Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условияхСтр 1 из 24Следующая ⇒
ТЕМА3. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СТАЛИНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ (1945-1953 ГГ.) Общая проблема. Обретения и потери завершающих лет сталинской эпохи. Какие перспективы на будущее открывались перед СССР? НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ Проблема. Что изменилось в мире после войны? Какую роль в этих изменениях сыграл СССР? Вспомните значение понятий: «холодная война», «план Маршалла», НАТО, социалистический лагерь, СЭВ. Ответьте на вопросы. 1. Чем характеризуются понятия «страны Запада» и «страны Востока» применительно к периоду «холодной войны»? 2. Что такое «железный занавес»? 3. Какие международные организации, возникшие в 40—50-е гг., вы знаете? Отношения с бывшими союзниками. Потенциал сотрудничества, накопленный СССР и западными державами в годы совместной борьбы с фашизмом, с наступлением мира стал быстро исчезать. В выступлении бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля в американском городе Фултоне (март 1946 г.), в послании к Конгрессу президента США Г. Трумэна (февраль 1947 г.), а также в ряде секретных документов были сформулированы две стратегические цели Запада по отношению к СССР. Первоочередная: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина «сдерживания коммунизма»). Перспективная: оттеснить социалистическую систему к довоенным границам, а затем добиться ее ослабления и ликвидации в самой России (доктрина «отбрасывания коммунизма»). При этом правящие круги США не скрывали намерений добиться мирового господства. Листок из архива. Речь У. Черчилля в Фултоне. «Я не верю в то, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин... Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил... Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе, в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил». ? Как определяет У. Черчилль внешнеполитические цели СССР и стран Запада? СССР, в свою очередь, стремился как можно быстрее укрепить влияние на освобожденные Советской армией страны. При этом И. В. Сталин питал надежду, что в условиях, когда на конференциях «большой тройки» был де-факто признан новый раздел мира на сферы интересов великих держав, ему удастся добиться своей цели без ухудшения отношений с западными партнерами, сохранив с ними взаимовыгодное сотрудничество. По мере того как эти надежды исчезали, формируется еще одна внешнеполитическая установка. Стареющий кремлевский диктатор вынашивал мысль мобилизовать военно- экономическую мощь советского блока для распространения его влияния на новые регионы мира. Так, на секретном совещании в Кремле в январе 1951 г. И. В. Сталин заявил, что существует возможность «установить социализм по всей Европе» в течение «ближайших четырех лет» и что этой цели должна быть подчинена политика возглавляемых коммунистами стран. До сих пор среди российских и западных историков нет единого мнения о виновниках «холодной войны». Проанализировав действия противостоящих сторон, дайте свой ответ на вопрос: насколько каждая из них ответственна за новый раскол мира? Реализация намеченных бывшими союзниками внешнеполитических курсов за короткий срок до предела осложнила международную обстановку, ввергла мир в состояние «холодной войны» и гонки вооружений. В сложившихся условиях оказалась невозможной и эффективная работа Организации Объединенных Наций, созданной в октябре 1945 г. США, располагавшие в ООН большинством голосов, стремились превратить ее в некий всемирный трибунал с правом безапелляционного вмешательства в любые противоречия между странами, с тем чтобы разрешать их по собственному усмотрению. Ответом советского правительства была защита своего права вето в ключевом органе ООН — Совете Безопасности. Новая международная организация быстро превратилась в трибуну острой публичной полемики. В последние дни войны в Европе Вашингтон внезапно приостановил действие закона о ленд-лизе в отношении Советского Союза, что вызвало горечь и раздражение в Москве. После первых весьма скупых сумм по займу, обещанному И. В. Сталину еще президентом Ф. Рузвельтом, СССР в дальнейшем не получил ни доллара. Не успев начаться, были прекращены выплаты СССР репараций из западных зон оккупации Германии, несмотря на обязательства, принятые союзниками в Потсдаме. В январе 1947 г. госсекретарь США Дж. Маршалл предложил выделить финансовые ресурсы на цели восстановления европейских стран. Министры иностранных дел Англии и Франции, горячо поддержав «план Маршалла», пригласили в Париж В. М. Молотова для обсуждения этого плана. На переговорах Молотов поставил свои условия, главным из которых было сохранение за советским правительством свободы в расходовании предназначенной ему части средств и в выборе экономической политики. После того как эти условия были отвергнуты, Москва отказалась участвовать в «плане Маршалла» и настояла на принятии аналогичных решений правительствами стран, входивших в ее сферу влияния. Помощь по линии «плана Маршалла» ограничилась, таким образом, только Западной Европой. Ее масштабы были колоссальны: 12, 4 млрд. долларов за 1948—1951 гг. Эти средства позволили за короткий срок возродить разрушенную экономику западных стран и сформировать там современные рыночные структуры. Кроме того, они умело использовались Вашингтоном I как инструмент политического давления. В результате позиции местных компартий, авторитет которых в годы войны значительно вырос благодаря их самоотверженной борьбе с фашистскими оккупантами (во Франции и в Италии коммунисты даже входили в первые послевоенные правительства), оказались ослабленными, а влияние США в этом ключевом регионе мира существенно укрепилось. В апреле 1949 г. в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз США и 11 западных стран: Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Дании, Норвегии, Нидерландов, Люксембурга, Португалии, Исландии и Канады. Вдоль советских границ развертывалась сеть военных баз США. В Пентагоне велась разработка планов войны против СССР с применением атомного оружия. Наиболее известный из них — «Дропшот» предусматривал нанесение ядерных ударов по основным городам Советского Союза. В этих условиях И. В. Сталин нашел нетрадиционный путь сдерживания чрезмерных амбиций агрессивных кругов западных государств, приступив к широкомасштабной поддержке международного общественного движения сторонников мира. Оно зародилось в 1948 г. по призыву нескольких сотен авторитетнейших деятелей культуры из многих стран. Первый Всемирный конгресс сторонников мира, объединивший представителей 72 государств, прошел в Париже в апреле 1949 г. Он завершился избранием Постоянного комитета во главе с выдающимся французским ученым-физиком Ф. Жолио-Кюри. И уже через три месяца в Москве был учрежден Советский комитет защиты мира. Когда в марте 1950 г. в Стокгольме Постоянный комитет Всемирного конгресса принял воззвание, требовавшее «безусловного запрещения атомного оружия» и осуждавшее его применение как «преступление против человечества», в СССР по негласной команде властей подписи под ним поставили 115, 5 млн. человек — все взрослое население страны. Ради справедливости следует сказать, что это была та команда, которая отвечала искренним чаяниям и надеждам советского народа, хорошо помнившего трагические испытания Великой Отечественной... Всего на планете Стокгольмское воззвание подписали около 500 млн человек. Стараясь перевести общественную инициативу в плоскость официальной дипломатии, Москва заявила о готовности сотрудничать с законодательными органами других государств в практической реализации предложений сторонников мира, а в марте 1953 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира. Пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества. Складывание социалистического лагеря. Тем временем при прямом содействии Москвы устанавливаются коммунистические и просоветские режимы в Болгарии (1944), Югославии (1945), Албании (1946), Польше и Румынии (1947), Венгрии и Чехословакии (1948), а также на Азиатском континенте: в Северном Вьетнаме (1945), в Северной Корее (1948). В 1949 г. коммунисты пришли к власти и в Китае.
|