Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция подходов к осуществлению демографической политики в области рождаемости.






На сегодняшний день в мире почти не осталось стран, в той или иной мере не озабоченных проблемами населения и, как следствие, необходимостью так или иначе регулировать уровень рождаемости. Все они подразделяются на две группы с диаметрально противоположными интересами и целями в данной области. К первой относятся страны с незавершенным демографическим переходом и более или менее высоким уровнем рождаемости, которые озабочены главным образом необходимостью снизить темпы роста населения и уменьшить таким образом демографическое давление на экономику и ресурсы своих стран. Наиболее активную позицию в данном вопросе занимают такие крупнейшие по численности населения страны, как Китай и Индия, стремящиеся любыми, в том числе и репрессивными мерами, затормозить бурный рост населения. К примеру, Индия провозгласила целью своей демографической политики достижение стабилизации численности населения, т.е. прекращения его роста.

Вторую группу составляют высокоразвитые в индустриальном отношении страны, для которых актуальна проблема низкой рождаемости, не обеспечивающей простого замещения поколений и все чаще становящейся причиной депопуляции. Их опыт проведения демографической политики, а также – причины, по которым те или иные страны прибегали к разного рода мерам регулирования рождаемости, весьма ценен сегодня для России, поскольку позволит отобрать все наиболее значимое из зарубежной практики и разработать собственные программы действий в этой области, избегая заведомо тупиковых и мало эффективных направлений.

Все депопуляционные страны, включая и Россию, зримо отличаются друг от друга по времени возникновения самой проблемы депопуляции, длительности ее существования, по историческим (экономическим, политическим и иным) причинам, ее обусловившим. В силу этого в них существует выраженная дифференциация по ряду существенных вопросов.

Среди причин, по которым страны с идентичными типами и уровнями рождаемости принимают решение о проведении демографической политики или, напротив, об отказе от нее, выделяются следующие: оценка собственно уровня рождаемости и его тенденций и перспектив динамики численности населения, значительные потери населения из-за крупных катаклизмов (в первую очередь, вследствие войн), необходимость решения проблем стратегического (экономического, геополитического, политико-идеологического) плана. Сочетание этих причин в отдельных странах зачастую противоречиво.

В этой связи особый интерес вызывают две страны, открыто отрицающие необходимость для них демографической политики в области рождаемости. Это – США и Великобритания. Несмотря на то, что существующий уровень рождаемости в них не обеспечивает даже простого воспроизводства населения, оба государства полагают его достаточным для удовлетворения их внутренних и внешних интересов и потребностей. В Великобритании превалирует мнение о том, что деторождение является частным делом личности и семьи, а часть политиков даже считает, что в стране имеет место относительно избыточный естественный прирост населения. В наиболее концентрированном виде позиция США по этому вопросу нашла свое отражение в докладе комиссии Конгресса «Рост населения и будущее Америки», подготовленном еще в начале 1970-х годов. На основе анализа демографической ситуации в стране и прогнозов комиссия пришла к выводу, что будущий рост населения, превышающий тот, который может быть экстраполирован из его роста в прошлом, не принесет США никаких выгод – экономических, экологических, социальных и геополитических. В силу этого наиболее желательна с точки зрения глобальных интересов скорейшая стабилизация населения.[i] Важно, что стратегический курс на стабилизацию принимается в условиях, когда практически очевидно, что население США будет продолжать расти из-за миграционной привлекательности страны, высокого уровня жизни и т.п.

Помимо США и Великобритании довольно сдержанную позицию в отношении мер прямого воздействия на уровень рождаемости занимают Италия, Ирландия и некоторые другие. Эти страны (по крайней мере, на уровне официальных высказываний) считают регулирование деторождения мало приемлемым по моральным и этическим соображениям и не проводят какой-либо масштабной и значимой политики в этом вопросе. Как правительства этих стран, так и общественное мнение демонстрируют явную консервативность в отношении норм брачно-семейных отношений (свобода расторжения брака), а также – применения абортов и контрацепции, правда, в большинстве случаев – без применения прямых запретов.

Объединяет указанные страны, столь различные по территории, численности населения, уровню экономического развития, доминирующей религии и т.п., два обстоятельства. Во-первых, ни одна из них на протяжении ХХ столетия не понесла значительных людских потерь (сопоставимых, например, с потерями России, Франции, Германии). Во-вторых, у них отсутствуют какие-либо стратегические интересы (в первую очередь, геополитические и экономические), удовлетворение которых можно было напрямую связать с необходимостью демографического роста.

Таблица 4.1. Отношение правительств отдельных стран к возможному воздействию на процесс рождаемости, 1970-е –1980-е годы.

Позиция правительства Северная Европа Западная Европа Южная Европа Северная Америка
1. Существующий уровень рождаемости признается слишком низким; вмешательство допускается; применяются меры контроля Люксембург, Франция Греция
2. Существующий уровень рождаемости признается слишком низким; вмешательство не допускается; меры контроля не применяются Швеция (с 1982 г., до этого входила в группу 4) ФРГ
3. Существующий уровень рождаемости признается удовлетворительным; применяются меры контроля в целях его поддержания Ирландия Бельгия
4. Существующий уровень рождаемости признается удовлетворительным; вмешательство не допускается; меры контроля не применяются Великобритания, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия Австрия, Нидерланды, Швейцария Испания, Италия, Португалия Канада, США

 

Противоположный пример реакции на демографические проблемы с начала ХХ века демонстрируют Франция, Бельгия, Германия. Позиции этих и других стран по поводу воздействия на рождаемость предствлены в таблице 4.1. Выше названные страны понесли огромные потери населения в результате череды войн конца XIX – начала ХХ века, экономика их была разрушена и на ее восстановление не было бы шансов в условиях прогрессирующей депопуляции. В то же время они стремились к восстановлению своего демографического потенциала, руководствуясь идеей необходимости сохранения геополитического равновесия в Европе. По сути весь период времени 1870-1940 годов прошел во Франции под знаком пронаталистских настроений.[ii] Они стимулировалось тем, что в конце Х1Х- начале ХХ века страна находилась в затяжной депопуляции, тогда как рядом набирала силы, увеличивая свой демографический потенциал, разгромившая ее Германия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал