинстве столиц мира вырос придворный класс, осу­ществляющий постоянное давление на наши правительства. Выгодные контракты распределяются среди «своих», делаются грязные деньги, власть распределяется на основании нужных знакомств, а не честных дел. Самой яркой иллюстрацией гни­ения государства может служить постыдная привычка, когда практически неизменная группа политиков, генералов и вли­ятельных чиновников постоянно меняет правительственную деятельность на предпринимательскую и наоборот. Вас не по­трясает количество четырехзвездных генералов, руководящих компаниями-подрядчиками в оборонной промышленности; се­наторов, становящихся лоббистами; бывших правительствен­ных чиновников, возглавляющих финансово-промышленные и торговые группы?

Однако, как я говорил в третьей главе, нет смысла искать плохих людей, ищите плохие системы. Давайте зададим вопрос, который мог бы изменить положение вещей: «Что стимулирует в людях плохое поведение?» Весьма сомнительно, что кто-то в вашингтонских политических кругах серьезно считает себя дурным человеком. Готов спорить, большинство их исполнены самых благих намерений. Все дело в системе, которая подвела их, а заодно и нас. Как нам поменять систему? Как обеспечить принцип прозрачности? Как расставить акценты? Как повысить ответственность? На все наши «как» есть один ответ — Scrum. [418]

Обратим внимание на город, расположенный в нескольких тысячах километров западнее Вашингтона, — Олимпия, столица штата Вашингтон. В этом городе за последние два президентских срока — и когда у власти были республиканцы, и когда теперь правят демократы — внедряли так называемое бережливое правительство.[419]

Нынешний губернатор Джей Инсли, занявший свой пост в январе 2013 года, в интервью, которое он дал в рамках предвыборной кампании осенью 2012 года, заметил: «Государ­ство только и занимается тем, что принимает решения. Мы хо­тим найти способ сократить бумажную волокиту». [1]

План губернатора состоит из пяти пунктов — они словно под копирку повторяют предвыборные обещания, кочующие из про­граммы в программу.

1. Система образования — от подготовительного класса до по­следнего курса университета — должна быть на уровне ми­ровых стандартов.

2. У нас будет процветающая экономика.

3. Превратим штат Вашингтон в национального лидера по устойчивым источникам энергии и чистой производ­ственной среде.

4. Мы за здоровый образ жизни и безопасные условия про­живания.

5. Эффективное, рациональное и ответственное управление.

Это не революционные идеи. Это все лишь то, что каждый нормальный человек ждет от любого правительства. Уже сам факт, что они воспринимаются как набившие оскомину штампы, свидетельствует об их неоспоримой значимости. По сути своей, что такое клише? Это истинная правда, повторенная столько раз, что стала банальностью. Смею утверждать, действия адми­нистрации губернатора Исли не выглядят банальными. Заслуга принадлежит системе SMART[420], которая гласит: перед собой надо ставить задачи конкретные ( specific ), измеримые ( measurable), достижимые ( achievable ), актуальные (relevant), ограниченные во времени ( time-bound ). На самом деле они явно хотят исполь­зовать Scrum. По сути, они уже его используют.

Служба по внедрению стратегических информационных технологий и систем управления штата Вашингтон отвечает не только за приобретение новых технологий, но и за их создание.[421]

Информационная служба состоит из двадцати сотрудников, ко­торые должны следить за тем, чтобы не происходило существен­ных сбоев в электронных системах, обслуживающих штат. Лю­бая ошибка в программном обеспечении грозит обернуться потерями, равными десяткам и даже сотням миллионов долларов. При этом служба отвечает за модернизацию программного обес­печения, которое используется для всех зон ответственности органов управления: от выпуска водительских удостоверений до распределения пособий по безработице или регулирования популяций рыб и диких зверей, — в 2012 году было рассмотрено восемьдесят запросов на общую сумму более четырехсот мил­лионов долларов. Сотрудники информационной службы издают для различных учреждений стандарты и руководства по реали­зации политики штата.

Для того чтобы справляться со столь огромным объемом работ, в информационной службе штата используют методику Scrum. Были сформированы скрам-команды и даже снесены вну­тренние стены в помещении. Майкл де Анджело, заместитель ди­ректора информационной службы, говорит, что они стараются каждую неделю снабжать учреждения штата пригодными для использования практическими директивами:

Мы постоянно дорабатываем процесс предоставления своих инвестици­онных планов на рассмотрение учреждениями. Наша цель — каждую не­делю что-то менять. Мы используем пошаговый подход. Еженедельно мы выдаем потенциально готовый к поставке продукт, который учреждения могут опробовать на практике. Представители учреждений действительно видят что-то реально сделанное.

 

«Готовый к поставке продукт» в их случае означает некие из­менения в директивах, которые могут быть применены на прак­тике. Это не обязательно должно быть нечто материальное. Важно, чтобы это было что-то, создающее ценность. Вместо того чтобы пытаться создать огромный общий документ, который учитывал бы каждую деталь процесса финансирования, они ре­шили делать это шаг за шагом. Причем каждую неделю в ин­формационной службе улучшают систему управления штатом.[422]

Реакция, по словам де Анджело, была разной. Очень велик страх не получить совершенного продукта. В августе 2013 года он сообщал:

 

Буквально на прошлой неделе мы внесли изменение в название нашей службы, которым пользуются клиенты. Но есть огромное количество документации, в которой мы называемся по-старому, например, на сай­те и в официальных бумагах. Мы оказались лицом к лицу с огромным объемом материала, куда [в первую очередь] следовало внести измене­ния. Мы решили не откладывать это в долгий ящик и исправить всю документацию в следующем спринте. Альтернативное решение — на мно­гие месяцы отложить нововведения... но тогда мы сами у себя украдем будущие доходы.

