Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая проектировочная деятельность по составлению учебной задачи






Этапы Целепола-гание Диагностика уровня готовности учащихся Проектирование учебных задачи
I Общие цели в информа­ционном, Диагностика общего уровня готовности обучающихся к Разработка концепции управления самостоя­тельной работой уча­
    деятельност-ном и лич­ восприятию нового знания и к действиям щихся по решению учебных задач
    ностном аспектах интеллектуальным и практических. Темп учебной работы    
II Иерархичес­кое выстраи­вание систе­мы учебно-профессио­ Диагностика готов­ности в области конкретного предмета изучения. Теоретико-информационная Проектирование систе­мы, структурирован­ной информации, выявление соотноше­ния между известным и
    нальных за­дач. Целевой граф введе­ готовность. Функционально-ана­литическое построе­ неизвестным, проек­тирование требуемых действий для решения
    ния задач в процесс обу­чения. ние нормативной модели готовности задачи, построение дидактической регу­ляции познавательной
            деятельностью уча­
            щихся
III Адаптация предметных целей об­ Диагностика инди­видуального, лич­ностного уровня Определение состава, объема и времени учебной работы по
    разования и развития к имеющим­ готовности к про­дуктивной деятель­ности. Выявление решению задачи
    ся условиям и их интер­претация внутренних и внеш­них факторов педаго­гической среды    

 

Выполнение этих этапов деятельности педагогом представляет собой относительно законченный цикл. Он подготавливает по­строение задачи, но не раскрывает дальнейшую работу учителя по управлению ее решением. Поскольку результат зависит не только от содержания и структуры задачи, но и от способов регуляции учеб­ной деятельности, то правомерно предположить необходимость в разработке способов осуществления педагогического руководства. Первый этап состоит в проектировании педагогической деятельно­сти, содержанием которой является составление учебных задач, имеющих проблемную и профессиональную направленность.

Остановимся более подробно на содержании приведенной нами схемы по проектированию педагогической деятельности, направ­ленной на составление проблемной учебной задачи для студентов.

Первый этап — ориентировочный. Это подготовительный пери­од, назначение которого — уточнение цели составления задачи для студентов. Целеполагание осуществляется сначала в общем виде, затем путем диагностики выясняется, насколько студенты подго­товлены к достижению предполагаемых педагогом целей, достато­чен ли их уровень обученности, имеются ли у них необходимые знания и умения, отвечает ли их уровень готовности поставленным целям. Поскольку цель, которую ставит педагог, всегда работает с опережением сегодняшнего уровня профессиональной эрудиции студентов, то, как правило, проведенное диагностирование свиде­тельствует, во-первых, о недостаточности их знаний или умений и, во-вторых, фиксирует отсутствующие знания и умения, кото­рые представлены в общей формулировке предметных целей, что указывает на целесообразность применения специальной задачи (или задач), с помощью которой цель будет достигнута. Кроме того, бла­годаря полученным сведениям о том, каких именно знаний или умений не хватает студентам, появляется возможность конкрети­зировать цель. Это осуществляется на втором этапе целеполагания (перевод на предметный язык методики обучения).

В результате первого этапа педагогической деятельности по со­ставлению учебной задачи уточняется ее цель, которую предстоит сконструировать педагогу, и устанавливается наличие конкретных пробелов в знаниях студентов, в их понимании и умении объяснять научные истины и факты. Цель получает новую формулировку в виде определенной задачи управления учебной деятельностью сту­дентов. Важно, чтобы она предполагала возможность научного обо­снования результатов решения задачи и хода самого решения. В ином случае целесообразность учебной задачи сомнительна.

Эмпирический путь рационален лишь тогда, когда результаты могут быть апробированы и обработаны репрезентативными ме­тодами. В реальной педагогической практике на учебных занятиях не ставятся длительные и многократно повторенные опыты, а сбор данных, подлежащих анализу, весьма ограничен. Поэтому учеб­ные задачи, их целевая установка чаще всего ориентированы на имеющиеся в науке объяснения и аргументы, а не на получение совершенно новых, еще не известных результатов.

Какова бы ни была проблемная задача, процесс ее решения предполагает постановку ясной, научно аргументированной цели и проектирование технологии решения. В связи с этим целевая позиция педагога является определяющей в разработке учебной задачи и включении ее в учебный процесс.

Второй этап педагогической деятельности по составлению про­блемной учебной задачи, представленный в табл. 4, заключается в отборе теоретического содержания учебного материала, на кото­ром будет отработан комплекс знаний и умений студентов. Это уже фактологический материал, который может быть объяснен теоретически. В обсуждении предполагаются описание реально происходящих явлений в педагогической действительности, про­фессиональная зарисовка состояния изучаемого объекта и явле­ния и т. д. Главное состоит в том, что педагог производит выбор проектируемых интеллектуальных действий студентов, определя­ет предметную сферу этой деятельности. Делается это в соответ­ствии с поставленной ранее целью, в результате чего педагоги­ческая цель отражается в предметном содержании задачи.

Нельзя путать цели педагогическую и учебную. В данном кон­тексте имеется в виду педагогическая цель, которая воплощается в проектируемое содержание учебной деятельности, управление познавательным и предметно-содержательными учебными действи­ями. Завершается второй этап сличением цели и результата. Логи­ка такого анализа следующая: педагогическая цель (полученная вследствие ее уточнения посредством диагностики готовности обу­чаемых) — содержание задачи—операционное содержание задачи. И первый, и второй этапы представляют собой циклы связанных между собой действий.

Таблица 4


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал