Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, показатели и методы обеспечения качества продукции.






Продуктом труда производственного предприятия является продукция. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает качество продукции.

Качество – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в связи с ее назначением.

Качество продукции не ограничивается только одним свойством– это совокупность свойств.

Общепризнанна такая классификация свойств и показателей качества:

1. Показатели назначения – обуславливают область применения продукции (производительность, мощность, калорийность).

2. Показатели надежности – характеризуют безотказность, долговечность, ремонтопригодность (например, бытовых приборов, тормозных систем).

3. Показатели технологичности – характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений.

4. Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными деталями. Чем меньше оригинальных деталей, тем лучше.

5. Эстетические показатели- характеризуют выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения.

6. Патентно - правовые показатели – характеризуют патентную защиту продукции и являются существенным фактором конкурентоспособности продукции.

7. Показатели траспортабельности – выражают приспособленность продукции для транспортировки.

8. Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, который возникает при эксплуатации продукции.

9. Эргонометрические показатели - отражают взаимодействие человека с изделием.

10. Показатели безопасности – характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя.

11. Экономические показатели - характеризуют степень экономической выгоды покупки потребителем (соотношение цены со свойствами, экономия времени и затрат и т.п.)

Для оценки качества продукции применяются такие методы:

1. Органолептический – с помощью органов чувств человека (зрительный осмотр, запах, вкус, осязание).

2. Объективный – с помощью измерения техническими средствами (обмер, взвешивание, замеры).

3. Дифференцированный – сравнение со стандартами, эталонами.

4. Комплексный - конструирование интегрального показателя (полезный эффект от использования сравнивается с общими затратами).

К основным методам обеспечения качества продукции относятся:

- стандартизация;

- сертификация;

- внутрипроизводственный технический контроль.

Стандартизация – это нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а потом закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, методики, инструкции, требований к разработке продукции.

Стандарты и технические условия – это документы, которые содержат обязательные нормы качества продукции и способы его достижения.

Как правило, нормативные документы по стандартизации продукции подразделяются на следующие категории:

- государственные стандарты – ГОСТы;

- отраслевые стандарты – ОСТы;

- технические условия – ТУ.

Сертификация продукции означает выдачу изготовителю сертификата – документа, удостоверяющего качество продукции, его соответствие требованиям международных стандартов. Сертификация устанавливает, что продукция достаточно объективно испытана и проверена.

Внутрипроизводственный технический контроль качества на предприятии осуществляет ОТК, главная задача которого – постоянное обеспечение необходимого уровня качества, указанного в нормативных документах, путем непосредственной проверки каждого изделия.

Основные пути повышения качества продукции:

1 .Технические – совершенствование стандартизации, технико-технологической базы предприятия, проектирования и т.п.

2. Организационные – рационализация организации производства, труда, управления и контроля.

3. Экономические – совершенствование ценообразования, планирования, мотивации трудовой деятельности.

4 .Социальные – совершенствование кадровой политики, повышение квалификации работников, улучшение условий труда и жизнеобеспечения.

Выживаемость предприятия, его положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями: уровнем цены и уровнем качества продукции.

Конкурентоспособность продукции определяет возможность выдерживать конкуренцию на рынке, т.е. иметь существенные преимущества перед продукцией других товаропроизводителей.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под организацией производства?

2. Что понимается под производственным процессом?

3. Назовите принципы организации производственного процесса на предприятии.

4. Что понимается под производственным циклом?

5. Какие факторы влияют на продолжительность производственного цикла?

6. Какое экономическое значение имеет продолжительность производственного цикла?

7. Назовите основные типы организации производства.

8. Охарактеризуйте поточный метод организации производства.

9. Чем отличается непоточный метод организации производства от поточного?

10. Что представляет собой поточная линия?

11. Назовите показатели, которые характеризуют работу поточной линии.

12. Что такое качество продукции?

13. Назовите показатели качества продукции.

14. Дайте характеристику методов обеспечения качества продукции.

 

Рекомендованная литература:

1. Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. —с.119-136

2. Экономика предприятия: Учебник / За общ. редакцией С. Ф. Покропивного.- Изд. 3-е перераб. и доп. - К.: КНЭУ, 2006, с.7 - 28, 58 - 72.

3.Экономика предприятия: теория и практикум (За редакцией доц. Мищенко Н.Г., доц. Ященко О. И.): Учебное пособие. Львов: " Магнолия 2006", 2008, с.7 - 91.

4.Ковальчук І.В. Экономика предприятия: Учебн. пособ. - К.: Знание, 2008. - (Высшее образование ХХІ века), с. 26 - 120.

 

Тема 4. Планирование деятельности организации (предприятия)

Лекция № 5. Сущность, принципы и методы планирования. Виды планов предприятия.

 

План

1.Планирование как функция управления. Принципы и методы планирования.

2. Виды планов.

3. Стратегическое и тактическое планирование.

4. Основные разделы годового плана предприятия.

5. Бизнес-планирование, его назначение и роль в планировании деятельности предприятия (самостоятельно).

Учебные цели:

- выяснить сущность планирования как функции управления;

- дать характеристику методов и принципов планирования;

- рассмотреть виды планов;

- показать отличия стратегического и тактического планирования;

- дать характеристику основных разделов годового плана предприятия;

- разобраться в сущности и роли бизнес-планирования

 

Планирование как функция управления. Принципы и методы планирования.

К основным функциям управления относятся: планирование, организация, мотивация, регулирование, контроль.

Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели предприятия, что должно делать предприятие и его коллектив для их достижения.

Сущность планирования состоит в определении целей и обосновании способов и средств их достижения.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития и повышения доходов.

Сущность планов состоит в том, что в них определяются не только конкретные задачи, стоящие перед предприятием, но и пути их выполнения.

Уровень планирования деятельности предприятия зависит от многих факторов и, прежде всего, от соблюдения определенных принципов, в соответствии с которыми разрабатываются планы.

К основным принципам планирования относятся следующие:

1 .Научность – предполагает широкое применение в планировании достижений науки и техники, инноваций, новых экономических и инженерных расчетов, норм и нормативов, стройной системы технико-экономических показателей.

2. Оптимальность – заключается в разработке наилучших решений каждой экономической задачи.

3. Комплексность и системность – означает всесторонний охват показателей плана и увязку, взаимосвязь и взаимозависимость этих показателей.

4. Непрерывность – проявляется во взаимосвязи перспективного, текущего и оперативного планирования.

5. Прогнозирование предполагает определение перспективных целей и задач, а также стратегии развития предприятия.

Планирование деятельности предприятия осуществляется с помощью различных методов, наиболее распространенными из которых являются:

1)Метод экстраполяции – это метод планирования от достигнутого уровня. Фактически достигнутая величина определенного показателя в отчетном периоде корректируется на сложившийся средний процент ее изменения. Он простой, но не точный.

2)Метод интерполяции – противоположный методу экстраполяции. Предприятие устанавливает цель для достижения в будущем, исходя из которой, определяет промежуточные показатели. Например, предприятие намечает прибыль, которую хочет получить, а исходя из заложенного в план объема прибыли – определяет объем производства и объем поставок продукции.

3) Балансовый метод. С помощью этого метода увязываются потребности в ресурсах и их наличие, соизмеряются затраты на производство с их результатами, т.е. достигается количественное соответствие между различными разделами и показателями плана.

4) Нормативный. Основан на использовании технико-экономических норм и нормативов. При составлении плана снабжения используются нормы расхода материалов, при планировании численности работников используются нормы обслуживания, нормы численности и т.д.

5) Расчетно-аналитический. Является самым распространенным. Он основывается на изучении отчетных данных и применении в расчетах нормативно-справочного материала и системы балансов.

6) Графоаналитический. Соединяет графические средства выражения и аналитический характер обработки данных. Им часто пользуются в перспективном и стратегическом планировании, где графическое изображение темпов изменения показателей за ряд лет, лучше воспринимается и легче оценивается их взаимосвязь.

7) Экономико-математические. Эффективны, если используется компьютерная техника. Они обеспечивают быстроту и качество расчетов, возможность из нескольких вариантов выбрать оптимальный.

 

Виды планов.

Различные виды планов, взаимосвязанные между собой, представляют систему планов предприятия.

По содержанию и форме проявления различают следующие видыпланирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий — директивное и индикативное планирование (планы).

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер. В рыночной экономике директивное планирование может использоваться как средство решения задач, имеющих общенациональное значение (охрана окружающей среды, оборона и др.). Предприятия используют директивное планирование в процессе текущего управления, при принятии решений о конкретных действиях.

