Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к информации, включенной в учебные задачи






Научные требования Дидактические требования  
     
Адекватность Возрастным и индивидуальным особенностям Уровню подготовленности Научному составу и структуре знаний  
Структурированность информации Дидактическая переработка информации осуществляется в соответствии с педагоги­ческими целями и задачами  
Объективность информации Учебная информация не должна искажать объективное содержание изучаемого объекта или явления
Полнота информации Объем информации, необходимый и достаточный для понимания решения задач
Релевантность информации Объем информации должен соответствовать целям обучения
Доступность информации Содержание информации, ее структура, объем и форма предъявления должны быть понятны учащимся
Своевременность и непрерывность информации Включение информации в задачу произво­дится на основе учета уровня подготовлен­ности учащихся к ее восприятию, а также в соответствии с поставленными целями последовательно и в развитии
Лингвистические средства Язык информации должен способствовать пониманию смысла информации
       

 

§ 3. Составление профессиональных задач по технологии обучения

Технологическая модель педагогического процесса предпола­гает создание определенных условий, в которых осуществляется педагогическое управление учебной деятельностью посредством задач, составляющих предметное содержание учебной деятельно­сти. В ходе их решения вырабатываются творческий стиль мышле­ния, профессиональное видение, а также профессиональные уме­ния. Постановка учебных задач достигает своей цели, особенно в том случае, если задачи имеют проблемный характер, отражают такие связи между известным и неизвестным, которые еще не были включены в систему знаний и не закреплены в памяти обу­чающихся. В ином случае актуализация решения типовой задачи не составляет особого труда и не требует напряжения, познава­тельные действия сводятся к узнаванию существенных характери­стик задачи без их объяснения и специального анализа. Тогда со­держательные отношения, составляющие суть задачи, становятся как бы аксиомой, на основе которой дискурсивные выводы за­труднены для обучающихся, так как они представляют собой за­крытое знание, не подлежащее развертыванию. В таком спрессо­ванном виде знание о способе решения становится тормозом для развития и формирования интеллектуальных умений.

Технологические процедуры и ряд промежуточных технологи­ческих приемов требуют их понимания, освоение их связано с анализом объективных и субъективных факторов становления пе­дагогической деятельности. Средством достижения могут служить учебные задачи, в ходе которых вырабатываются нежесткие алго­ритмы решения подобных задач, формируются способы достиже­ния цели на основе методической реализации дидактических тех­нологий и их взаимодействия.

Таким образом, проектирование и управление учебной дея­тельностью будущих профессионалов в области педагогического труда осуществляются на информационной основе, путем объекти­визации целей и управления процессом решения учебных задач. Со­держание задачи адаптируется к цели и выстраивается в логиче­скую структуру, определяющую механизм мыслительных действий. Ситуация затруднения создается путем обнажения имеющихся связей между теоретическими положениями, реализуемыми в той или иной технологии обучения, и необходимостью приложения технологии к сфере конкретной предметной деятельности. Задача по технологии предусматривает ограничение поля деятельности студента, введение его прямым или косвенным способом в ситу­ацию имеющегося разрыва между известным и неизвестным, ко­торый необходимо обнаружить и охарактеризовать. Если задача поставлена правильно и имеет проблемную ориентацию, то сту­дент, приступив к ее решению, выполняет как бы функцию раз­работчика и исполнителя.

Преподаватель, который содержательно определяет, направ­ляет и регулирует деятельность студентов:

задает информационную сферу проектируемой деятельности обучающих;

формулирует педагогическую цель (чему следует научить своих учеников);

выделяет предметное содержание, в составе которого данная цель может быть решена;

производит афферентный синтез информации;

актуализирует имеющуюся готовность студентов;

проектирует условия и требования учебных задач;

выстраивает их структуру, направленную на приведение к из­вестному путем объективизации студентами причинно-следствен­ных или других связей между имеющимися в задаче условиями и поставленным требованием, сформулированным в виде вопроса.

Проблемная ориентация учебных задач непременно проекти­руется, сам педагог выполняет действия проектирования, приве­денные в табл.3.

Таблица 3


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал