Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическое управление познавательной деятельностью учащихся 6 страница






При определении цели и содержания задачи перед преподава­телем стоят следующие проблемы:

описать то, чему следует обучить студентов (цели обучения);

определить конкретные виды задач;

определить связи между задачами;

выделить центральные задачи и дополнительные, служащие эта­пами дидактической подготовки студентов к решению главных задач, т.е. создать последовательно развивающуюся серию задач по принципу от простого к сложному;

сопоставить и соразмерить составленную программу задачного обучения с другими технологиями управления учебными действи­ями;

распределить задачи во времени.

Содержанием учебных задач может стать совокупность действий преподавателя. Например: методика развития научных понятий, способы управления учебной деятельностью, средства стимуля­ции, анализ и оценка достижений учащихся в учебной деятельно­сти и многие другие цели профессиональной деятельности.

Таблица 1

Функциональное содержание учебных задач

Задачи Содержание
   
Дидактические Формирование у студентов умений и навыков обу­чающей деятельности; постановка учебной цели, диагностика готовности к учебному процессу; спо­собы управления учащимися посредством содер­жания информации; дидактические требования к организационной и предметной готовности; ана­лиз педагогической ситуации; управление ею посредством включения в учебную деятельность; дидактические коммуникативные средства управ­ления; дидактическое стимулирование в целях формирования мотивации и активности; дидак­тическое управление эмоциональным состоянием учащихся; дидактические средства управления познавательной активностью учащихся; дидакти­ческие способы стимуляции познавательной дея­тельности учащихся и др.
Психодидакти­ческие Способы мобилизации внимания учащихся, акти­визации мышления, формирование саморегуля­ции, положительной мотивации на учебный про­цесс, создание психологически благоприятного микроклимата, психологического механизма са­моуправления, развитие интеллекта, эвристиче­ского мышления и самоорганизации
Воспитательные Управление дисциплиной учащихся, способы пе­дагогического управления коллективным поведе­нием, индивидуальные способы коррекции пове­дения учеников, психологические контакты с учащимися, воспитание ответственности, анализ педагогических ситуаций; формирование социаль­ной сознательности, управление соблюдением учащимися правил поведения, создание деловой дисциплины, обеспечение культуры труда, осу­ществление коллективного поведения учащихся, направленного на учебный труд, формирование нравственной и поведенческой культуры
Коммуникатив­ные умения Гуманистическая и демократическая направ­ленность поведения, умение направлять свои действия на личность учеников, персонифициро-ванность обращения к учащимся, нахождение контакта со всем классом и отдельными учащи­мися, снятие конфликтов, доброжелательность и требовательность; способы общения и управления общением, этические способы обращения к учащимся: поощрение, одобрение, осуждение, предупреждение, наказание; отношение к меж­личностному общению учащихся и др.
Лингвистические Способы речевого обращения к учащимся, лекси­ка русской речи, грамотность речи, выразитель­ность, логическая стройность, конструирование речевых форм языка, эмоциональность речи, речевое выражение реакции на поведение учащихся
По технике театральной педагогики Умение свободно держаться в классе, пантомимика, жест, мимика в связи с ситуацией, физическое поведение; управление своими эмоциями и др.

 

Тематика учебных задач, как видно из таблицы, очень широка и может быть расширена и углублена в зависимости от того, для чего предназначена задача и на каком уровне (первоначальном, норма­тивном или исследовательском) требуется сформировать профес­сиональные умения студентов, а также в связи с тем, каково педа­гогическое назначение применяемой задачи: для последовательно­го развития профессионального умения студентов, в целях коррек­тировки качеств того или другого вида профессиональной деятель­ности, персонального развития отдельных свойств профессиональ­ной подготовки студентов, углубления сильных и совершенствова­ния слабых сторон профессиональной подготовки и т. д. Для техно­логии составления задач все эти позиции имеют большое значе­ние, так как определяют содержание и структуру задачи.

Содержание учебной задачи связано с отбором учебной инфор­мации и ее структурированием. Несколько слов требуется сказать относительно этих процедур по содержанию учебных задач, ори­ентированных на формирование у студентов профессиональных умений, очень сложных по содержанию и абсолютно необходи­мых для квалифицированной работы.

Информационная деятельность учителя связана с передачей со­держания и структуры научных сведений, следовательно, в ней дол­жны быть правильно отражены научные теории и позиции, интер­претированы научные факты, правильно воспроизведен тезаурус (понятийно-категориальный состав) науки, соблюдены в известной мере чистота информации, объективность и обязательно — ее струк­турность. Все эти требования — общие для целей обучения. Отбор информации должен отвечать возможностям учащихся, их воспри­имчивости к новым знаниям и действиям, пониманию, темпу и глубине усвоения. Учебная информация должна быть адекватной воз­растным и индивидуальным психологическим особенностям обучающих­ся, а также уровню их образовательной и процессуальной подготовлен­ности; должна соответствовать известной учащимся научной концеп­ции и системе знаний, позволяющей активно воспринимать новую информацию адекватно ее истинному содержанию и смыслу. Поэто­му необходимы адаптация научной информации к аудитории и, в частности, построение ее структурной модели, отработка ее по ло­гическому основанию и в соответствии с поставленными целями.

Второе дидактическое правило для построения логической структуры информации вытекает из дидактического принципа доступности: информацию необходимо сделать понятной для уча­щихся, иначе управленческая функция педагога будет неэффек­тивна. Информацию необходимо рассчитать с точки зрения ее объема и уровня сложности для оптимальных структур управле­ния (это связано с информационным объемом восприятия, прин­ципом достаточности и необходимости для эффективного учеб­ного процесса, а также с позиций ее развивающей функции).

Кроме того, работа с отбором, дидактическим структурирова­нием информации касается определения и прогнозирования ее направленности и своевременности. В ином случае она перестает быть понятной и не усваивается учащимися. В педагогике это тре­бование находит свое выражение в решении таких задач, как от­бор нужной информации для раскрытия конкретного вопроса при построении учебных задач, конструирование беседы с учащими­ся, осуществление оценивания знаний учащихся и отбор прин­ципиально существенных знаний и умений для контроля за успе­ваемостью учащихся и т. д.

Объем, состав, иерархический порядок информации первона­чально определен в учебных программах. Но там информация лишь названа, а не вскрыта. Форма представления информации во мно­гом оказывает влияние не только на точность, но и на скорость усвоения, на глубину и перспективы развития знаний. Вопросы, нашедшие свое отражение в учебной программе, только пред­ставлены, но не определены в своем содержании и научной ин­терпретации. За учителем остается право и обязанность продол­жить перевод научного знания в учебную информацию как в ас­пекте научных характеристик в целях адаптации научного ее со­става и структуры, а также объективности и точности информа­ции, так и с позиции педагогической адаптации: обеспечить до­ступность, своевременность и непрерывность информации. Среди требований к информации в целях оптимизации процесса управ­ления В. А. Якунин называет следующие: релевантность, адекват­ность, объективность, полноту, точность, структурированность, специфичность, доступность, своевременность и непрерывность.*

* См.: Якунин В. А. Обучение как процесс управления: Психологические ас­пекты. — Л., 1988.

 

Наиболее значимые требования к учебной информации, в том числе и к той, которая заключена в учебных задачах в виде дидак­тических характеристик информации, отражены в табл. 2.

Таблица 2


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал