Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогическое управление познавательной деятельностью учащихся 4 страница
Вам предлагается сформулировать изучаемые вопросы в виде проблемных задач. Ответьте на следующие вопросы: 1. Можно ли все темы, названные в учебной программе, сформулировать в плане проблемных вопросов? 2. Можно ли создать проблемную ситуацию с помощью вопросов? Если да, то какие вопросы будут преобладать? Для получения правильного ответа попытайтесь на примере двух-трех тем учебной программы перевести их названия в проблемную форму типа «если.., то...» или в вопросную систему суждений. Проделайте эту работу на учебном материале школьных предметов и учебного курса педагогики. Заполните таблицу.
Задача 16. Дидактическое конструирование проблемной ситуации как задачи. Проблемная ситуация возникает и в том случае, если содержание учебного процесса будет переведено в логику требования: объясните, докажите, приведите обоснование и т. д. В этих случаях внимание и мысль учащихся направлены на выявление детерминантных связей, аргументацию и поиск решения. Выявите содержательные и логические возможности организации поисковой деятельности учащихся посредством прямых требований педагога, аналогичных приведенным. Составьте таблицу.
Задача 17. Научные источники учебной проблемы — противоречивые суждения. Основным источником учебных проблем является наука. В учебном процессе научная информация может быть представлена в виде противоречивых научных суждений об объекте или явлении. Иными словами, дискуссионные вопросы науки могут быть включены в учебный процесс в качестве проблем, подлежащих обсуждению. Попробуйте на основании приведенных суждений построить научную информацию. 1. Каждое понятие может быть рассмотрено как совокупность простых понятий. Есть понятия, которые вводятся в науку аксиоматическим путем. 2. Процесс обучения характеризуется взаимодействием педагога и учащихся. Процесс обучения — это педагогическое управление учебной деятельностью. 3. Эвристическим действиям следует обучать. Эвристическим правилам не свойственна категоричность. Задача 18. Проблемная задача на основе научной дискуссии. Характерным источником учебных проблемных задач являются дискуссионные вопросы в науке. Такие проблемы могут быть решены путем исследовательской практики и в ходе теоретического обсуждения научных точек зрения. В школьном учебном курсе, особенно в старших классах, некоторые научные дискуссии нашли отражение. Выделите дискуссионные проблемы в одном из учебных курсов и составьте двух-трех-членную совокупность разных суждений об объекте или процессе и сделайте ее предметом обсуждения с учащимися. Такая система суждений имеет, как правило, проблемный характер и может быть введена в учебный процесс с целью организации продуктивного мышления учащихся, повышения их образовательного уровня. Задача 19. Проблемное обучение на основе разных аспектов рассмотрения предмета изучения. Источником постановки научной проблемы в процессе обучения может явиться различный ракурс рассмотрения проблемы. Раскройте содержание вопроса о технологии проблемного обучения в следующих аспектах: — проблемное обучение понимается как система проблемных ситуаций; — проблемное обучение как инновационная технология обучения; — проблемное обучение как метод обучения эвристической деятельности; — проблемное обучение в свете структурного преобразования учебной информации; — проблемное обучение — технология задачного обучения. Составьте по аналогии несколько трактовок таких педагогических категорий, как метод обучения, принцип обучения. Проведите аналогичную работу с научными понятиями учебного курса школы. Обсудите сучащимися различные способы определения научных понятий педагогики и школьного учебного курса. Подобная системная организация информации развивает знания учащихся о предмете изучения, формирует дивергентное мышление, прививает привычку рассматривать изучаемый объект с разных сторон и выделять различные аспекты его анализа. Задача 20. История научного открытия как источник проблемного обучения. Общепринятым источником проблемного обучения является прослеживание генезиса научной проблемы. Содержание научных открытий входит в учебную программу и раскрыто в учебниках. Однако в процессе обучения нередко этот учебный материал дается в повествовательном, констатирующем варианте изложения. Отсутствует проблемный подход, следовательно, не стимулируются эвристические действия. Чтобы посвящение учащихся в суть научного поиска приобрело логику развивающегося исследования, необходимо придать информации структуру последовательно развертывающегося решения поставленной научной проблемы, сделать осознанной логику поиска. Требуется рассмотреть известные в науке варианты решения в виде проблемных ситуаций-задач, изучение которых сопровождается анализом способов решения проблемы на разных этапах научного исследования. Выделите в учебной программе и учебнике текст, где рассказывается о научном открытии. Проанализируйте его. Обратите внимание на то, как автор использует структуру проблемного изложения. Дополните или перестройте структуру изложения в аспекте проблемного обучения. Задача 21. Проблемные ситуации — условие интеллектуального затруднения учащихся. Проблемная ситуация может быть создана на основе расхождения известных учащимся знаний и неизвестных. Производится педагогический расчет имеющегося рассогласования, в результате которого ставится проблема, создается проблемная ситуация. Учащиеся испытывают когнитивные затруднения, вызванные необходимостью понять способ получения новых знаний, чтобы получить недостающие знания. В известном смысле всякий вопрос, направленный на новое, еще неизвестное знание, является средством создания интеллектуального затруднения. Дидактическая сложность создания таких ситуаций состоит в информационном разрыве, который учащиеся должны преодолеть, и в обеспечении планируемой педагогом направленности поиска. Проведите анализ одного из разделов школьного учебника в целях выявления на каждом уроке (занятии) преемственных связей, необходимых для формирования научных понятий. В пределах этих связей выявите новые и предшествующие знания, необходимые для формирования новых знаний, и перспективные. Теперь сформулируйте вопросы, направленные на получение знаний путем логического рассуждения и посредством эвристических процедур (догадки, интуиции). Наполните схему конкретным содержанием. Задача 22. Гипотеза как элемент эвристических методов. В задачах, которые стимулируют эвристические действия, имеет место несогласованность информации. Именно это обстоятельство вызывает у учащихся стремление осуществить исследовательскую деятельность. Информационная недостаточность для решения задачи вызывает потребность осуществить поиск, догадаться о недостающем звене и решить задачу. Всякая информационная несогласованность создает проблемную ситуацию, ситуацию интеллектуального затруднения, в которой могут быть приняты разные решения, избраны различные пути решения задачи. Строится мыслительный, гипотетический способ решения задачи. Гипотеза — обязательный элемент в решении задачи проблемного типа. Гипотетическое построение способов достижения цели характеризуется эвристической направленностью действий. Правильность выдвинутых способов решения задачи проверяется путем логического рассуждения. На примере трех учебных проблем сформулируйте гипотезы их решения, проследите результативность этих гипотез посредством анализа хода решения и получаемого результата. Вербальная формула гипотезы: «если.., то...» или «цель будет достигнута, если...». Задача 23. Гипотетическое проектирование решения проблемной задачи. Постановкой научного вопроса в виде проблемы и созданием проблемной ситуации не заканчивается организация проблемного обучения. Сформулированная проблема или проблемная задача стимулирует мыслительные действия, способствующие решению проблемной задачи. Они направлены на устранение информационного конфликта, несогласования или недостаточности информации, содержащихся в познавательной задаче. Прежде чем ввести в учебный процесс познавательную задачу, следует спроектировать возможные пути ее решения учащимися. Особое внимание обращается на возможность нескольких путей ее решения. Необходимо выбрать наиболее оптимальный, к которому следует привести учащихся. Гипотетическое построение решения поставленной проблемы во многом зависит от формулировки проблемы, постановки ее в виде интеллектуальной задачи, а также от подготовленности учеников к ее решению. Сформулируйте две-три учебные проблемы, продумайте их решение. Спланируйте ход решения поставленной задачи несколькими способами. Сформулируйте в виде гипотезы возможные пути решения задачи. Задача 24. Эвристический этап решения проблемной задачи. Выдвижение и формулирование гипотезы решения задачи, содержащей неполный объем информации, необходимой для решения, — это эвристический этап в решении задачи. Если задача является проблемной и не имеет стандартных способов решения, то поиск решения осуществляется на основе догадки о тех информационных связях, которые ведут к достижению цели. В этом процессе имеют место интуитивные и логические действия. Гипотеза основывается на интуиции. Логические структуры требуются для проверки гипотезы, анализа соотношения намеченного пути решения с известной информацией. Попытайтесь сформулировать несколько гипотез решения следующих педагогических проблемных вопросов: 1. Можно ли развивать продуктивное мышление учащихся, не применяя технологии проблемного обучения? 2. В чем состоит основная причина недостаточно высоких результатов обучения учащихся в развитии продуктивного мышления? 3. Можно ли признать проблемное обучение единственной технологией обучения, обеспечивающей высокий уровень интеллектуального развития учащихся? Задача 25. Проверка и оценка гипотезы решения проблемной задачи. Если гипотеза решения задачи сформулирована, необходима ее проверка путем мысленного прослеживания решения задачи. Этот процесс может иметь форму не только мыслительных, но и практических действий, например построения системы математического расчета. Определите правильность выдвинутых вами гипотез решения проблемных вопросов, приведенных в предыдущей задаче. Решение оформите письменно. Заполните таблицу.
Задача 26. Построение гипотезы на основе научной теории и эмпирического опыта. Гипотеза о решении задачи выдвигается в связи и на основе научной теории или опыта, свидетельствующего о положительном результате при использовании гипотетического предположения о способе решения. Гипотеза может быть отвергнута, если теория или опыт (факты) говорят о нецелесообразности применения предполагаемого решения. Назовите две-три проблемы, постройте гипотезы их решения и приведите обоснование их целесообразности на основании известной теории или имеющегося практического опыта. Выполнение соответствующих действий желательно произвести в письменном виде. Заполните таблицу.
Задача 27. Соотношение эмпирических и логических действий при решении проблемной задачи. В качестве учебной задачи возьмите такую, при решении которой потребуется произвести эвристические действия. Решение задачи распишите по действиям — логическим и эвристическим. Проанализируйте соотношение этих действий. Схема анализа решения задачи:
Задача 28. Взаимосвязь гипотезы с теоретическим знанием. Докажите, что построение гипотезы в процессе решения проблемной задачи является результатом экстраполяции теории к условиям задачи. Приведите два-три примера нестандартных задач из школьного учебника, когда поиск способа решения связан с эвристической деятельностью. Докажите обусловленность гипотетического решения конкретным теоретическим знанием. Задача 29. Рефлексивные элементы в решении задач. Решение задач, связанных с эвристической деятельностью, требует рефлексивных форм мышления — они необходимы при построении гипотезы и ее проверке. Обратите особое внимание на эти решения. С этой целью рассмотрите задачи, которые вы уже решали, сформулируйте гипотезу и определите необходимые действия для ее проверки. Задача 30. Задача на доказательство. Докажите, что построение гипотезы в ходе решения проблемной задачи является непременным этапом. С этой целью постройте две учебные задачи таким образом, чтобы одна из них допускала несколько способов решения, а другая предполагала однозначный путь решения посредством уже известного алгоритма. Произведите анализ решения задачи, используя следующую табличную форму:
Ответьте на следующие вопросы: 1. Чем отличается решение одной задачи от другой? 2. Как вы думаете, если проблемная задача будет представлена учащимися аналогичной задачей, потребуется ли при ее решении построение нескольких гипотез? Задача 31. Задача на проектирование решения. В процессе решения научных задач и учебных задач проблемного типа имеют место эвристические и логические действия. Построение гипотезы представляет собой мыслительное проектирование решения задачи. Гипотез решения может быть несколько. Затем делается выбор, на основе научной обоснованности производится оценивание гипотезы. Ваша задача состоит в прослеживании содержательной структуры решения задачи по следующей схеме: 1. Формулирование задачи. 2. Выделение имеющихся у учащихся знаний, необходимых для решения задачи. 3. Оценка опыта учащихся в решении задач. 4. Проектирование гипотез и их оценка, обоснование. 5. Выбор гипотезы, наиболее рациональной для решения задачи. 6. Оценка оперативной готовности учащихся к решению задачи. Анализ решения задачи учащимися должен осуществляться на предметном содержании учебного материала. Для работы можете воспользоваться известной вам задачей и по аналогии построить новую задачу. Задача 32. Построение задачи на объяснение. Найдите способы объяснения. Объясните, почему проблемное обучение в значительной степени активизирует мыслительную деятельность учащихся и учителя и не вызывает переутомления. Составьте для учащихся аналогичные задачи на объяснение, используя учебный материал школьных дисциплин. Составьте задачи на объяснение установленных закономерностей в области педагогики. Задача 33. Построение задачи на доказательство. Цель: необходимо логическим путем доказать истинность приведенных далее утверждений или их несостоятельность, ложность. Задачи подобного типа решаются на основе известных учащимся теорий, законов, теоретических положений или фактов. В области гуманитарных дисциплин не применяются строгие доказательства, но приведение факта или закона, противоречащего утверждению, достаточно, чтобы опровергнуть истинность обсуждаемого утверждения. Разработайте две-три задачи на доказательство на языке предметной методики преподавания на общедидактическом уровне. Задача 34. Построение задачи на объяснение. Задачи на объяснение какого-либо факта или закона, явления, процесса часто применяются в процессе обучения. Сложность их построения связана с необходимостью выявить закономерности, установить связи между изучаемыми явлениями и определить возможность их изучения. Объяснение является функцией науки, а также функцией педагогики. Объясните следующие закономерности, установленные наукой: 1. Системное содержание учебной информации способствует формированию осознанных и прочных знаний. 2. Процесс социализации будущего педагога может протекать тем успешнее, чем шире будет организовано социальное пространство педагогической практики. 3. Технологии обучения, ориентированные на исследовательский стиль обучения с опорой на индивидуальный опыт учащихся, позволяют получить высокий образовательный и развивающий эффект. 4. Подготовка современного учителя предусматривает обучение нормативным умениям и навыкам и развитие профессионального творчества. 5. Интенсификация образования в современный период развития общества является первоочередной задачей. 6. Формирование эвристических и логических приемов мышления возможно посредством проблемного обучения. 7. Максимальный успех обучения достигается, если педагог обладает творческим потенциалом. Сформулируйте задачи на объяснение известных закономерностей по предметному учебному курсу. Составьте аналогичные задачи по педагогике. Задача 35. Построение задач на доказательство. Задачи на доказательство широко используются в методике математики. Значительно в меньшей степени они используются в методиках преподавания естественных наук, совсем редко применяются в методике преподавания истории, литературы и вообще не используются в педагогике. Было бы ошибочным полагать, что этот факт определен исключительно содержанием науки. В известной мере причиной является недостаточность разработанности этого направления в методиках обучения. Между тем это обстоятельство снижает эффективность процесса обучения. Необходимость исправления этого обстоятельства связана с обучением педагогов построению учебных содержательных задач на доказательство. Предоставляем вам возможность потренироваться в построении учебных задач на доказательство по методике. С этой целью изучите теоретические положения, приведенные в предыдущей задаче, с позиции их доказательности. Самостоятельно постройте учебные задачи на доказательство по учебному предмету, который вы преподаете в школе, а также по педагогике. Задача 36. Текстовая задача. Рассмотрим информационную структуру высказывания педагога-философа С. И. Гессена. Вот что он пишет: «Задача всякого образования — приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Деление культуры определяет и деление образования на его виды. Соответственно этому и педагогика как общая теория образования распадается на соответственное число отделов: теорию нравственности, научного, художественного, религиозного, хозяйственного образования. В основе понятия " образование" лежит, таким образом, признак целей, преследуемых образованием».* * Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. — М., 1995. — С. 36.
Как вы полагаете, можно ли согласиться с автором? Обоснуйте ваше мнение. Каким образом автор выводит функции образования? Какие другие способы определения функций образования вам известны? Какова взаимосвязь образования и культуры? Задача 37. Текстовая задача на сравнение и выбор. В педагогике известны различные трактовки предмета изучения этой науки. Вот некоторые из них: 1. Педагогика — это наука о воспитании. 2. Педагогика — это наука об образовании. 3. Педагогика — это наука об образовании и воспитании. 4. Педагогика — это наука об образовании, обучении и воспитании. 5. Педагогика — это наука о целенаправленном формировании личности и т. д. Выберите одно из них или составьте новое. А теперь попробуйте составить перечень частных педагогических наук, входящих в состав педагогики, на основании каждого из приведенных определений педагогики как науки. На основе полученной системы дайте определение педагогики как науки. Задача 38. Построение задач на основе суперпозиции. Задачи, которые строятся на основе объединения частных задач, требуют для своего решения эвристических приемов. Чтобы построить такую сложную задачу, сначала составляются задачи, которые входят в нее, а затем определяется содержание сложной задачи. Сформулируйте такую задачу, решение которой строится на решении двух или более частных задач. Задача 39. Построение проблемного изложения информации. Пример такого изложения информации приведен в разделе «Проблемное обучение». Там же дан и анализ текста. Постройте проблемный текст изложения информации, раскрывающей следующие вопросы: 1. Каковы источники построения проблемного обучения? 2. Какие виды учебных ситуаций могут стимулировать эвристические действия? 3. Как представлены логические и эвристические действия при решении задач по технологии проблемного обучения? Задача 40. Анализ текста, построенного по технологии проблемного обучения. В школьном учебнике или в учебнике педагогики найдите текст, построенный по структуре проблемного обучения. Проведите его анализ по следующей таблице:
Задача 41. Построение текста изложения учебной информации в структуре проблемного обучения. Попытайтесь изменить структуру текста учебника таким образом, чтобы изложение информации было построено в структуре проблемного обучения. Для этого выберите любой текст учебника, главу учебника или его параграф и переведите его в структуру проблемного изложения информации. Образец такого текста и его анализ имеются в нашей книге. Задача 42. Анализ результативности проблемного обучения. Определите, каким будет предполагаемый результат обучения, если не реализованы функции проблемного обучения, хотя и произведена адаптация задачи к возрастным возможностям учащихся и сделан правильный расчет уровня сложности информационного материала. В качестве результатов такого обучения будем рассматривать следующие показатели: понимание, запоминание, систематизация знаний, применение знаний в новых ситуациях. Оценка производится условно в пятибалльной системе. Решение задачи может быть усложнено, если организовать практическую апробацию проблемного обучения. Тогда гипотетическое построение результата будет удостоверено опытом, практикой. Исследовательское решение задачи достаточно сложно, потребует много времени и профессиональной эрудиции. Это уже научное решение поставленной задачи. Итак, сформулируем последовательность педагогических процедур для построения проблемного обучения. А. 1. Определить и сформулировать научную проблему, рассмотреть ее содержание и структуру. 2. Раскрыть информационную структуру проблемы, выделить ее информационные слагаемые. 3. Определить цель изучения проблемы с позиции системности научного знания. 4. Уточнить взаимосвязи выделенной проблемы с другими научными проблемам. 5. Рассмотреть понятийный аппарат, необходимый для ее понимания. 6. Определить степень информационной готовности учащихся к изучению проблемы. Б. 1. Перевести проблему в задачную структуру. 2. Определить цель решения задачи для учащихся. 3. Выявить информационный состав задачи и ее конкретную структуру. 4. Фиксировать условия задачи, определив их в связи с целью и структурой задачи. 5. Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы учащиеся приняли задачу как цель. В. 1. Предусмотреть сложность задачи. 2. Адаптировать задачу к интеллектуальным возможностям учащихся. 3. Разработать вспомогательные дидактические средства, облегчающие решение задачи. 4. Предусмотреть введение дополнительной информации в задачу. Г. 1. Составить план предъявления задачи учащимся. 2. Спроектировать ход решения задачи учащимися и возможные его варианты. 3. Приготовить дополнительные задачи с целью коррекции действий учащихся и изменения сложности задачи в расчете на индивидуальные возможности. Д. 1. Предусмотреть генеральный метод решения задачи. 2. Спланировать способы обсуждения гипотез, предлагаемых ученикам. 3. Составить логическую схему анализа обсуждения и поиска способов решения задачи. 4. Определить методы включения учащихся в решение задачи, способы активизации. 5. Определить факторы, препятствующие осуществлению генерального плана педагогической регуляции процесса решения задачи учащимися. Е. 1. Определить способы оценивания правильности решения и нахождения оптимальных путей решения задачи. 2. Построить выводы и заключения. 3. Разработать способы введения задачи в содержание и структуру учебного процесса. 4. Произвести оценку полезности и эффективности примененной технологии проблемного обучения. ГЛАВА 6 МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 1. Дидактическая регуляция учебной деятельности посредством профессионально ориентированных учебных задач Стратегией современного профессионального обучения является рефлексивно-гуманистическое управление. Психолого-педагогическое содержание его выражается в регулировании и стимулировании познавательных действий студентов, направленных на самостоятельное принятие решений в ходе изучения реальной и абстрактной действительности. Технологическая задача состоит прежде всего в том, чтобы определить, насколько жестко следует детерминировать действия студентов. Проблема заключается в проектировании меры неопределенности учебной информации, ее полноты, достаточности или избыточности в расчете на ту или иную степень свободы действий обучающихся. Предварительно устанавливается целесообразность учебной информации, вводимой в учебный процесс, с точки зрения ее научного содержания и необходимых ограничений. Способ включения учебной информации в процесс обучения связан с логическим структурированием предметно-объектного содержания информации, подлежащей усвоению. Необходимо также выяснить адекватность информации способам управления процессом ее усвоения и вьывить объективную сложность этого процесса и индивидуальную трудность усвоения информации. В условиях эвристической направленности процесса обучения учебно-информационный текст, отражающий речемыслительную деятельность педагога и обучающихся, побуждает студентов к смы-слотворчеству в области изучаемых вопросов, а педагога — к изобретению новых средств управления своими профессиональными действиями. Наиболее успешно протекает этот процесс, если логическая структура информационного текста приобретает характер рассуждения и решения проблемных задач.
|