 

Информационная служба штата активно занимается внедре­нием методологии Scrum во все бюрократические системы штата. Собственно, они начали с себя, чтобы показать пример всем го­сударственным службам. Преимущества Scrum слишком велики, чтобы можно было их игнорировать.

Существуют определенные препятствия. По словам де Ан­джело, им пришлось столкнуться с тем, что в некоторых случаях каскадная модель буквально прописана в законе. Менять это бу­дет непросто, поскольку штат Вашингтон выделяет финансиро­вание на два года.

 

Вам приходится просить большие суммы. Вы не можете сказать, что лучше мы будем добавлять ценность в продукт до тех пор, пока заказ­чик не скажет остановиться. Правительство хочет видеть заранее опре­деленную сумму, определенный объем ценности и определенные вре­менные рамки. Так им легче отчитываться перед избирателями. Даже вопреки истине, которую мы все знаем, — это просто неэффективно.

 

Отчасти эта проблема связана с тем, что в США и на федераль­ном уровне, и на уровне штата законодательная власть подраз­деляется на комитеты. Одна группа законодателей занимается образованием, другая — преступностью, третья — бюджетом, а четвертая — социальным обеспечением.[423]

«Они так раздроблены, что никогда не видят общей кар­тины», — говорит Рик Андерсон. Он консультирует учреждения на уровне штатов, округов и городов в штатах Вашингтон, Оре­гон, Калифорния и Гавайи. Рик много работал с законодателями, поэтому он хорошо понимает, о чем идет речь: «Перемены необ­ходимы, хотя они потребуют определенных временных затрат». По его мнению, пора властным органам начинать ставить цели, ориентированные на результат: «Допустим, есть учреждение X — вот его цели, вот результаты, которые предполагается получить. После того как с ним определились, можно начинать работать над законодательством, которое будет ориентировано на жела­емый результат».

В обновленном, основанном на Scrum мире вместо того чтобы утверждать конкретный план строительства моста через реку, за­конодательный орган скажет управлению автодорог: «Мы хотим, чтобы X людей могли пересекать эту водную преграду за время Y и чтобы на это потребовалось Z денег. Как вы этого добьетесь — дело ваше». Такой подход откроет двери любым инновациям.

Вместо этого сегодня являются нормой строительные про­екты, которые на многие миллионы долларов превышают бюджет. Почему? Когда команды работают над проектом, они обнару­живают новые проблемы и новые пути их решения. Вместо того чтобы пресекать на корню такого рода нововведения руками ко­миссии по контролю за внесением изменений, мы должны под­держивать подобные начинания.

Я начал этот раздел с того, что общество должно ясно пред­ставлять собственные идеалы и уметь их четко формулировать в государственном документе. Например, конституции. Как этот постулат соотносится с сегодняшним положением дел? Должен сказать, в современном мире нашлось одно государство, решив­шее с помощью методики Scrum разработать конституцию, кото­рая будет действительно отвечать воле и чаяниям народа.

Не так давно, в 2008 году, на мир обрушился финансовый кризис, которого можно было бы избежать. Одной из стран, по которым кризис ударил сильнее всего, оказалась Исландия. [424] Главные частные банки, поддерживаемые правительством, взяли на себя столь огромные риски на финансовых рынках, что все закончилось их полным крахом. Как любят говорить на Уолл-стрит, если вы не знаете, кто в комнате лох, этот лох — вы. В данном случае лохом оказалось само государство. Для та­кой маленькой страны, как Исландия, масштабы долга были огромными. В результате, по оценкам банков, долг в двенад­цать раз превысил национальный бюджет. Когда все рухнуло, мечта об исландском экономическом чуде разбилась вдребезги.[425]

Выражая свое негодование, жители Рейкьявика вышли на улицы и, стуча крышками кастрюль, заполнили площадь пе­ред зданием альтинга, своего парламента. В результате в ходе так называемой кастрюльной революции было свергнуто пра­вительство, несшее ответственность за случившееся финансо­вое безобразие. Пришли новые лидеры и пообещали народу но­вую конституцию.

Чтобы создать правильную конституцию, правительство ре­шило привлечь к этому делу общество, а самому стать макси­мально открытым. Был сформирован конституционный комитет, члены которого сделали выбор в пользу Scrum. Каждую неделю комитет встречался, принимал решение по одному разделу доку­мента и к следующему четвергу предоставлял его общественно­сти. Причем для обратной связи задействовали всю мощь соци­альных сетей, главным образом Facebook и Twitter. Через считаные месяцы комитет представил готовый документ, получивший абсолютную поддержку народа Исландии.

К сожалению, силы, заинтересованные в финансовых махи­нациях, нанесли ответный удар. После бесконечных проволо­чек, попыток сбить с толку членов комитета, жалоб и действий, направленных против воли собственного народа, новый парла­мент, состоящий из представителей тех же партий, которые до­пустили крах исландской экономики, решил просто проигнори­ровать только что созданную конституцию. Основное требова­ние революции так и не было удовлетворено. Но в любом случае все еще впереди.[426]

Мир меняется, и те, кому выгодна секретность и обман, скоро обнаружат, что осталось не так много мест, где они могли бы укрыться. Scrum меняет действительность, и несмотря на отча­янное сопротивление коррупционеров, бюрократов, карьеристов и просто лентяев, изменения неизбежны. Scrum позволяет ра­ботать настолько быстро, открыто и качественно, настолько лучше отвечает потребностям людей, что в конце концов этому методу суждено победить политиков, стоящих у него на пути.[427]

Изменись или умри.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2026 год. (0.201 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал