Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогическая проектировочная деятельность по составлению учебной задачи
Выполнение этих этапов деятельности педагогом представляет собой относительно законченный цикл. Он подготавливает построение задачи, но не раскрывает дальнейшую работу учителя по управлению ее решением. Поскольку результат зависит не только от содержания и структуры задачи, но и от способов регуляции учебной деятельности, то правомерно предположить необходимость в разработке способов осуществления педагогического руководства. Первый этап состоит в проектировании педагогической деятельности, содержанием которой является составление учебных задач, имеющих проблемную и профессиональную направленность. Остановимся более подробно на содержании приведенной нами схемы по проектированию педагогической деятельности, направленной на составление проблемной учебной задачи для студентов. Первый этап — ориентировочный. Это подготовительный период, назначение которого — уточнение цели составления задачи для студентов. Целеполагание осуществляется сначала в общем виде, затем путем диагностики выясняется, насколько студенты подготовлены к достижению предполагаемых педагогом целей, достаточен ли их уровень обученности, имеются ли у них необходимые знания и умения, отвечает ли их уровень готовности поставленным целям. Поскольку цель, которую ставит педагог, всегда работает с опережением сегодняшнего уровня профессиональной эрудиции студентов, то, как правило, проведенное диагностирование свидетельствует, во-первых, о недостаточности их знаний или умений и, во-вторых, фиксирует отсутствующие знания и умения, которые представлены в общей формулировке предметных целей, что указывает на целесообразность применения специальной задачи (или задач), с помощью которой цель будет достигнута. Кроме того, благодаря полученным сведениям о том, каких именно знаний или умений не хватает студентам, появляется возможность конкретизировать цель. Это осуществляется на втором этапе целеполагания (перевод на предметный язык методики обучения). В результате первого этапа педагогической деятельности по составлению учебной задачи уточняется ее цель, которую предстоит сконструировать педагогу, и устанавливается наличие конкретных пробелов в знаниях студентов, в их понимании и умении объяснять научные истины и факты. Цель получает новую формулировку в виде определенной задачи управления учебной деятельностью студентов. Важно, чтобы она предполагала возможность научного обоснования результатов решения задачи и хода самого решения. В ином случае целесообразность учебной задачи сомнительна. Эмпирический путь рационален лишь тогда, когда результаты могут быть апробированы и обработаны репрезентативными методами. В реальной педагогической практике на учебных занятиях не ставятся длительные и многократно повторенные опыты, а сбор данных, подлежащих анализу, весьма ограничен. Поэтому учебные задачи, их целевая установка чаще всего ориентированы на имеющиеся в науке объяснения и аргументы, а не на получение совершенно новых, еще не известных результатов. Какова бы ни была проблемная задача, процесс ее решения предполагает постановку ясной, научно аргументированной цели и проектирование технологии решения. В связи с этим целевая позиция педагога является определяющей в разработке учебной задачи и включении ее в учебный процесс. Второй этап педагогической деятельности по составлению проблемной учебной задачи, представленный в табл. 4, заключается в отборе теоретического содержания учебного материала, на котором будет отработан комплекс знаний и умений студентов. Это уже фактологический материал, который может быть объяснен теоретически. В обсуждении предполагаются описание реально происходящих явлений в педагогической действительности, профессиональная зарисовка состояния изучаемого объекта и явления и т. д. Главное состоит в том, что педагог производит выбор проектируемых интеллектуальных действий студентов, определяет предметную сферу этой деятельности. Делается это в соответствии с поставленной ранее целью, в результате чего педагогическая цель отражается в предметном содержании задачи. Нельзя путать цели педагогическую и учебную. В данном контексте имеется в виду педагогическая цель, которая воплощается в проектируемое содержание учебной деятельности, управление познавательным и предметно-содержательными учебными действиями. Завершается второй этап сличением цели и результата. Логика такого анализа следующая: педагогическая цель (полученная вследствие ее уточнения посредством диагностики готовности обучаемых) — содержание задачи—операционное содержание задачи. И первый, и второй этапы представляют собой циклы связанных между собой действий. Таблица 4
|