Индикативное планирование носит направляющий, регулирующий, рекомендательный характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего используется на макроуровне. Государство с помощью экономических регуляторов определяет направления развития отраслей и сфер экономики, при этом воздействие на предприятия осуществляется через формирование правовой среды, принятие республиканских, региональных программ развития, выработку определенной налоговой, таможенной, инвестиционной политики и др.

Предприятия используют индикативное планирование при разработке перспективных планов.

Индикативное и директивное планирование дополняют друг друга и должны быть органически связаны.

2. В зависимости от срока, на который разрабатываются планы, и степени детализации плановых расчетов различаютдолгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочноепланирование.

Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период в пять и более лет. Такие планы предназначены для определения долгосрочной стратегии организации, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие. Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования.

Прогнозирование это предвидение, которое строится на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем. Прогнозирование выступает как один из этапов перспективного планирования; оно позволяет моделировать различные варианты, сценарии развития планируемого процесса. Однако в ряде случаев прогнозирование может выступать как самостоятельная функция управления, например разработка прогнозов социально-экономического развития регионов. Эти прогнозы учитываются хозяйствующими субъектами при планировании своей деятельности. Одновременно хозяйствующие субъекты при составлении планов могут прогнозировать объемы продаж и долю рынка, поведение основных конкурентов, научно-технические разработки, риски и др.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от одного года до пяти лет.

Краткосрочное планирование охватывает период до одного года, включая квартальное, месячное, недельное планирование.

 

 

Стратегическое и тактическое планирование.

По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативное и бизнес-планирование.

Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет цель, основные направления деятельности организации, пути и средства достижения поставленной цели. Следует различать понятия долгосрочного и стратегического планирования. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто сосредоточена на определенном периоде, а включает в себя совокупность идей развития предприятия.

Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования в трактовке будущего. Оно использует не традиционный подход «из настоящего — в будущее», а предполагает принятие решений по схеме «из будущего — в настоящее», построение плана действий, основываясь на представлении о будущем предприятия.

Значение выработки стратегии, позволяющей предприятию (организации) сохранять конкурентоспособность в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации на рынке организация не может успешно функционировать, концентрируя внимание только на решении внутренних проблем, связанных с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.

Важно выработать стратегию, обеспечивающую адаптацию организации к изменениям внешней среды.

Процесс разработки стратегии развития организации включает следующие этапы:

1) определение миссии организации, ее предназначения, социально-экономической роли;

2) формулировка стратегических целей организации;

3) анализ внешней среды;

4) анализ внутренних возможностей организации, ее сильных и слабых сторон;

5) разработка и анализ возможных вариантов стратегий (стратегических альтернатив) и выбор стратегии;

6) реализация стратегии;

7) стратегический контроль, оценка стратегии.

Тактическое планирование это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы предприятия для достижения стратегических целей. Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей.

Тактическое планирование находит свое выражение в разработке среднесрочных и краткосрочных планов социально- экономического развития предприятия. Объекты тактического планирования — продажи, маркетинг, производственные мощности, материально-техническое обеспечение, бюджеты предприятия, затраты, прибыль и др.

Оперативное планирование предполагает детальную разработку планов предприятия и его подразделений – цехов, участков, бригад и рабочих мест на короткие отрезки времени – месяц, декаду, пятидневку, сутки, смену. При этом задача разработки плана органически и функционально сочетается с организацией его выполнения. Таким образом, оперативное планирование превращается в важнейший рычаг повседневного руководства производственной деятельностью предприятия, в систему и в средство управления производством и его звеньями.

К основным задачам оперативного планирования относятся:

1.Обеспечение выполнения плана выпуска готовой продукции в срок при равномерной работе каждого рабочего места и равномерном выпуске продукции участком, цехом и предприятием в целом.

2.Наиболее эффективное и полное использование оборудования и рабочих.

3.Максимальное сокращение длительности производственного цикла и объема незавершенного производства.

Если оперативное планирование на предприятии осуществляется в масштабе предприятия: по цехам, то оно называется межцеховое; а если в масштабе отдельных цехов: по участкам и рабочим местам, то называется внутрицеховое.

 

Основные разделы годового плана предприятия.

В тактическом планировании текущий (или годовой) план рассматривается как инструмент технологии управления для достижения целей предприятия. Годовой план является сводным и комплексным планом, затрагивающим все аспекты деятельности предприятия. Это план его экономического и социального развития. Он разрабатывается во исполнение стратегического плана и на основе установленных стратегических ориентиров на текущий год.

В практике планирования выделяют определенную совокупность основных разделов годового плана предприятия:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал